Для борьбы с ИГИЛ нужно объединиться с Россией и избавиться от НАТО
После государственного переворота в Турции Эрдоган пошел на сближение с Путиным, тогда как Вашингтон и Москва, по всей видимости, нашли точку равновесия в Сирии. По мнению генерала Пинателя, европейским государствам необходимо принять во внимание этот новый расклад.
Figarovox: В августе у Реджепа Тайипа Эрдогана намечена встреча с Владимиром Путиным в российской столице. Турция исторически представляет собой аванпост Североатлантического альянса на юге. В какой степени новый союз Москвы и Анкары может помешать НАТО?
Жан-Бернар Пинатель: НАТО как организация уходит корнями в холодную войну СССР и демократического Запада. Ее сохранение и расширение на бывшие страны СНГ связно со стремлением США сохранить ров между Россией и Европой. Ведь если бы Европа и Россия были союзниками, они могли бы оспорить у Америки мировое господство, которое она получила в 1991 году с распадом СССР и стремится сохранить любой ценой. Тем не менее, исламистская угроза изменила расклад. Она существует в России с 1990-х годов и перекинулась на Европу в июне 2014 года с провозглашением в Ираке халифата аль-Багдади. Чуть позже с ней столкнулась и Турция: Эрдоган был вынужден закрыть границу для ДАИШ после терактов во Франции и давления со стороны американцев с тем, чтобы не лишиться поддержки европейской общественности.
2016
В такой обстановке кровавых терактов дестабилизация сирийского режима и его замена режимом, который больше соответствовал бы интересам Америки, Европы, Саудовской Аравии и Катара, отходит на второй план перед срочной необходимостью совладать с новым халифатом, раз он становится угрозой для стабильности на Ближнем Востоке и способствует усилению националистических и антинатовски настроенных партий в Европе. Кроме того, массированное и победоносное вмешательство России в сентябре 2015 года для поддержки сирийских союзников резко контрастирует с колебаниями или даже двойной игрой США, которые пытаются угодить всем. Тем самым они обрекают себя на неэффективность операций, что вызывает беспокойство традиционных союзников и подталкивает их к договоренности с Россией. Наконец, несмотря на историческое геополитическое противостояние, у России и Турции есть очень сильные экономические связи.
Помимо сближения Москвы и Анкары, еще большим ударом для организации становятся недавние события. В глазах европейцев и французов они оказались наглядной демонстрацией того, что НАТО бесполезна перед исламистской угрозой. В то же время эффективная война России с «Исламским государством» (ИГИЛ, террористическая организация, запрещена в России, — прим. ред.) наводит все большее число французов и политиков на мысль о том, что Россия — наш лучший союзник. Этот урок, за который нам пришлось расплатиться кровью 234 погибших и 671 раненого с 2012 года, должен был бы не просто стать ударом по НАТО, а привести к ее исчезновению или полной европеизации, потому что сохранение альянса в его нынешнем состоянии определенно не отвечает интересам Франции.
— Что сейчас происходит в Сирии? Россия и Америка сближаются или по меньшей мере активнее координируют свои действия, в частности в том, что касается «Джебхат ан-Нусра» (террористическая организация, запрещена в России, — прим. ред.), занявшего прочные позиции в Алеппо. В регионе сейчас формируется новый баланс?
— С самого начала вмешательства в Сирии в сентябре 2015 года россияне предложили американцам скоординировать удары по ДАИШ и «Джебхат ан-Нусра», но те ответили отказом, потому что на политическом уровне Обама стремился поддержать фикцию о сохранении на сирийской территории умеренных сил, которые еще не были поглощены и не присоединились к «Джебхат ан-Нусра» и, следовательно, потенциально могли быть частью переговорного процесса. Это, разумеется, не соответствует действительности, о чем говорят не только в России, но и некоторые голоса в США. Эти эксперты утверждают, что существующие в Сирии отряды служат лишь передаточным звеном для «Джебхат ан-Нусра» и перепродают ему полученное от ЦРУ оружие. Основой для операционного сближения послужил удар российскими войсками по одной из таких баз в Сирии, которые заранее предупредили американцев, чтобы те успели в срочном порядке вывезти агентов ЦРУ. На Ближнем Востоке сейчас явно формируется новый баланс. Россия исторически присутствует в регионе и возвращает себе былые позиции. Китай, новичок, вступил туда уже не просто одной ногой, а Франция, которая некогда обладала приоритетной позицией посредника, лишилась ее из-за хвостизма по отношению к США.
— Какое место могла бы занять Европа в отношениях двух великих стран, России и Турции? Можно ли представить себе новое оборонное равновесие на границах Европы?
— Наши восточные врата действительно находятся в руках России и Турции.
Что касается России, наши с ней экономические и стратегические интересы дополняют друг друга. У Франции сложилась долгая история дружбы с Россией, которую символизирует мост Александра III в Париже и эскадрилья «Нормандия-Неман», отправленная в СССР генералом де Голлем как материальное воплощение нашего союза против нацизма. Напомню также, что высадка в Нормандии смогла состояться лишь потому, что немецкая армия была истощена тремя годами войны с Россией, за которые сложили головы 13 миллионов русских солдат и 5 миллионов немецких. Это ни в коем случае не принижает роль США и жертву 185 924 американских солдат, которые погибли в Европе. Тем не менее, стремление США восстановить атмосферу холодной войны в Европе, которая проявляется, в частности, через НАТО, отвечает лишь интересам их самих и коррумпированных или ни на что не годных европейских лидеров.
Что касается Турции, у Германии сложились с ней исторические отношения, сравнимые с теми, что были у нас с Россией. Турция и Германия были союзницами в ходе двух мировых войн. С помощью турок немцы надеялись перекрыть союзникам пути снабжения нефтью. Турки в свою очередь рассчитывали вернуть себе контроль над Ближним Востоком и, в частности, Ираком и Сирией.
Этот исторический экскурс напоминает о значимости франко-немецкого дуэта в определении общей европейской политики по отношению к двум державам и необходимости забыть о старых играх. По всей видимости, именно это проявилось в недавних действиях Ангелы Меркель, договаривавшейся по вопросу беженцев напрямую с Эрдоганом без согласования с европейскими партнерами.
6 комментариев
8 лет назад
Идея минимум - использовать разброд и шатание в рядах врага для зачистки сирийской поляны и для решения проблемы с много страдальной газовой трубой. Начнись в Турции некая гражданская война с подачи За
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена