Это же оружия ядреное и этим все сказано
Эта история произошла в те давние годы, когда подводные лодки, в аппаратах, возили оружие с ядерными боезапасами. Это могли быть противолодочные ракеты, как их называли "с бомбой", или торпеды с "той же бомбой". "Возили" их постоянно, ибо загрузить или выгрузить такое оружие было достаточно геморройно.
При этом и Курс боевой подготовки лодок никто не отменял. И лодки стреляли и торпедами и противолодочными ракетами. А при стрельбах всегда существовала вероятность "инцидентов" с ядерным оружием. Под инцидентами понимали любое несанкционированное действие с этим, весьма специфичным, боезапасом. Что бы подводники случайно, или по злому умыслу, не пальнули ядреными бомбами, стрельбовая цепь торпедных аппаратов блокировалась массой блокирующих устройств. Кроме того на стрельбы с экипажем выходил офицер-контролер, из командиров БЧ-3 соединения, который должен был проверить приведение торпедного комплекса в состояние, исключающее несанкционированное применение ядреных боеприпасов.
Все это делалось но, в глубине души, все переживали за нормальное содержание оружия. Было много тонкостей в комплексе торпедного вооружения. К примеру, если с пульта управления торпедными аппаратами дать команду "Осушение аппаратов самотеком" то открывались клапана осушения и клапана вентиляции ВСЕХ аппаратов и вода, по всем законам физики, поступала из верхних аппаратов в нижние, тем самым замачивая ядерное оружие. Все нужно было помнить и думать, прежде чем отдать команду или ее исполнить. Об этом все знали и все выполняли.
Правда, лодки приходили не всегда с доработанными комплексами. Недоработки выяснялись уже в процессе эксплуатации, и устранялись промышленностью уже на лодках, находящихся в Боевой Готовности.
В один из таких периодов было решено провести стрельбы противолодочной ракетой с имитатором ядерного заряда, т.е. просто с болванкой. Тут нужно оговориться, что упражнение ПР( по подводной лодке РАКЕТОЙ!!) проводится в два этапа:
- первый, тактический, проводится в полигоне боевой подготовки. Встречаются две лодки и начинают друг друга гонять по полигону. При этом лодка, которая стреляет противолодочной ракетой, применяет ее электронным пуском (раньше это называлось "пузырем"), а противник выполняет свое упражнение. Он может и торпедой практической шваркнуть или то же "пузырями" обстрелять, благо пузырь ВСЕГДА попадает в цель.
- второй этап-это сам пуск ракеты или двух, это как Высокое руководство спланирует, на что денег хватит. Лодка идет в другой район, там ее ждет надводный корабль с Руководителем стрельб ну и с РЗК "Мариата", в довесок. "Мариата" всегда оказывалась там, где мы ее видеть не хотели, нюх у супостата на ответственные мероприятия. В этом районе лодка просто отстреливает ракету, или пару, корабль наблюдает за стартом и полетом ракеты. И все, телемаркет, все довольные идут по своим делам.
Часть 1. "Экран соцсоревнования".
Началось все достаточно банально, как всегда. Посадили минера на лодку, как офицера-контролера, и пошла лодка с соседнюю бухту, грузиться ракетами. Загружают обязательно пару ракет, хотя стреляют одну, а вдруг что не так с одной, вторая есть.
Пришли. Побежал корабельный минер ракеты принимать, а там его однокашники. Ну как принято, встреча, обнимание с Брежневскими поцелуями, чай, ибо крепче ничего нельзя, хотя и есть. И тут на тебе....не могут сразу загрузить, кран не подъехал. Надо ждать.
- Слушай, ты же в Системе рисовал не плохо!!-вспомнил годы учебы один из офицеров базы, Зам достал, заполни "Экран Соцсоревнования", вообщем пристал как пьяный к радио "Поговори да поговори!", может, нарисуешь чего?
- Да не вопрос,- ответил лодочный минер, тащи стенд, щас нарисуем, как лодку ракетой загружают. Все равно кран ждать.
Офицерам, тем более на базе, не пристало самим ходить за стендами, а тут боец, вялошатающийся, мимо проходит, из альпийских стрелков, это которому при стрельбе щурится не надо.
- Стоять боец! Чем занят? Ничем!? Отлично. Знаешь "Экран Соцсоревнования"!? Тащи сюда!
И боец ушел. Нужно сказать что стенд "Экран соцсоревнования" висел в 10 метрах от кабинета, но ни через 10, и тем более через 20 минут, боец не вернулся. Офицеры начали нервничать.
- Что-то не то, надо было с бойцом идти. Сто процентов перехватил кто-то. Пойду, гляну.
Офицер стал подниматься из-за стола, как вдруг раздался стук в дверь.
На пороге стоял ожидаемый боец, а позе просителя подаяний. В руке он держал зимнюю шапку.
- Я тебя чего просил принести!? "Экран соцсоревнования"!? Ну и!? Где он?
- Вот! - доложил боец и высыпал из шапки на стол пенопластовые буквы, которые, если их правильно составить и образовывали этот самый "Экран..."
Корабельный минер упал под стол.
Офицеры базы переглянулись, а что делать?, придется теперь еще буквы наклеивать на стенд.
Часть 2. Оттяжка.
Корабельный минер быстренько набросал ракету, зависшую над торпедопогрузочным люком, и поскольку ракеты уже покоились на ложементах торпедовоза, а кран заехал на пирс, прыгнув в торпедовоз двинулся к месту погрузки. По пирсу уже ходило "Облако в штанах", так подводники звали Начальника штаба дивизии. Офицер действительно походил на большое облако. Когда он посещал лодку, механику приходилось создавать вакууууум( много "у" потому, что глубокий) в лодке для его спуска вниз и избыточное давление, для подъема вверх. Его тело занимало всю площадь рубочного люка и без давления, в ту или иную, сторону оно проходило через люк с трудом. Оно, облако, было старшим на погрузке.
- Минер!? Готов грузиться? Все проверено, все исправно?
- Так точно, товарищ капитан 1 ранга, вот акт проверки ТПУ, журнал инструктажа заполнен, Торпедопогрузочная партия поднимается наверх.
- Хорошо! Только что-то мне вон та оттяжка что-тот не нравится, сказал Старший, указывая пальцем на предмет.- Дайка ее сюда.
- Да нормальная оттяжка, проверенная, ответил минер, подавая оттяжку.
Начальник штаба привязал один конец оттяжки к кнехту пирса, а на другом повис всей своей массой.
Оттяжка звонко лопнула, просвистев над головами участников погрузки и роняя тело Начальника штаба на пирс.
- Ну что минер, я говорил тебе, что оттяжка хреновая. Поднимаясь и отряхиваясь, сказал Начальник штаба.
- Была хреновая, а теперь и такой нет!- огрызнулся минер и побрел на соседний борт брать в долг оттяжку.
Ракеты загрузили, и лодка вышла в море.
Часть 3. А вдруг!?
Лодка маневрировала в толще воды, стреляла залпом из торпедных аппаратов и беглым огнем из ДУКа, благо условная стрельба это позволяла, набила целый кукан вражеских лодок, больших и не очень. Донесла о выполнении первого этапа стрельб и получила "Добро" на переход в район ракетного пуска.
Руководитель пуска, аж Зам. Командующего флотилии, держал свой вымпел на Большом Десантном Корабле, который шел навстречу лодке. БДК сам вышел в море для отработки задач, и тут на тебе, целый контр-адмирал в гости, благо есть куда расселить.
- Ничего Командир, сказал гость, сейчас лодка ракетой стрельнет, и все!
- А искать потом?- поинтересовался Командир БДК.
- Да чего там искать! Они же, как ядерной стреляют. Выстрел, пролетела, упала и утонула. Сфотографируем, если получится.
Корабли заняли полигон, договорились о маневрировании и сигналах. Офицер-контролер доложил о "приведении комплекса в состояние исключающее...", записал сее в вахтенный журнал и убыл в первый отсек. Лодка погрузилась, а БДК, ощетинившись фотоаппаратами, занял свое место.
Лодка начала атаку, по БДК, по кому же еще, если море пустое. Можно было, конечно, ввести аппаратную цель, но стрелять по БДК интереснее.
- Включить магнитофоны. Боевая тревога! Ракетная атака! Атака ракетой 81Р, аппараты 5 и 6 к выстрелу приготовить. Начать предстартовую подготовку ракет.
Все забегало, закрутилось, забулькало. Аппараты приготовились к выстрелу.
Минер взял монтировку и встал у соленоидов стрельбовых щитков, ни дай бог, кто-то проведет залп вручную. Все должно идти из центрального поста.
И вот она, ожидаемая команда:
" Торпедные аппараты ТОВСЬ!" ...и только может быть "ПЛИ!", если что не так, то "ОТСТАВИТЬ ТОВСЬ"- только шепотом, иначе все равно стрельнут. Минер для этого и стоял с монтировкой, что бы ни-ни, никто и ничего.
- Торпедный аппарат 5 ПЛИ!
- Есть ПЛИ!, отрепитовал Командир вычислительной группы и нажал кнопку.
Но выстрела не произошло.
- Нет задествования АБ ракеты в аппарате 5. , доложил вычислитель.
На этот случай была еще ракета в 6 аппарате.
- Торпедный аппарат 6 Товсь! ПЛИ!
Кнопка - батарея - Залп.
- Есть задействование АБ, выстрел! - доложил вычислитель.
В первом взревел ревун. Воздух полетел по трубопроводам, долетел до боевых клапанов, а те перепустили порцию сильного воздуха из боевых баллонов в торпедные аппараты. Расширяясь, воздух с водой, вытолкнули ОБЕ ракеты из обоих аппаратов ОДНОВРЕМЕННО. Два выстрела слились в один чуть более сильный, чем обычно.
- Во как влупили, что-то сильно! Может АЗК травит!?, - засомневался старшина команды.
Все, кроме Командира БЧ-3, смотрели в сторону аппаратов, лишь командир БЧ-3 шел от аппаратов в корму, говоря, как бы всем:
- Ну что, чего будем с ракетой в 5 аппарате делать. Какие мысли?
И тут его взгляд упал на мнемосхему пульта управления торпедными аппаратами. 5 и 6 аппараты были пусты. Нет, вода то в них была, о чем свидетельствовали светящиеся уровни воды в аппаратах, верхние и нижние. А вот боезапаса в них не было.
- Вот блин! Проверить наличие ракеты в аппарате 5.
Техник-торпедист прыгнул к аппарату и резким движением послал Переключатель Режимов вниз. И тот ушел, как бы говоря "ПУСТО!"
- Ракета вышла!- доложил мичман.
- Елки зеленые. Проверить 6 аппарат.
Та же процедура, и опять доклад:
- Ракета вышла!
- Вот те раз, что будем в центральный докладывать?
Их размышления, через минуту, прервал голос Командира по "Каштану":
- Минеры, кто-нибудь, что-нибудь скажет. Что вышло, что не вышло. И извечный вопрос: - «Что делать и кто виноват?"
- Товарищ командир, тут такое дело... обе вышли.
- ЧТО?(далее шло непристойное перечисление достоинств всей БЧ-3) В центральный, быстро!
А тем временем на БДК увидели КСП с лодки и ждали залп ракеты. И вот, ракета выскочила из воды и пошла ввысь. Звук докатился до мостика БДК.
- Ну, вот и отлично! сказал Зам. Командующего: - Вот и все!
Но было не ВСЕ! Через несколько секунд из воды вылетела очередная ракета и скрылась в облаках.
- Откуда вторая ракета, должна была быть одна, что за хрень?
- А вдруг это боевая?:- выдвинул версию командир БДК.
- Какая боевая!? Ядерная что ли?! Ох ты, а вдруг... Е...Блин.
По кораблю полетел сигнал боевой тревоги. Началось приготовление к противорадиационной защите. Корабль весь загерметизировали, включили универсальную систему водяной защиты. Корабль превратился в плавающий фонтан. Все ждали ядерный гриб, но его не было, минуту, пять, десять.
- Видимо все нормально, не будет взрыва:- выдохнул адмирал, все в исходное.
Корабль, еще неделю, пытались привести в исходное состояние после герметизации. Некоторые броняшки иллюминаторов так были закрыты барашками, что отвернуть их не могли даже длинным усилителем.
Но главное, что все хорошо закончилось. Приехали спецы и что-то перепрошили, на всех лодках проекта.
И ракеты стали выстреливаться как положено.
И это только один из случаев, которые бывали на подводном флоте. Спасибо всем, кто дочитал до конца.
33 комментария
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена