Собор Христа Спасителя
На территории Московской городской епархии находится кафедральный собор Христа Спасителя.
Проект Витберга (слева) и Воронихина.
Идея построения храма-памятника была впервые высказана в декабре 1812 года генералом П. А. Кикиным, весьма близким к императору Александру I, в письме к ревнителю старинных традиций адмиралу А. С. Шишкову. Мысль Кикина состояла в возобновлении древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного) и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади. 25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах. В 1814 году проектное задание было уточнено: решено было в течение 10—12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя. В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких архитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и другие.
Но победил проект 28-летнего Карла Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был исключительно красив. По сравнению с нынешним, храм Витберга был втрое больше (высотой 240 метров), включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Ради утверждения проекта Витберг перешёл в православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Раньше на этом месте находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьёвский дворец.
Закладка храма на Воробьёвых горах.
Средства на строительство выделили огромные: 16 млн рублей от казны и немалые народные пожертвования. 12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. Директором строительства был назначен сам Витберг, не имевший никакого опыта руководителя — должного контроля не вёл, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился излишне доверчиво. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже «нулевой цикл». Деньги уходили «неизвестно куда» (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).По восшествии на престол Николая I, в 1825 году, строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесённые казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку, всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии проекты Витберга были использованы при постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.
Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I, бывшие там постройки были куплены и снесены.
Алексеевский женский монастырь.
Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго. Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт. Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. В камень для закладки, который был перевезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах, была положена крестообразная позолоченная доска, на которой были высечены имена председателя и членов строительной комиссии и архитектора, но активное строительство началось только в 1839 году и продолжалось почти 44 года, общая стоимость храма достигла почти 15 млн рублей. Для доставки к месту строительства храма блоков гранита и мрамора из северных губерний европейской России в северо-западной части Московской губернии был сооружён Екатерининский канал, соединивший Москву-реку и Волгу через реки Истру, Сестру и Дубну. Свод большого купола закончен в 1849 году, а в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству. Над росписью работали В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г. И. Семирадский, А. И. Корзухин, Ф. А. Бруни и другие художники Императорской Академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие скульпторы, как А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Строительством храма руководил ученик К. А. Тона, архитектор И. С. Каминский. Значительный вклад в оформление интерьеров храма внёс архитектор В. А. Коссов.
Храм в 1881 году.
В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. К 1881 году были окончены работы по устройству набережной, площади вокруг храма и установлены наружные фонари. После смерти Тона в 1881 году руководить завершением строительства был назначен его ученик академик А. И. Резанов, который ещё в 1830—1840-х годах в качестве рисовальщика участвовал в проектировании храма. Современники критически восприняли строившийся храм. Например, художник В. В. Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра».
Ещё до окончания строительства храма Христа Спасителя его изображения начали появляться на планах Москвы, например, на «Иллюстрированном плане столичного города Москвы», изданном в 1878 году А. А. Касаткиным, и на «Иллюстрированном новом плане столичного города Москвы с достопримечательными зданиями Кремля, нарисованном в 1882 году чертёжником Орловским. Изображения эти отличались от впоследствии построенного здания храма. 26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым).Освящение храма сопровождалось торжественным шествием из храма Христа Спасителя в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом. Вслед за освящением в храме была совершена первая литургия.В память о строительстве и освящении храма была учреждена государственная награда — Медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя», которой награждались лица, связанные со строительством.
Храм в 1912 году.
За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном (дирижёр И. К. Альтани). В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова. В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии. С января 1918 года специальным декретом государство прекратило финансирование церквей.
1931 год. Храм перед разрушением.
13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.
Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.
Так начиналось строительство бассейна.
А 16 июля 1960 года, на этом месте был открыт бассейн "Москва", просуществоваший почти 34 года.
А вот так закончилась жизнь бассейна.
В конце 1994 года бассейн был снесён для восстановления Храма Христа Спасителя, занимавшего то же самое место до сноса в 1931 году (по официальной версии). В реальности Храм Христа Спасителя находился на дороге, у бассейна.
В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. В сентябре 1989 года инициативная группа переросла в православную общину и организовала свой «народный референдум» за возрождение Храма, на подписных листах ставили свои подписи, адреса, телефоны тысячи советских людей.5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный закладной камень, в 1992 году был основан фонд сооружения храма, и в 1994 году было начато строительство.
К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.
31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения.
В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые. Решение поднять на воссозданный храм бронзовые медальоны было принято в 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви и был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя.
21 комментарий
9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена9 лет назад
"...Проклятие церкви совершается священником с помощью Высших сил за преступления против церкви и человечности с целью заставить виновного через страдания и неудачи осознать грех, раскаяться в вине и искупить ее самому или через потомков. Множественные проклятия посылались гонимыми православными священниками в революционные годы, когда разрушались церкви, глумились над верой и священниками..."
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена