Ни воды, ни луны
Давным-давно, еще в бытность свою студентом исторического факультета, услышал я буддистскую притчу о монахине Тёно, которая долго медитировала, но не могла достичь просветления, покуда однажды ночью она не понесла воду в старом ведре. А ведро развалилось и Тёно стала свободной. Прекрасная дзеновская притча. Я ее потом много раз пересказывал студентам, предлагая ответить на вопрос, что же все это значит.
Ответы были разные, но чаще всего конечно полное молчание. Наиболее продвинутые студенты, предлагали такой вариант: монахиня Тёно поняла, что все медитации и сутры – это всего лишь отражение луны в ведре воды. И только когда ведро развалилось, она взглянула на луну, т.е. обрела истинное знание. Я и сам некоторое время так считал.
Но если истинное знание – это луна, то что тогда такое старое ведро и вода? Знания и опыт, полученные нами когда либо, отражаются в нашем сознании. Это понятно. И вода в этой притче, которая отражает луну – это наше сознание. Но что же такое старое ведро, в которое заключено наше сознание?
Я долго размышлял над этим, пока однажды меня не осенило. Старое ведро – это то, что мы называем Я. То, что мы считаем своей личностью, всю эту старую рухлядь, весь этот опыт прошлого, все эти переживания и умения и знания – заключенные в оболочку того, что мы называем своим Я. Иллюзия. Отражение луны.
Ведро лопнуло, вода вытекла. Нет Я, нечем удерживать воду сознания, негде возникать иллюзиям. Остается только луна. Только то, что существует на самом деле, а не фантому, сотворенные сознанием из прошлого опыта. Это как раз и есть цель всех медитативных практик, видеть истину, а не отражение ее сквозь призму собственного опыта и своего обыденного сознания.
Религиозные идеи рождаются в иных уровнях и состояниях сознания. Почему христиане говорят, что очень сложно жить по примеру Христа, буддисты – Будды, зороастрийцы – Заратустры, китайцы – Конфуция и Лао-цзы, мусульмане – Мухамеда. Да потому что, все они находились в ином состоянии сознания. И поэтому их слова и поступки часто выглядят странными. Ударили по левой – подставь правую.
Нельзя стать Богом, и все религии об этом твердят. Но можно достичь божественного состояния сознания. Но тогда человек становится другим, а его слова и поступки – странными и шокирующими. Но ни один христианин не помышляет стать Христом. Ни один мусульманин – Мухамедом. Но нельзя стремится жить как Христос, думать как Христос, верить как Христос и в то же самое время им не стать. Но люди лишь хотят быть рядом, рядом с Христом, рядом с Аллахом, рядом с Яхве и т.д.
Буддисты же пошли дальше. Нет, они не предлагают своим последователям стать Богом. Будда – не Бог, он человек, достигший определенного состояния сознания – просветления. И любой, кто достигнет этого состояния сознания тоже станет Буддой. И звать его будут Буддой, лишь добавив в конце имя собственное – Будда Гаутама, Будда Самантабхадра или Будда Василий, наконец.
И эта притча о монахине Тёно, как раз наглядно и иллюстрирует этот принцип. Главное – это не ритуалы, посты и медитации, не сутры, молитвы и мантры, главное – это изменение состояния сознания, а все перечисленное лишь способы его достижения. Хочешь быть Буддой – будь им!
Ответы были разные, но чаще всего конечно полное молчание. Наиболее продвинутые студенты, предлагали такой вариант: монахиня Тёно поняла, что все медитации и сутры – это всего лишь отражение луны в ведре воды. И только когда ведро развалилось, она взглянула на луну, т.е. обрела истинное знание. Я и сам некоторое время так считал.
Но если истинное знание – это луна, то что тогда такое старое ведро и вода? Знания и опыт, полученные нами когда либо, отражаются в нашем сознании. Это понятно. И вода в этой притче, которая отражает луну – это наше сознание. Но что же такое старое ведро, в которое заключено наше сознание?
Я долго размышлял над этим, пока однажды меня не осенило. Старое ведро – это то, что мы называем Я. То, что мы считаем своей личностью, всю эту старую рухлядь, весь этот опыт прошлого, все эти переживания и умения и знания – заключенные в оболочку того, что мы называем своим Я. Иллюзия. Отражение луны.
Ведро лопнуло, вода вытекла. Нет Я, нечем удерживать воду сознания, негде возникать иллюзиям. Остается только луна. Только то, что существует на самом деле, а не фантому, сотворенные сознанием из прошлого опыта. Это как раз и есть цель всех медитативных практик, видеть истину, а не отражение ее сквозь призму собственного опыта и своего обыденного сознания.
Религиозные идеи рождаются в иных уровнях и состояниях сознания. Почему христиане говорят, что очень сложно жить по примеру Христа, буддисты – Будды, зороастрийцы – Заратустры, китайцы – Конфуция и Лао-цзы, мусульмане – Мухамеда. Да потому что, все они находились в ином состоянии сознания. И поэтому их слова и поступки часто выглядят странными. Ударили по левой – подставь правую.
Нельзя стать Богом, и все религии об этом твердят. Но можно достичь божественного состояния сознания. Но тогда человек становится другим, а его слова и поступки – странными и шокирующими. Но ни один христианин не помышляет стать Христом. Ни один мусульманин – Мухамедом. Но нельзя стремится жить как Христос, думать как Христос, верить как Христос и в то же самое время им не стать. Но люди лишь хотят быть рядом, рядом с Христом, рядом с Аллахом, рядом с Яхве и т.д.
Буддисты же пошли дальше. Нет, они не предлагают своим последователям стать Богом. Будда – не Бог, он человек, достигший определенного состояния сознания – просветления. И любой, кто достигнет этого состояния сознания тоже станет Буддой. И звать его будут Буддой, лишь добавив в конце имя собственное – Будда Гаутама, Будда Самантабхадра или Будда Василий, наконец.
И эта притча о монахине Тёно, как раз наглядно и иллюстрирует этот принцип. Главное – это не ритуалы, посты и медитации, не сутры, молитвы и мантры, главное – это изменение состояния сознания, а все перечисленное лишь способы его достижения. Хочешь быть Буддой – будь им!
Посты на ту же тему
17 комментариев
9 лет назад
Экидо не возобновлял беседы и молчал до вечера, пока они не достигли храма, где остановились на ночь. Там он уже не мог больше сдерживаться и сказал: «Мы, монахи, не должны приближаться к женщинам, особенно к таким молодым и красив
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена