Отечественная "поясная" традиция
Пояс ("опояска", "кушак", "покромка") до недавнего времени был обязательной деталью как женской,
так и мужской одежды. И тут дело не только в удобстве - пояс сопровождал человека на протяжении всей его жизни.
Недаром народная мудрость гласит: "Носи рубаху с крестом и поясом, и ничего тебе не деется". Интересно, что женщины даже ночью пояс не снимали — исподняя рубаха обязательно должна быть подпоясана.
Хождение без пояса всячески осуждалось: в сказках "без креста и пояса" ходит всякая нечисть, да и о человеке, который уже "сраму не имёт" говорят: "совсем уж распоясался".
Особая роль отводилась поясу в празднично-обрядовой культуре крестьян. Так в Новгородской губернии широким льняным поясом - "свивальником" - свивали новорождённого, а на крестины крёстная дарила новорождённому нательный крестик и пояс, который считался оберегающим от всех невзгод и сохранялся на протяжении всей жизни.
И, конечно же, ни одна свадьба без поясов не обходилась. Кроме того, что пояса служили подарками жениховой родне и "дружке", они играли важную роль и в обрядности. В Пермской области, например, в день венчания невеста опоясывалась лыком прямо по голому телу, и только потом уже одевалась в свою лучшую одежду. По мнению стариков, такая опояска была надёжной защитой от колдунов.
Ну а самый яркий и красивый пояс невеста дарила жениху в день сговора. Но не просто так дарила, а "куражилась", что-бы жених помучился, посомневался. Пояс крУгом раскладывали перед лавкой , на которой стояла девушка, а она приговаривала: "Хочу — вскочу, хочу - не вскочу", и длиться это могло достаточно долго. Но если она давала своё согласие и впрыгивала в круг пояса, то отказаться от своего слова уже не могла и вручала пояс жениху.
Вообще, пояс (так же как и рушник) олицетворял дорогу. В свадебных обрядах — это дорога в новую семейную жизнь, в похоронных — дорога в жизнь иную. Усопшего опоясывали и ещё несколько поясов клали рядом в гроб. На поясах же опускали гроб в землю. Погребальные пояса отличались особенными молитвенными текстами. При монастырях, например, часто делали и продавали такие пояса.
В начале XX века в России было огромное разнообразие поясов, это и кручёные, и кожаные (исключительно мужские), и плетёные, и тканые, и полутканые, и вышитые, и самых разных цветов — ведь с середины ХIХ века уже появляются анилиновые красители.
А ещё в это же время развивается целый "кушачный" промысел на берегу Северной Двины в Красноборске. Эти кушаки отличались особой прочностью.
Но чаще женщины ткали пояса сами, для себя и своей семьи.
К мужским поясам часто крепились кожаные мешочки для денег, ключей, расшитые кисеты с табаком и
ножи, а так же дарёные вышитые платочки, которые тоже затыкали за пояс.
А у женщин были специальные поясные сумочки- "лакомки" или "лакомники", украшенные вышивкой.
Пояс-предмет вроде простой, но сколько от него пользы. В этом и заключается мудрость наших предков - ничего лишнего и бесполезного. Всему должно быть объяснение и применение.
8 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Слово «свастика» вообще индийского происхождения.
До революции этот символ назывался гамматический крест.
У немцев - хакенкройц
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Причём нельзя конечно сказать , что я при этом хожу весь такой измученый. Я же мужчина , лучше женщин. Чего мне мучаться-то ? Радоваться нужно. А вот не радуется , думается всё мне.
По настоящему я об этом задумался наверное когда мне в пятом классе астролябия со шкафа на голову упала , а может даже и ещё раньше , когда я бежал по классу , а мне одноклассница подножку поставила.
А тут я заметил , что я старею , на пенсию скоро , а я всё ещё этого вопроса для себя не решил. И поэтому я последние пару месяцев очень много об этом думал и читал много исторической литературы. В результате моей задумчивости и начитанности получилась вот эта вот моя работа:
Как я уже и сказал , я прочитал массу исторической литературы. Довёл себя чтением во времени до времён Плутарха , а в пространстве даже до нервного тика , но так я и не нашёл однозначного ответа на этот вопрос. Причём , что интересно: Читаешь например какой-нибудь пергамент или папирус и прекрасно понимаешь - да , мужчины лучше женщин. Однозначно. А вот почему это так ? Нигде об этом не говорится. Уж очень женщины сильно эту тайну от нас хранят. Но мы же мужчины , лучше женщин и поэтому наши мужские предки эту тайну ещё лучше от потомков сохранили чем даже сами женщины.
Читаешь например историю крепостного права в России , а в голове всякие картины из жизни людей того времени всплывают , причём обязательно в такой картине есть доказательство того , что мужчины лучше.
Допустим:
Встал утром крестьянин , поднял своего малолетнего сына с печи , дескать: "Вставай , Ванятка. Барин велел капусту химикатами от колорадского жука обработать." Запрягут они Савраску в сани и отправляются на работу в поле. Причём мужчины-то в каждом доме , как же без мужчины-то. Вот они и едут таким скорбным обозом в поля. Сидят с сыновьями , понурив головы на козлах и нет-нет один из крестьян потреплет своего сына по голове , большой ты у меня , дескать , уже вон какой стал. Пора бы тебе мотоцикл справить. А потом улыбнётся сыну эдак сурово и затянет древнемужскую песню , передаваемую в те времена по причине безграмотности и отсутствия техники из уст в уста:
Ты запомни , сынок , золотые слова:
Х...й всему голова , х...й всему головааааа....
Сейчас этой техники для передачи информации - пруд пруди , а песню эту уже никому не передают. Мало того - вообще её поют неправильно из ложной стыдливости.
И вот едут они так и одновременно обучают сыновей премудростям жизни своим хоровым пением.
А в деревне в это время что ? Поначалу-то красота: жёны выйдут к ограде , снимут платки и , нежно улыбаясь , машут вслед своим мужчинам этими платками. А потом , когда скорбный мужской обоз скроется за поворотом , зайдут домой и обязательно одна из женщин обзвонит всех своих женских соплеменниц в посёлке , дескать - давайте все ко мне на шабаш. И уже через какой-то час соберутся они все у кого-нибудь в хате , наварят вареников с картошкой и давай пировать и вести разгульный образ жизни , напевая всякие древнеженские гнусные песенки. Например:
Я ж тебя , я ж тебя пидманула
Я ж тебя , я ж тебя пидвелаааа....
Конечно эта песня гнусная , какая же она ещё ? Причём и мотив , и ритм напоминают куринное кудахтанье.
Естественно вместе с женщинами там и их малолетние дочки. Слушают эти песни , смотрят на матерей и обучаются всяким гадостям , танцуя и повизгивая.
В самый разгар подобного гуляния , какая-нибудь малолетняя Парашка подбежит к столу , зацепит вилкой вареник поувесистей из чугунка , обмакнёт в кринку со сметаной и засунет его себе целиком в рот. А потом , громко мыча свою любимую песню , выскочит в центр хаты и пустится в пляс , выбивая грязными пятками пыль из половиц.
А в это время , какая-нибудь тётушка:
Я ж тебя , я ж тебя пидманула
Я ж тебя , я ж тебя пидвела.
Я ж вчера своёму мужу
Изменила ла-ла-ла...
Таким образом они не только обучали своих дочек , но и делились новостями друг с другом.
А вечером приедут мужчины с работы. Дома шаром покати. Погрызут они сухари с квасом и луком , чтоб хоть как-то поправить силы в своих измождённых мужских телесах и отправляются спать. Сыновья на печи , а отцы ещё и супружеские долги отрабатывать.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена