Ас Иван Кожедуб сбил над Берлином два американских истребителя
Иван Никитович Кожедуб, лучший ас СССР в Великой Отечественной войне — 62 сбитых немецких самолета, но предполагают, что реально 107 — 17 апреля 1945 года сбил над Берлином два американских истребителя Ф-51 «Мустанг», напавших на него.
Встретив в воздухе «Летающие крепости» союзников, он заградительной очередью отогнал от них пару «мессершмиттов», но через секунду сам был атакован американскими истребителями прикрытия.
«Кому огня? Мне?! — с возмущением вспоминал Кожедуб полвека спустя. — Очередь была длинной, с большой, в километр, дистанции, с яркими, в отличие от наших и немецких трассирующими снарядами. Из-за большого расстояния было видно, как конец очереди загибается вниз. Я перевернулся и, быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял кто это) — в фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошёл со снижением в сторону наших войск. Полупетлёй выполнив боевой разворот, с перевёрнутого положения, я атаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно — самолёт взорвался в воздухе…
Когда напряжение боя спало, настроение у меня было совсем не победным — я ведь уже успел разглядеть белые звёзды на крыльях и фюзеляжах. «Устроят мне… по первое число» — думал я, сажая машину. Но всё обошлось В кабине «Мустанга», приземлившегося на нашей территории, сидел здоровенный негр. На вопрос подоспевших к нему ребят, кто его сбил (вернее, когда этот вопрос смогли перевести) он отвечал: «Фокке-Вульф» с красным носом… Не думаю, что он подыгрывал; не научились ещё тогда союзники смотреть в оба…
Когда проявили плёнки ФКП, главные моменты боя оказались зафиксированы на них очень чётко», — рассказывается на ресурсе Webpark.ru. — «Еще более жаркий бой с американцами Кожедуб выдержал перед самым Днем Победы, когда эскадрилья нагруженных под завязку бомбовозов типа «Летающая крепость», игнорируя предупредительные выстрелы, вошла в пространство советской оккупационной зоны. Вогнав в землю три многомоторных гиганта, майор обратил в бегство остальных, но включить их в официальный список своих побед ему не позволили».
«Забери их себе, Иван, и никому не показывай», — сказал про плёнки комполка Чупиков.
«Эти победы — в счёт будущей войны», — провидчески сказал комдив Савицкий. Впереди была Корея.
Источник приводит и другие любопытные факты, не известные достаточно широко:
«Командующий американскими ВВС Спаатс демонстративно отказался обсуждать с маршалом Жуковым порядок полетов над советской зоной, нахально заявив, что "американская авиация всюду летала, и летала без всяких ограничений"».
Истребитель Ла-7 И. Н. Кожедуба.
«Наряду с бессмысленным с военной точки зрения уничтожением жилых кварталов немецких и японских городов янки не менее свирепо бомбили Югославию. Начало воздушному геноциду положила «кровавая Пасха» 16 апреля 1944 года. В этот день целая авиадивизия тяжелых бомбардировщиков с характерным названием «Либерейтор» («Освободитель») обрушила на югославские города тысячи бомб, от которых только в Белграде погибло 1 тыс 160 человек. Всего таких налетов было девять, а через 45 лет история, как известно, повторилась. И чтобы подчеркнуть сознательный выбор даты ударов, падающие на Белград бомбы украсила надпись «Счастливой Пасхи!»
«Для первой атаки на Красную Армию четыре десятка тяжелых американских истребителя «Лайтнинг» выбрали тоже символическую дату — 7 ноября 1944 года. В результате штурмовки штаба 6 гвардейского стрелкового корпуса и аэродрома 866-го истребительного авиаполка у города Ниш погибли командир корпуса Герой Советского Союза Григорий Котов и еще 30 человек. Кроме того, были уничтожены два наших самолета и сожжено полтора десятка автомобилей. Лишь когда взлетевшие советские истребители в свою очередь сбили нескольких стервятников, остальные обратились в бегство. Впоследствии свидетель этого боя, летчик Борис Смирнов писал в своих мемуарах, что на карте, найденной в обломках одного из сбитых «Лайтнингов», Ниш был обозначен как воздушная цель. После чего официальной американской версии о потере курса уже мало кто верил».
Источник:
24 комментария
10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
не знаю тот это бой или другой, но была такая ситуация в небе над Берлином, наши пилоты сопровождали бомбадировщиков и встретились в небе с пиндосами, амеры приняли наших лётчиков за фашистов и атаковали их,
по радио наши пилоты им пытались сказать "суки - своих атакуете!!!!!"
они не понимали, в итоге ветеран истребитель (не Кожедуб) сказал... ну а что делать нам оставалось то???? нам пришлось "союзников" сбить! больше выхода они нам не оставили :) :) :)
и он еще уточнил, что стреляли они не по кабине пилота, убивать они союзников не стали!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Не тратя времени даром, четверка американских самолетов начала поодиночке заходить для бомбометания на голову колонны. Еще две четверки кружились над колонной на высоте 1500 м, обеспечивая прикрытие. Советские солдаты, увидев, что самолеты – не немецкие, и не думали ни о чем плохом ровно до тех пор, пока не прозвучали первые взрывы авиабомб. «Рамы» (судя по всему, из 82-ой истребительной группы ВВС США) точно поразили несколько грузовиков с солдатами, в том числе и два санитарных, с большими красными крестами наверху кузова. Погиб командир корпуса генерал Степанов, 31 солдат и офицер, еще 37 человек было ранено.
Но и здесь «наш ответ Чемберлену» подоспел быстро. Сразу после первых же взрывов авиабомб огонь открыла наша зенитная артиллерия с аэродрома города Ниш. Почти сразу один «Лайтинг» загорелся и рухнул на землю в километре от аэродрома.
Спустя 10 минут с аэродрома взлетела дежурная пара Як-9 866-ого истребительного авиаполка (ведущий – лейтенант Кривоногих, ведомый – младший лейтенант Шипуля). В 13:05 взлетело еще 6 Як-9 (командир эскадрильи капитан Бондарь, командиры звеньев старший лейтенант Сурнев, старший лейтенант Железнов, старший лейтенант Поциба, летчики – лейтенант Жестовский и младший лейтенант Сердюк). В 13:10 взлетела очередная пара на Як-3 (ведущий – капитан Колдунов и ведомый – лейтенант Красюков).
Кривоногих и Шипуля, взлетев, с правым разворотом пошли на сближение с «Лайтингами», штурмующими колонну. Сблизившись с ними, Шипуля с ходу пропорол очередью американский самолет, не успевший выйти из атаки на наши грузовики. Р-38, оставляя за собой дымный хвост, врезался в землю и взорвался.
Тем временем два «Лайтинга» устремились за Яком лейтенанта Кривоногих. Советский летчик заложил один вираж, другой, и спустя короткое время подбил один из атакующих его самолетов. Тот попытался уйти, но через 10 километров рухнул в лес на горном массиве. В небо поднялся жирный столб дыма.
Крутанув замысловатый маневр, Кривоногих оказался в хвосте у оставшегося «Лайтинга». Поймав американца в прицел, он уже приготовился открыть огонь, как в этот момент Як-9 подбросило в воздухе, словно разъяренный великан дал ему хорошего пинка. Американцу сказочно повезло – машина лейтенанта Кривоногих попала под зенитный огонь своей же артиллерии и, задымившись, почти отвесно врезалась в землю.
Взлетевшие командир эскадрильи капитан Бондарь и командиры звеньев старшие лейтенанты Сурнев и Железнов, определив, что они дерутся с американскими самолетами, в воздушный бой с ними старались не вступать. Атакуемые одиночными и парами «Лайтингов», они отчаянно маневрировали, стремясь не давать им вести огонь. После того, как старший лейтенант Сурнев подлетел близко к одному из Р-38 и покачал крыльями, показывая, что он – не немецкий самолет, «Лайтинги» отвалили и прекратили атаки.
Младший лейтенант Сердюк, взлетев один, сразу же был атакован американским самолетом. Советский летчик от атаки ушел и вдруг увидел, как еще один «Лайтинг» атакует Як-9 товарища. Сердюк, не раздумывая, открыл огонь. «Рама» тут же загорелась и рухнула близ аэродрома. Лихо развернувшись, младший лейтенант поймал в прицел еще один Р-38 и вбил в него две очереди из всего бортового оружия. Американец задымил, развернулся и со снижением ушел в северо-западном направлении.
Тем временем в 2 километрах к северу от аэродрома лейтенант Жестовский был атакован еще одной парой «Лайтингов». Избежав повреждений, лейтенант зашел в хвост одному из атакующих и пушечно-пулеметным огнем подбил его. В этот момент второй Р-38, в свою очередь, успешно атаковал Як-9. Имея пулевые ранения в правую ногу, правый бок и палец на правой руке, лейтенант Жестовский выкинулся из горящего самолета с парашютом и благополучно приземлился около деревни Каменица, в 8 километрах от аэродрома.
Старший лейтенант Поциба после взлета набрал высоту в 2000 метров и рванулся к еще одной группе из 12 «Лайтингов», двигающихся к аэродрому с курсом 100 градусов. Покачиванием крыльями и указыванием на свой аэродром Поциба дал понять, что американцы намереваются атаковать советские войска. «Лайтинги», не открыв огня, развернулись и ушли с курсом 240 градусов. По пути группа встретилась с еще одной группой (до 60 машин) Р-38, также идущих на аэродром. После этого вторая группа также развернулась и пошла с курсом по направлению на запад. К ним присоединились самолеты, выжившие после налета на советскую колонну…
Итого, американцы в воздушном бою сумели подбить 2 самолета Як-9. Летчик одной из них, младший лейтенант Шипуля, при этом погиб, а другой – лейтенант Жестовский – спасся на парашюте. Также огнем своей зенитной артиллерии был сбит еще один Як. Его пилот, лейтенант Кривоногих, спастись не смог.
По наблюдению с земли, огнем зенитной артиллерии и советскими истребителями в общей сложности было сбито 5 «Лайтингов».
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена10 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена