О пользе мяса и вреде йоги
В рассуждениях о вреде мяса, которые я часто слышу от вегетарианцев есть некоторые вещи, с которыми можно смело согласиться, наряду с аргументами, не имеющим ничего общего с реальностью.
Поскольку у меня был пятилетний опыт полного вегетарианства (ни мяса, ни рыбы, ни яиц) в течение которого я прочитал все фундаментальные восточные трактаты, касающиеся индийской космологии, философии буддизма и даосизма, включая труды по аюрведе, акупунктуре, йоге и другим знания, я могу об этом сказать пару слов.
Естественно, долгое время я практиковал разные оздоровительные психофизические практики от Випассаны и хождения по углям, до ритритов и дыхательный техник.
Не буду подробно вдаваться в те системы, которые мне удалось на себе испытать, скажу, что это были практически все методы известные в эзотерических кругах пятнадцать лет назад.
Свои наблюдения, для удобства, я сведу к тезисам.
Аюрведа и типы пищи.
1.Говоря о пользе или вреде какого-то продукта для здоровья со ссылкой на Аюрведу, мы должны помнить несколько вещей.
Первое –это варны (у нас более распространенное слово «касты») существующие в Индии до сей поры. Это аналог дореволюционных российских сословий, где высшую ступень занимали брамины (жрецы, представители религиозного культа).
Чуть ниже располагались кшатрии (воины, цари). Далее шли вайшьи (купцы и крупные землевладельцы).
Первые три касты назывались «двиджи», что означало дважды рождённые.
Далее следовали шудры (батраки, слуги и бедные крестьяне) и замыкали социальную лестницу «неприкасаемые» -презираемый и бесправный социальный слой. Даже случайная встреча двиджи с неприкасаемым вела к серьезным процедурам очищения.
2. Второе -это гуны, т.е. качества, свойства.
саттва — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
раджас — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
тамас — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.
Питание согласно Аюрведе делится на:
Тамасическое – т.е. вызывающее отупление, куда входила речная рыба, корнеплоды (пища крестьян и неприкасаемых) а так же любая несвежая еда.
Раджасическое - способствующие силе и энергии, это были мясо и острые специи (пища воинов)
Саттвические –употребление которых приводило к благости и созерцательности. Такими продуктами считалось все молочные продукты, сладкие фрукты, мёд, каши, орехи и рис (пища жрецов)
Заметим, что массового употребления алкоголя ни тогда, ни сейчас в Индии не было.
Влияние климата и продуктов на человека.
3.Индостан и тогда и сейчас представлял собой климатическое место, которое можно разделить на две условных области: там, где жарко и там, где очень жарко.
Любая тяжелая физическая работа или упражнения в таком климате просто противопоказана.
Поэтому любимым занятием индийцев на протяжение тысячелетий является болтовня с соседями возле раскидистого баньяна или какого другого дерева.
Поэтому индусы падки на различные проповеди и выступления местных гуру, попрошайничество и абсолютное наплевательство на бытовые удобства.
В этом у нас с ними есть определенная схожесть.
4.Вряд ли я кого-то удивлю, если скажу, что в России, и в Советском Союзе основными продуктами 85 процентов населения являлись зерновые, озерная или речная рыба, курица, яйца, овощи, консервы, сало, хлеб.
Мясо в рационе крестьян было крайне редким явлением. В СССР, если мы берем брежневский период, ситуация немного изменилась к лучшему, как альтернатива мясу появились всевозможные колбасы и колбасные изделия, тушенка, пресервы и консервы, то есть пища представляющая из себя чистый яд.
И до сей поры, даже свиной шашлык остается в России деликатесом.
По сути, рацион среднестатистического россиянина не сильно расширился.
Да, в стране стали больше потреблять курицы и рыбы. Совершенно обыденными на столе стали бананы, макароны из твердых сортов пшеницы и некоторые другие продукты.
Весь этот продуктовый набор совершенно четко относит наше население к низшей касте развивая в нем тупость и инертность на уровне физического тела.
5. Суровые климатические условия России, длинная зима и короткое лето несмотря на очевидную разницу с климатом Индостана, все же имеет с ним сходство по степени воздействия на менталитет народа.
В обоих случаях, человек долгое время предоставлен самосозерцанию (лежать на печи и в потолок плевать).
В обоих случаях, нематериальное в человеке довлеет над материальным.
Есть одно «но» физическое состояние северного человека нуждается в крепости и ригидности. Он распахивает трудную почву, валит лес, носит тяжелую одежду. Его рацион крайне нуждается в жирах. Чтобы поддерживать тепло в теле.
Человек Юга гибок и менее крепок. Он почти не носит одежды, и не занимается интенсивным физическим трудом.
Что такое Йога?
6. Теперь мы плавно подходим к йоге. Я уже неоднократно писал о том, что из-за искажения понятий слово «йога» абсолютно утратила своё первостепенное значение.
Для продвинутых рекомендую бессмертный труд переведенный на десяток языков под названием Сутра Йоги Живого Пива.
Если в двух словах, то Йога –это практика остановки колебаний ума. Три основных условия для практикующих Йогу -это наличие наставника, полная неподвижность в течении длительного времени и уединение.
То, что у нас подразумевается под «йогой», есть ни что иное, как система гимнастических упражнений, появившаяся чуть более ста пятидесяти лет назад. За это время эти упражнения обросли мифами, легендами, были дополнены дыхательными и очистительными практиками, сдобрены мистикой и утверждены в своей незыблемости самозваными Гуру.
Сейчас количество школ такой «йоги» насчитывает несколько сотен.
Распространение такой «йоги» в самой Индии, с одной стороны, было связано с нахлынувшим потоком американцев и европейцев жаждавших прозрений и откровений. С другой было обусловлено многомиллионной армией бездельников, пытавшихся на этом заработать.
Сексуальная энергия.
7.Еще несколько моментов, которым следует уделить внимание. Это секс и поведение желудочно-кишечного тракта.
Не будем углубляться в дебри происхождения, накопления и выброса (сублимации) сексуальной энергии, просто представьте следующее.
Человек -это чайник, стоящий на плите.
Накопление энергии (пара) происходит в самом низу (муладхаре), откуда она имеет два выхода. Часть выходит через носик (свадхистану), часть через крышку (сахасрару). Поскольку крышка может сидеть довольно плотно, весь пар уходит через носик, пока чайник не выключили.
В народе есть такие выражения «спустить пар», «вскипеть», «разгорячиться», «накипело».
Если заткнуть носик, и приподнять крышку, весь пар пойдет через верх.
К сожалению, в России у людей крышка плотно закупорена, поэтому основные действия совершаются при помощи инстинктивно-двигательного центра. Работу такого центра определяет связка страх-агрессия, что в условиях социума всегда чревата проблемами, болезнями, запорами и другими проблемами.
Кто бывал в Индии знает, что желудок там работает безукоризненно, раз.
Сексуальная энергия легко сублимируется, два.
Две эти вещи также служат гибкости и ментальной, и физической.
Если вы вспомните одну из самых загруженных улиц Мумбая, где шесть полос сумасшедшего трафика в одну сторону и шесть в другую, то вам будет понятно, о чем я говорю.
Эту трассу могут переходить под прямым углом без светофоров и переходов калеки, верблюды, крестьяне на телегах, ишаки; её пересекают моторикши, велосипедисты, мотобайки, нищие, попрошайки и прочая разношерстная индийская публика.
Ни у кого сей факт не вызывает приступов лютой злобы или неконтролируемой агрессии.
Признаки варн.
8.И наконец последнее. Для каждой варны испокон веков установлены свои правила и психофизические упражнения.
Брамины читают мантры, занимаются изучением Вед, отправлением религиозных обрядов и устанавливают нормы поведения для всех остальных. Он употребляют саттвическую пищу в небольших количествах. Они не думают о хлебе насущном. Сексуальную энергию жрецы сублимируют в духовный рост.
Кшатрии поддерживают власть браминов, распоряжаются жизнями и доходами остальных каст, а также дают им защиту. Они упражняются в воинских искусствах, наращивают мышечный корсет, едят мясо, активно занимаются сексом. Религиозные ритуалы укрепляют власть воинов и царей.
Купцы и землевладельцы беспрекословно подчиняются жрецам и воинам. Они могут употреблять любую пищу, довольно активны в сексе и обладают балансом между физическим и умственным развитием.
Крестьяне существуют в прахе. В прахе рождаются и в прах обращаются. Они тяжело работают, получая за это кусок хлеба. Пища, секс, условия жизни, умственные способности, цели –все это делает четвертую Варну похожей на тягловый скот.
Неприкасаемые выключены из социума. Едят в основном отбросы, корнеплоды или фрукты. Бездельничают, попрошайничают, воруют, насилуют, убивают.
9.Что получается?
Получаются следующее:
1.Гимнастические упражнения, ошибочно называемые в нашей стране «йогой» даже в индийском социуме есть удел бездельников. Ведь им отводится значительная часть времени.
В нашем обществе такая практика, под руководством доморощенных гуру, только усиливает человеческое Эго.
Эго –главный враг Йогина.
2. Вегетарианство –это исторически сложившийся рацион у земледельцев всего мира. Однако он ни носит ни установленного характера, ни религиозного (индусы являются исключением ввиду того, что корова считается священным животным), а продиктован отсутствием выбора.
Когда есть возможность, крестьяне с радостью употребляют мясо.
3. Поскольку Йога –есть упражнение в неподвижности ума при помощи неподвижности тела, а целью её есть достижение Самадхи, то никакие физические упражнения называться йогой не могут.
Или точнее так: называться йогой может все и бодибилдинг, и биатлон, и шахматы.
Как говорил Шри Ауробиндо – вся жизнь есть йога.
4. И мясо и гимнастические упражнения необходимы, если у человека есть в жизни какие-то цели, кроме того, чтобы разорвать цепи Сансары.
5. Человека, практикующего Йогу (остановку ума посредством концентрации и медитации) для верности, следует называть Йогином.
6.Отказ от животной пищи вообще, имеет кратковременную пользу. Но польза эта проистекает ни из-за улучшения физического состояния человека, а из-за ментального контроля над своим телом.
7.Принципы питания европейца раз и навсегда сформулировал Гиппократ. И никто ничего нового после него не открыл:
а. Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
б. Всё хорошо, что в меру.
в. Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так и гимнастика очищает организм.
г. Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы.
д. Действие диетических средств продолжительны, а действие лекарств — скоропреходящи.
8.Отсюда вывод.
Вред гимнастических упражнений, которые у нас ошибочно называют «йога», заключается в трёх вещах.
-В надуманной религиозно-философской подоплёке.
-В подаче этих упражнений, как некой панацеи от всех проблем.
-В навязывании паттернов поведения и питания.
Польза красного мяса заключается также в трех факторах:
-Оно даёт недостающие витамины и минералы человеческому организму.
-Оно способствует росту мышц, укреплению тела и готовности к самозащите.
-Оно даёт раджасическую энергию, энергию страсти и желание победы.
Источник:
277 комментариев
10 лет назад
В ведической традиции всю пищу принято делить на три вида: саттвическая, раджасическая и тамасическая.
Данное разделение соответствует трём "гунам материальной природы": сатва, раджас и тамас.
Эти гуны, по мнению индусов, управляют жизненной энергией всех живых существ в нашем материальном мире.
Сатва обозначает гармонию, мудрость, святость. Пища, обладающая саттвической энергией, облагораживает человека, дарует ему трезвость ума и здоровье тела.
Эта пища для тех людей, которые желают идти по пути совершенствования духа и достичь просветления. Это пища монахов, мудрецов и праведных людей.
К саттвическим продуктам принадлежат фрукты, овощи, орехи, мёд, злаки.
В индийской традиции нет строгого разделения еды на сырую и переработанную, но все сырые натуральные продукты (за редким исключением) являются саттвическими.
Главные два критерия, по которым определяется принадлежность пищи к сатве, это её растительное происхождение и свежесть. Овощи и фрукты непременно должны быть свежими.
Рис, хлеб, каши и другие блюда тоже являются саттвическими, но обязательно должны быть свежими, только снятыми с огня и не содержать в своём составе мяса, рыбы и пряностей.
Второй критерий саттвической пищи она должна быть простой (постной) и не вызывать сильных вкусовых ощущений.
Вкусовые ощущения, по мнению индусов, воздействуя на органы чувств, вызывают в теле человека огонь страстей.
Страсти же и сильные ощущения главный враг человека, стремящегося к умиротворению, святости и духовному росту.
Поэтому, пища с сильным вкусом (горьким, сладким, острым) уже не принадлежит к саттвической.
В этом плане, лук и чеснок, хоть и являются натуральными сырыми продуктами, но, благодаря своему острому вкусу, не относятся к саттвическим.
Иногда к категории саттвической пищи относят ещё и молоко.
Раджас олицетворяет энергию, страсть, воинственность. Раджасическая пища наполняет тело человека множеством желаний и страстей.
Это еда раджи, правителя, воина. Эта пища для людей, стремящихся к телесным утехам: обжор, пьяниц, любовников.
Критерий раджасической пищи сильный вкус. Пряная, солёная, сладкая, жареная, копчёная и искусно приготовленная еда принадлежит к раджасической.
Все блюда животного происхождения из мяса, рыбы, птицы тоже являются раджасическими. Сюда же относятся все спиртные напитки, наркотики и лекарства.
Раджасическая пища изменяет состояние сознания человека, наполняет его энергией, но, вместе с ней, и страстью.
Её рекомендуют употреблять воинам перед боем, любовникам перед любовными утехами.
Но желания, проникшие в организм человека вместе с едой, разрушают тело и затуманивают разум.
Чтобы удовлетворить аппетит, человек убивает животное, но, съедая его, он наполняет своё тело желаниями и безрассудством, а потом, в порыве страсти, он развязывает войны и убивает людей.
Поэтому, все убийства, будь то животных или людей, происходят по вине раджасической пищи.
Желания и страсти никогда не покидают человека питающегося раджасической едой.
Стремясь к удовлетворению желаний, человек садится за изысканно накрытый стол, но съеденные им блюда только распаляют страсть.
Так человек оказывается в круговороте желаний, в замкнутом кругу, когда стремление удовлетворить телесную страсть приводит только к её усилению.
Бушующие страсти истощают организм человека, что приводит к болезням тела и скорой смерти.
Но и после смерти, желания не покидают человека, а невозможность их удовлетворения приводит к "адским страданиям" в загробном мире.
Тамас символизирует упадок, разложение, смерть. Тамасическая пища, по мнению индусов, это еда, которая вообще не пригодна к употреблению.
Сюда относится гнилая и несвежая пища, которая дурно пахнет и неприятна на вкус. Саттвическая и раджасическая пища, со временем, когда начинает портиться, превращается в тамасическую.
Гнилые овощи и фрукты, заплесневевший хлеб, прокисшие молоко, забродивший суп, всё это примеры тамасической пищи.
Иногда к тамасической пище относят даже остывшие после приготовления блюда.
Еда, приготовленная и поставленная в холодильник или другое холодное место, однозначно относится к тамасической.
Повторный разогрев не изменит её состояния. Тамасическая пища наполняет организм человека самыми низменными энергиями, разрушает тело и сознание.
Апатия, уныние, слабость, невежественность, глупость всё это характеристики человека, употребляющего тамасическую пищу.
Это еда низших слоёв общества рабов, а в наше время бомжей.
Питание тамасической едой приводит к множеству язв, как снаружи, так и внутри человека.
Организм начинает болеть, разлагаться, выпадают зубы, зловонный запах исходит, как изо рта, так и от всего тела.
Умственная деятельность заходит в тупик, сознание человека погружается в беспросветную тьму.
Душа тамасического человека в следующей жизни воплощается в образе животного, и это не наказание, а спасение человеку, для того, чтобы, побегав в облике барана, он пожевал свежей травки и, тем самым, набрался живительной энергии, которую он растратил в облике человека, питаясь отбросами цивилизации.
Таким образом, ещё в древности люди поняли, что качество пищи определяет не только состояние здоровья человека, но и состояние его психики, умственной деятельности, устремлённости и даже его судьбу после смерти.
Саттвический (святой) человек возносится к Богу, раджасический (страстный) человек мучается в огне своих страстей, тамасический (духовно мёртвый) человек погружается в полное небытие.
Благодаря пище, человек имеет простой способ изменения своей судьбы.
Всего лишь изменив свой пищевой рацион, можно из бомжа превратиться в святого, из убийцы в мудреца, из раба страстей в хозяина своей судьбы.
Скольких ссор, войн и вооружённых конфликтов можно было бы избежать, если бы люди правильно питались.
Пища способна превратить стадо баранов в полк воинов, а полк воинов в сонм мудрецов.
Саттвическая пища чиста от Природы и обладает очищающей способностью. Её священная энергия очищает организм человека, очищает сознание, очищает чакры.
У человека, питающегося саттвической пищей, исчезают низменные желания, становится трезвым ум, промываются духовные каналы, раскрываются чакры.
"Космические глаза" становятся способными к восприятию света истины, излучаемого Абсолютом. На человека снисходит просветление, он становится святым.
Раджасическая пища к светлой святой энергии человека подмешивает разноцветные краски страстей.
Свет истины, через призму разноцветных желаний, искажается, и человек, вместо устремления к Богу, начинает стремиться к богатству и удовольствиям.
Его "космические глаза" закрываются, человек теряет путь, ведущий к Абсолюту, из-за чего начинает городить огород всевозможных философий, каждая из которых является лишь смутным отражением истины.
Тамасическая пища и вовсе погружает человека во тьму. Придя в храм, такой человек вместо просьбы о свете и истине начинает просить подаяние.
Вместо возвышения до уровня святого, человек нисходит на уровень животного.
Чакры перестают служить такому человеку, мудрость жизни ускользает от него, и ему начинает казаться, что жизнь хаотична и полна случайностей.
В море жизни такой человек оказывается в роли утопленника, опустившегося на самое дно.
Если взглянём на современный мир, то увидим, что большинство населения исповедует раджасический способ питания.
Кулинарное искусство взлетело на самый Олимп. Хорошо сервированный стол считается наилучшим способом отметить праздник.
А ведь, в глубине веков, когда возникли первые праздники, они посвящались Богу и Природе (что суть одно и то же), и праздновали их люди в молитве и воздержании от пищи, а не в обжорстве и пьяном угаре.
Рестораны, бары, закусочные вот места, в которые стремятся попасть люди и в которых они отдыхают от дел и находят своё счастье.
Стоит ли говорить о том, что раньше, для душевного и физического отдыха, люди приходили в храм и там находили покой и счастье.
А ещё раньше, вместо храма, люди шли к Природе и в гармонии с ней обретали счастье.
Раджасическая энергия правит всем миром. Раджас означает страсть, желание.
На удовлетворение постоянно растущих желаний направлен неуклонный рост экономики.
Когда же остановится этот рост? Экономисты отвечают на этот вопрос: никогда! И они правы на все сто процентов.
Рост экономики невозможно остановить, не остановив, прежде, роста желаний людей. Именно желания управляют людьми, заставляя трепетать при виде множества товаров в магазинах.
Именно желания принуждают людей трудиться в поте лица день и ночь, тратить все свои силы на зарабатывание денег.
Именно желания стоят у истоков "Культа Наслаждения", культа который делает наслаждение главным смыслом жизни, а все остальные ценности (вера в Бога, забота о Природе, духовный рост) низводит в ранг второстепенных.
По причине неуёмных желаний, развязываются кровопролитные войны, и диктаторы порабощают целые народы.
Экономика, летящая вперёд, войны, промышленность, всё это является причиной экологического загрязнения, причиной грязных рек и морей, смрадного воздуха, засилья мусора разрушенных экосистем, вымирания целых видов флоры и фауны.
В основе же всего, лежат желания людей, а желания подогреваются пищей.
Так вот, где причина всех наших бед, эта причина лежит у каждого из нас в тарелке. Какой банальной является, на самом деле, причина.
Так что же, будем, менять свои пищевые привычки или нет?
Легко сказать, намного труднее сделать.
Для многих, отказаться от вкусной пищи вообще не по силам.
Изменить свой пищевой рацион мероприятие посильное только для человека, обладающего большой силой воли.
Снова приходим к замкнутому кругу: чтобы стать сильным духом, нужно изменить способ питания, чтобы изменить способ питания, нужно быть сильным духом.
Андрей Пилипович
www.duhzemli.ruwww.duhzemli.ru
www.soznanie.infowww.soznanie.info
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена