"Правдивая ложь" — эталон жанра комедийного боевика
Год: 1994
Страна: США
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Жанр: боевик, триллер
Бюджет: $115 000 000
Сборы в США: $146 282 411
Сборы в мире: + $232 600 000 = $378 882 411
Гарри Таскер - обычный продавец техники. По крайней мере, так думает его семья и абсолютное большинство людей. Но на самом деле Гарри является специальным агентом, которому доверяют самые опасные и сложные дела. Это Гарри владеет всеми видами оружия, превосходно говорит на нескольких языках, и вообще умеет всё, что может помочь справиться с преступниками. Таскер скрывал бы всё это от своей жены вечно, но обстоятельства раскрывают его. Сперва он узнаёт, что его жена, оказывается, жаждет приключений и ради этого готова пойти на всё, а затем приключения сами находят наших героев. Теперь обман придётся раскрыть, а значит тем, кто стал причиной этого, несдобровать!
Сотрудничество с Джеймсом Кэмероном сделало Арнольда Шварценеггера одним из самых высокооплачиваемых голливудских актёров 90-х. Комедийный боевик «Правдивая ложь» снят Кэмероном по мотивам французской картины «Тотальная слежка» Клода Зиди. Субтильный герой Тьерри Лермитта в голливудской версии уступил место раскачанному Шварценеггеру. Помимо этого, Джеймс Кэмерон насытил действие высокобюджетным экшном и масштабными визуальными эффектами. Картина пришлась по вкусу заокеанской публике.
«Правдивая ложь» заработала в кинопрокате Северной Америки $146 млн при бюджете $115 млн.
Этот результат позволяет проекту Кэмерона и Шварценеггера по-прежнему быть в тройке наиболее успешных голливудских ремейков французских кинолент. На первом месте в этом списке «Трое мужчин и младенец» (сборы в Северной Америке - $167,7 млн), а на третьем «Клетка для пташек» (сборы в Северной Америке - $124 млн). Киноакадемия также не оставила без внимания этот развлекательный фильм, номинировав «Правдивую ложь» на премию «Оскар» в категории «Лучшие визуальные эффекты». Блокбастер Джеймса Кэмерона обошёлся инвесторам в $115 млн, став одним из самых дорогостоящих проектов в истории на момент запуска фильма в производство. Картина выделяется из череды развлекательных картин начала 90-х виртуозной работой с макетами и миниатюрами, а также передовой компьютерной анимацией. Супервайзером эффектов этого фильма был Джон Бруно, получивший «Оскар» за свою работу над лентой «Бездна» Джеймса Кэмерона.
Это 100-процентный коммерческий проект, не несущий той глубокой смысловой нагрузки, глубины и серьезности, которые были присущи предыдущим фильмам знаменитого режиссера. По сути, это самый безамбициозный проект Кэмерона, потому что фильм задумывался исключительно, как легкая, развлекательная экшен-комедия — римейк французского фильма 1991 года «Тотальная слежка».
Но, вместе с тем, как и всегда у Джима, качество продукта на высочайшем уровне, начиная от актерской игры и заканчивая невероятно широкомасштабным и захватывающим дух невероятным экшеном и блестящим техническим исполнением, которые дадут фору многим современным блокбастерам, вместе взятым. Это второй после «Т2» грандиозный проект Джима, который был снят на «Lightstorm Entertainment» — независимой студии, одним из организаторов которой был Кэмерон и который превысил 100-миллионную планку бюджета, подарив зрителю незабываемое зрелище.
Начало у фильма очень бодрое, начиная от классной заставки «Lightstorm Entertainment» и титров «True lies», очень сильно напоминающих первого «Терминатора» и заканчивая Арнольдом, сменившем черную кожаную куртку и темные очки на шикарный костюм, винчестер — на отточенную иронию и отменный юмор, а бесстрастное лицо, брутальность и безжалостный, холодный взгляд — на изысканные манеры, лоск, ироничную улыбку и безмерное обаяние. Насколько фантастично он выглядел в роли Терминатора — настолько же великолепно он выглядит и в роли Гарри Таскера.
А как он шикарно танцевал танго! Это одна из лучших сцен фильма — нигде еще Шварценеггер не блистал таким мастерством и изяществом. Любой Джеймс Бонд просто «отдыхает». Тиа Каррере в этой сцене тоже просто великолепна. Интересное наблюдение: сцена, где Арни заходит в светский зал, снята в той же самой манере, как и три года спустя в «Титанике» — очень похожие декорации, та же манера съемки и играет тот же самый вальс! Только в «Титанике» его играли на скрипках, а здесь он выполнен в современной манере.
После этого следует убойная экшен-сцена, выполненная, с одной стороны, в лучших традициях «Железного Арни», а с другой, являющаяся своеобразной комедийной пародией и стебом на эти самые традиции. Но, поскольку и комедийного, и экшен-элементов в картине примерно поровну, смотрится все это очень здорово: «Сэр, разрешите взглянуть на ваше приглашение?» — «Пожалуйста!», после чего следует грандиозный взрыв, мордобой, невероятно юморное сталкивание двух доберманов головами друг о друга, жаркие перестрелки и погони на снегоходах. А чего стоит момент, когда Арни плавненько катится спиной по снежному склону и лежа, спокойно и методично отправляет к праотцам недружелюбно настроенных дядек с автоматами и труднопроизносимыми немецкими фамилиями.
Далее повествование перемещается в русло откровенного и невероятно смешного стеба. Никогда еще Джеймс Бонд не был так очеловечен, никогда нам еще не показывали его обычные будни, никогда он еще не вызывал такого сочувствия. Только Кэмерон мог в такой легкой и изящной манере виртуозно показать такую четкую грань: с одной стороны — неуязвимый, хладнокровный, статный и ироничный герой-супермен, обладающий мускулистым телом и невероятной харизмой, одевающийся в шикарные костюмы и постоянно находящийся в обществе прекрасных женщин, а с другой — обычный рядовой человек, вызывающий жалость и сочувствие, настоящий «чайник», погрязший в работу и совершенно не знающий, как решать элементарные семейные вопросы.
Он спасает мир каждый день, владеет кучей языков, знает назубок сотни способов обезвреживания террористов, устройство и «начинку» сложнейшей ядерной боеголовки, но, вместе с тем, совершенно не знает семейной жизни, не умеет «ублажить» жену, вешая ей лапшу на уши семнадцать лет, и ни черта не смыслит в вопросах воспитания дочери. Да что там — он даже не знает, сколько ей лет! Арнольд просто великолепен в этой роли. Здесь он проявил себя с необычной стороны, продемонстрировав совершенного и брутального «в доску» героя зубодробительного экшена и прекрасного комедийного актера одновременно. Этакий коктейль из «Коммандо» и «Близнецов».
Идем далее. Джейми Ли Кертис здесь не менее великолепна — сыграла свою лучшую роль. Ее перевоплощение из забитого и закомплексованного клерка в женщину-вамп и по совместительству секс-бомбу просто невероятно… Невероятно смешно и шикарно. А сцена танца уже давно стала культовой: шикарный ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР , дождь за окном, Арни с затемненным лицом и диктофоном в руке и мега-сексуальный и чувственный танец жены, соблазняющей собственного мужа. А какая у нее была тирада во время сцены допроса: «Все, о чем мечтала и что хотела сделать — не сделала, а время неумолимо — часики-то тикают. И, вопреки всему, хочется сделать что-то значимое в своей жизни, чтобы сказать потом: «Видите? Это сделала я. Несмотря ни на что, я это сделала!» «Золотой Глобус» получен абсолютно заслуженно.
Помимо Джейми Ли, свою лучшую роль сыграл и Том Арнольд. Он просто неподражаем во второстепенной комедийной роли, и если герой Шварценеггера обаятелен своим противопоставлением крутого, брутального героя и примерного семьянина-балбеса, который, несмотря на могучую фактуру и навыки в области шпионажа, недоумевает, как же решить свои семейные шероховатости, в результате чего ставит жену на «прослушку», то персонаж Тома берет свою долю симпатии благодаря не только безмерному обаянию настоящего шалопая, но и отличному юмору и отменным стебным диалогам, способным уложить под стул любого зрителя.
А чего стоит сцена утешения Арни, уличившего жену в измене: «Добро пожаловать в клуб рогоносцев. Поначалу никто не верит. У меня было такое, когда я женился в третий раз. Вернулся с работы домой, а она все утащила, даже поддон со льдом. Ты представляешь, какой надо быть сукой, чтобы даже лед из холодильника забрать! Женщины. И жить с ними невозможно, и убить нельзя». Юмор в картине просто отменный, а многие фразы стали крылатыми.
Вообще, все актеры здесь на своих местах, все сыграли отлично, а второстепенные роли выглядят не менее достойно и великолепно, нежели первостепенные: Билл Пакстон в роли «неотразимого шпиона» и дамского угодника Саймона — без комментариев, это надо видеть, Тиа Каррере здорово сыграла испорченную «до мозга костей» бешеную сучку, Арт Малик очень органичен, злодеист и одновременно смешон в роли Абу Азиза. В эпизодической роли можно даже заметить легендарного Чарльтона Хестона, лауреата «Оскара» за «Бена Гура». В общем, актеры, как и всегда у Джима, великолепны.
Музыку к фильму писал Брэд Фидел, ставший знаменитым после «Т1», когда его мощная работа мгновенно стала классикой. Сейчас Фидел — один из лучших композиторов, пишущих для кино и телевидения. В своей работе использует самые современные клавишные инструменты и синтезаторы. Это третья совместная работа Фидела и Джима и, кроме того, Брэд озвучил заставку для «Lightstorm». Здесь его работа заметно отличается от «Т2» — от электронной, ориентированной на ритм, музыки Фидел продвинулся до полной 106-голосовой оркестровой партитуры. В 1995 году за отличный саундтрек к «Правдивой лжи» Фидел получил премию Американской Ассоциации композиторов.
В заключительной трети фильма военные истребители подрывают мост, чтобы уничтожить грузовики, перевозящие атомную бомбу. Зрелищная сцена была решена при помощи съёмок миниатюры. Группа специалистов по макетам построила в прибрежной зоне на мелководье мост в масштабе 1:6 и пустила по нему две модели грузовичков. Прежде чем установить заряды и проложить детонирующий шнур, техники ослабили конструкцию. Сцена была снята с двух дублей.
В итоге машина рухнула на целую часть инженерной конструкции. Ракеты и след, оставляемый ими в воздухе, были созданы на компьютере, как и некоторые общие планы с самолётом, который летал среди небоскрёбов Майами. Но на средних и крупных планах фигурируют макеты истребителя, построенные в разном масштабе в зависимости от сцены. При работе над подобными кадрами кинематографисты крепили модель к крану или перемещали её при помощи тросов, которые впоследствии удалялись из изображения средствами композитинга. Один из супервайзеров картины Джо Вискосил, получивший «Оскар» за «День независимости», больше всего по прежнему гордится спецэффектами «Правдивой лжи».
Это единственный проект Кэмерона, который он снял в русле комедийного боевика. Самый несерьезный, самый «безбашенный» и самый веселый фильм Джима. Просто лучший представитель жанра. Пересматривать можно бесконечно и в любой компании.
30 комментариев
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена