Самые «нерусские» русские на свете
По мотивам: http://russian7.ru/post/samye-nerusskie-russkie-na-svete/
Албазинцы
Группа русских, сформировавшихся при взаимодействии с китайским населением в Пекине. Албазинцы выглядят как китайцы, говорят на китайском, но сквозь века сохранили православную веру и русское самоназвание. В XVII веке русские казаки и первопроходцы осваивали нынешний Дальний Восток, на территории которого претендовал и императорский Китай. В 1685 году войска императора Кан Си организовали успешную осаду крепости Албазин. Гарнизон сдался. Несколько десятков человек, в том числе и священник, попали в Пекин. По одним данным, их отвели насильно, по другим, люди добровольно приняли новое подданство.
Уходя в неволю, албазинцы взяли с собой чудотворный образ Святителя Николая, так называемаго «Николы Можайскаго», сохранившийся и доныне), и священника отца Ермолая, сделавшагося первым, хотя невольным, православным миссионером в Китае.
Албазинцам отвели отдельный район для проживания, казаки стали служить в одной из элитных частей, где уже была русская рота из других пленных. Дважды русские подвергались гонениям. В Пекине во время боксерского восстания китайских православных, среди которых были и албазинцы, убивали. Уничтожались храмы и в период культурной революции.
В наши дни албазинцы продолжают жить в Пекине. Их численность оценивается в несколько сот человек. Часть из них вернулась на историческую Родину. Особенность этногруппы в том, что, утратив язык, люди сохранили религию и осознание русских корней.
Благодаря только православию, албазинцы, несмотря на постепенную утрату родного русскаго языка, костюма и типа лица своих предков, еще не затерялись окончательно в китайском народе, даже русские обычаи сохранились в семьях албазинцев только такие, которые соприкасаются с религией, как, например: празднование новаго года, окрашивание на Пасху яиц, некоторыя обрядности при погребении умерших и название один другого по имени.
Потомки русских на Аляске
Когда Аляска перешла во владение США, русские стали покидать регион. Но не все. Часть сотрудников Русско-Американской компании осталась. Специально для «пенсионеров» строились поселения. Отставники заводили семьи, женились на представительницах местных народов.
Название страны переводе с алеутского «a-la-as-ka» означает «Большая земля».
Русские землепроходцы, выйдя на берег Тихого океана, в 1648 году под руководством Семена Дежнева, обогнули пролив, разделяющий Азию и Америку. При этом часть кораблей отнесло к американскому берегу. Вполне возможно, что отдельные русские промышленники еще в XVII веке проникали на Аляску. Учитывая плохую сохранность архивных сведений (даже «скаски», то есть отчеты самого Дежнева сохранились чудом), имена этих первопроходцев вряд ли станут известны науке.
Настоящим первооткрывателем и создателем Русской Америки стал Григорий Иванович Шелехов (Шелихов). Купец, уроженец города Рыльска в Курской губернии, Шелехов переселился в Сибирь, где разбогател на мехоторговле. Начиная с 1773 года 26-летний Шелехов стал самостоятельно отправлять корабли на морской промысел.
В августе 1784 года, в ходе своей главной экспедиции на трех кораблях, он достиг острова Кадьяк, где стал строить поселение. Именно благодаря энергии и дальновидности Шелехова в этих новых краях было заложено основание русских владений. в 1784-86 гг. Г. И. Шелехов начал также строить еще два укрепленных поселения в Америке. Составленные им планы поселений включали ровные улицы, школы, библиотеки, парки. Вернувшись в Европейскую Россию, Шелехов выдвигал предложение о начале массового переселения русских в новые земли.
При этом Шелехов не состоял на государственной службе. Он оставался купцом, промышленником, предпринимателем, действовавшим с разрешения правительства. Сам Шелехов, однако, отличался замечательным государственным умом, прекрасно понимая возможности России в этом регионе. Не менее важным было и то, что Шелехов прекрасно разбирался в людях и собрал команду единомышленников, которые и создали Русскую Америку.
До 1786 года Шелехов был успешным торговцем пушниной на Алеутских землях, но его пушной империи требовались и другие способные руководители. Одного такого помощника он увидел в Александре Андреевиче Баранове - купце из старинного города Каргополя, переселившимся с деловыми целями в Сибирь. В 1791 году он, как оказалось, навсегда, прибыл на Аляску. 43-летний (то есть уже немолодой по тем временам) Александр Баранов был назначен главным управляющим на острове Кадьяк. Баранов был на грани банкротства, когда Шелехов взял его себе в помощники, угадав в нём исключительные качества: воля, предприимчивость, настойчивость, твёрдость, организаторские способности. Обладал Баранов и удивительным для предпринимателя бескорыстием - управляя более двух десятилетий Русской Америкой, контролируя многомиллионные суммы, обеспечивая высокие прибыли акционерам Русско-Американской компании, о которой скажем ниже, он не оставил себе никакого состояния!
Баранов перенес представительство компании в новый, основанный им на севере острова Кадьяк город Павловская Гавань. Сейчас Павловск (Pavlovsk) - главный город острова Кадьяк.
В 1839 году русское население Аляски составляло 823 человека, что было максимальным за всю историю Русской Америки.
В Русской Америке началось развитие нового этноса - креолов. Обычно в странах Нового Света креолами называли родившихся здесь европейцев. Но в русских владениях Северной Америки креолами называли детей от смешанных браков русских с местными женщинами. Русские поселены на Аляске были представлены в основном мужчинами. Русских женщин было мало, примерно одна на 10 (иногда и на 16) мужчин. При этом Шелехов и Баранов, а также руководство местной православной церкви считали, что смешанные браки православных русских с местными женщинами будут способствовать распространению православия. Пример поселенцам давал и сам А.Баранов, женившийся на индианке.
В результате брачных и внебрачных связей русских с алеутскими, эскимосскими и индейскими женщинами на Аляске стала складываться этническая и социально-культурная общность аляскинских креолов. Рост креольского населения был стремительным: 553 человека в 1822 году и 1 989 человек (рост в 3,6 раз) в 1863 году. Русская Америка постепенно стала напоминать латиноамериканское общество в снегах с его большим количеством метисов и своеобразием местной культуры. Из числа креолов вышел ряд исследователей Аляски - Александр Кашеваров, Руф Серебряников и другие путешественники, проникшие вглубь Северо-Американского континента. Никакой расовой дискриминации при этом не было. Многие креолы получали за счет РАК образование в Петербурге, и сразу по получению его вливались в число местной элиты. В Санкт-Перербурге даже были специальные гимназии, где наравне с прочими детьми, на казенный кошт, обучались креолы и дети служащих РАК. Для мальчиков, это была Первая Губернская Гимназия, а для девочек был открыт прием в Мариинскую гимназию. В принципе, аляскинские креолы вполне могли стать основой новой нации, русскоязычной и православной.
Наконец, в Русской Америке активно действовала русская православная церковь. Еще в 1794 году начал миссионерскую работу валаамский инок Герман. К середине XIX века большинство аборигенов Аляски были крещены. Алеуты и, в меньшей степени, индейцы Аляски, поныне являются православным верующими. В 1841 году на Аляске была создана епископская кафедра. К моменту продажи Аляски русская православная церковь имела здесь 13 тысяч человек паствы. По числу православных Аляска и поныне занимает первое место в США. Служители церкви внесли огромный вклад в распространение грамотности среди аборигенов Аляски. Грамотность среди алеутов была на высоком уровне - на острове св. Павла все взрослое население умело читать на родном языке
http://russobalt.org/forum/topic/394238-russkoe-nasledie-na-aliaske/
В поселке Нинилчьик, где живут потомки русских, сохранился особый диалект русского языка. Изучили его лингвисты Мира Бергельсон и Андрей Кибрик. В XX веке американские власти боролись с местными языками, стремясь ассимилировать коренное население Аляски. Под удар попал и русский язык. Русская школа была закрыта. В диалекте много обычных русских слов, но есть интересные заимствования из английского и алеутского. Машина – кара (от английского car), ребенок – бейбочка (от английского baby). Кириллицу утратили. Утрачен средний и частично женский род. Самосознание потомков русского населения Аляски, скорее, аляскинское или американское. Говорят на уникальном варианте русского языка не больше 25 человек, все – пожилые люди. Но русский язык и обычаи глубоко осели в местной культуре. В соседних населенных пунктах местные жители, не зная русского, на свадьбах кричат Gorko.
http://russian7.ru/post/samye-nerusskie-russkie-na-svete/
Но в 1867 году Аляска была продана США за 7,2 млн долларов. За продажу Русской Америки выступали (и небескорыстно!) Великий князь Константин Николаевич. Заметим, что Россия так и не получила денег за Аляску, поскольку часть этих денег присвоил себе посол России в Вашингтоне барон Стекль, часть ушла на взятки американским сенаторам. Наконец, корабль, на борту которого был драгоценный груз, 16 июля 1868 года затонул на подходе к Петербургу. В результате Россия так и ничего не получила от отказа от некоторых своих владений.
Российско-американская компания была ликвидирована. При ликвидации дел Российско-Американской Компании в 1868 г. часть русских была вывезена с Аляски на родину. Последняя группа русских числом в 309 человек покинула Новоархангельск 30 ноября 1868 г. Другая же часть - около 200 человек - оставлена была в Новоархангельске из-за нехватки судов. Они были просто ЗАБЫТЫ петербургскими властями (как видим, русские либералы, склонные к разглагольствованиям о «правах», на деле не интересуются простыми людьми, от которых невозможно получить доллары). Осталась на Аляске и большая часть креолов. Тем не менее, Русская Америка исчезла, этническая территория русской нации сократилась, потенциальная нация аляскинских креолов не состоялась.
http://russobalt.org/forum/topic/394238-russkoe-nasledie-na-aliaske/
Казаки-некрасовцы
Группа казаков, покинувших земли Дона после поражения Булавинского восстания в начале XVIII века. Под предводительством Игната Некрасова до 8 тысяч человек-староверов сначала отправились на Кубань, на тот момент находящейся под контролем Крымского ханства. Оттуда некрасовцы переехали в устье Дуная. Там, из-за споров за места рыбных промыслов начались столкновения с запорожцами, которые также переехали на Дунай после разгрома Запорожской сечи. В итоге община разделилась, часть Игнат-казаков переселились в Энос на побережье Эгейского моря и на озеро Майнос в азиатской части Османской империи. Дунайская часть община слилась с другими староверами. Эносские казаки влились в майносскую общину, откуда впоследствии часть казаков переехало на озеро Мада. Жили некрасовцы обособленно, по «заветам Игната». Занимались рыбной ловлей. Исповедовали старообрядчество, хотя гонение на веру и не было главной причиной того, что люди покинули родные земли. Взаимодействие с турецким и греческим населением было минимальным. А за брак с турком могли и казнить. В османской армии некрасовцам доверяли охранять обозы и добычу, были казаки и в охране султана.
http://russian7.ru/post/samye-nerusskie-russkie-na-svete/
К началу ХХ века отношения с турецкими властями ухудшились. Усилилось налоговое бремя. Мужчин обязали служить в армии на регулярной основе, некрасовцы приняли участие в итало-турецкой войне, защищали пролив Дарданеллы в Первую мировую. Воевали как отдельная часть. Многие из казаков решили вернуться, на что и получили разрешение царского правительства. До 80 семей переехало в Грузию в 1911 году, оттуда они направились на Кубань, где их зачислили в Кубанское войско и выделили земли. Но большая часть некрасовцев не нарушало завета Игната «при царе в Россию не возвращаться». В 1920-е уже в Советскую Россию возвращались другие семьи. В период становления турецкой республики Игнат-казаки укрывали греков, из-за чего даже был бой с турецкими войсками. В кемалистской Турции некрасовцев хотели отуречить, обязали ходить в турецкие школы и открыть населенные пункты для турецкого населения. Некрасовцы служили в армии уже как обычные призывники. В 1960-е прошел второй этап репатриации. Некрасовцы поселились в Ставропольском крае. Часть Игнат-казаков на историческую Родину так и не переехали, эмигрировав в США. В СССР некрасовцы сохранили религиозность, знание турецкого языка, но в целом адаптировались к новой условиям жизни, сохранив самобытность.
http://russian7.ru/post/samye-nerusskie-russkie-na-svete/
Когда некрасовцы возвратились в Россию, они сохранили свои обычаи – носили нательные кресты, бороды, креcтили детей и отпевали покойников, однако при этом их дети ходили в советские школы, а сами они работали в совхозах. До сих пор сохранились песни некрасовцев, припевы в которых чередуют русский и турецкий языки и сохраняют восточный колорит.
Турецкие напевы и русские песни и частушки смешались воедино, создав богатую и оригинальную фольклорную традицию. В современном быту игнатовские казаки также переняли часть турецких традиций: они любят сидеть на ковриках, поджав ноги и пить кофе, варить кукурузу и чорбу.
http://russian7.ru/post/nekrasovcy-kazaki-kotorye-stali-turk/
Боливия. Старообрядцы, сохраняющие свою веру со времен реформ патриарха Никона 1650–1660-х годов.
Русские старообрядцы начали переселяться в Боливию отдельными группами ещё во второй половине ХIХ века, но их массовый приток пришёлся на период 1920-х 1930-х годов, в годы постреволюционной коллективизации. Как и среди представителей дальневосточной белой эмиграции, долгий и трудный путь старообрядцев в Боливию после революции 1917 года пролегал по маршруту Маньчжурия-Гонконг-Бразилия-Боливия.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B8
В Боливии старообрядцы поселились вдали от крупных городов в департаментах Ла-Пас, Санта-Крус, Кочабамба и Бени. Это, а также тот факт, что боливийские русские практически не вступают в брак с местным, преимущественно индейским, населением, позволило им сохранить русский язык и культуру гораздо лучше, чем другим русским и русскоязычным общинам Латинской Америки.
Русские в Боливии занимаются животноводством и земледелием, выращивая рис, кукурузу, пшеницу, бананы, ананасы, подсолнухи, сою. Выпускают свою газету «Русское barrio». В последнее время испытывают неудобства из-за земельной реформы, инициированной правительством Боливии.
В 2011—2012 часть из них переселилась в Россию в рамках программы по переселению соотечественников.
Жители деревни Тоборочи, основанной на юге провинции Санта-Крус в 1980 годах русскими эмигрантами-староверами, и сейчас выглядят будто сошедшими с исторических фотографий. Мужчины бородаты и осанисты, в обязательных косоворотках, женщины носят сарафаны и убирают косы под платок. В джунглях Южной Америки староверы ведут простую сельскую жизнь: выращивают пшеницу, бобы, кукурузу, разводят амазонскую рыбу паку в искусственных прудах. Им удается избегать смешанных браков, подыскивая пару в семьях единомышленников, в том числе в других странах и даже на других континентах (не без помощи интернета).
Их дети учатся в школе на испанском языке, но в домашнем общении используют русский язык образца XIX века. В нем немало старинных слов: дерево называется лесиной, любовница — ухажеркой, о кредитах говорят «взять на выплатку».
Новых слов боливийские старообрядцы не знают, поэтому придумывают их сами. Мультфильмы называют поскакушками, гирлянды — помигушками, ободок на волосы — одевашкой. Некоторые слова образуют от испанских, но на русский манер.
Например, автозаправку называют газолинкой от испанского слова gasolinera, а словосочетание «сельское хозяйство», незнакомое им по-русски, заменяют испанским agricultura: «Мы занимаемся агрикультурой, агрикульторы мы».
Любопытно, что на говор старообрядцев повлияла не Боливия, а Китай. Те, кто много времени прожил в провинции Синьцзян, стали заменять звук «ц» на «с», а «ч» на «щ»: говорить «сыпленок» и «сарь» вместо «цыпленок» и «царь» и искажать привычные слова: «сынощек», «щайник», «лавощка». Это вызывает усмешки у других старообрядцев, которые жили в Харбине: они считают свою речь более правильной — и действительно, она более похожа на российскую.
http://www.ochevidets.ru/blog/23688/
Липоване
В конце XVII — начале XVIII веков после церковных реформ Никона они переселились в Молдавское княжество и Буковину. По одной из версий название «липоване» происходит от искажённого слова «филиповцы», по другой — от липовых рощ, где липоване скрывались. Слово впервые встречается в австрийском документе от 1733 года. Позднее к липованам причислили оставшуюся в Румынии после переселений часть их единоверцев — игнат-казаков.
Исторически сложилось, что русских-старообрядцев в Румынии называют липованами. После церковного раскола XVII века в России и реформ патриарха Никона, старообрядцы бежали на окраины Российской Империи. Некоторые из них скрывались от преследований в тогда безлюдных краях дельты Дуная, где основали свои поселения, в которых сообща верно хранили свои традиции. Липоване Румынии сумели сохранить все русские традиции своих отцов и дедов: православную дораскольную веру, русский язык, хлебосольство и любовь к своей исторической Родине — России. Они и сегодня разговаривают на русском языке, а службу совершают на церковно-славянском, как и современные старообрядцы России.
Липоване всегда отличались трудолюбием и честностью, благодаря чему они хорошо уживаются с местным населением. В местах компактного проживания русских липован Румынии в общеобразовательных школах на государственном уровне, помимо обязательных предметов, преподаются основы старообрядческого воспитания: история старообрядчества, старославянский и русский языки, знаменное крюковое пение. Благодаря этому русские липоване Румынии сохраняют преемственность поколений и передают традиции и культуру благочестивых предков своим детям. Большинство современных липован Румынии проживает в уезде Тулча. Среди национальных меньшинств Румынии русские-липоване занимают 5-е место и, согласно переписи населения 2002 года, составляют численность 35 791 человек. По неофициальным данным, русских-липован в Румынии насчитывается около 100 тысяч.
В 1990 году, по инициативе Феодора Кирилэ и Андрея Иванова, профессоров Бухарестского университета, была создана как юридическое лицо неправительственная общественная организация «Община русских-липован Румынии» (ОРЛР), которая объединила в себе порядка 40 местных общин русских-липован, которые на сегодняшний день достаточно хорошо организованы, а самые крупные из них имеют свои постоянно действующие офисы и представительства. Председателем общины является Мирон Игнат — депутат румынского Парламента, который отстаивает интересы русских старообрядцев на правительственном уровне.
В ноябре 1990 года вышел первый номер ежемесячной газеты «Зори», которая представляет этнос не только в Румынии, но и в других европейских странах. Газета служит связующим мостом между русскими-липованами. Ежемесячник является двуязычным (на русском и румынском языках) и выходит в Бухаресте. С 1998 года в Яссах выпускается ещё одна периодическая публикация русских-липован — общественно-культурный двуязычный журнал «Китеж-град». Газета «Зори» и журнал «Китеж-град» являются членами Международной Ассоциации русской прессы, созданной в 1999 году.
http://ruvera.ru/lipovani
Липоване во время богослужения в румынском селе Слава Черкесская. Фото Михаила Евстафьева
Русские Духоборы в Канаде
Духоборы (духоборцы) — этноконфессиональная группа русских. Исторически русская религиозная группа, приверженцами Русской православной церкви, некоторыми религиоведами и социологами часто квалифицируемая как конфессия христианского направления, отвергающая внешнюю обрядность церкви. Идейно близка к английским квакерам. Одно из ряда учений, получивших общее название «духовных христиан».
У истоков духоборства стоял Силуан Колесников, живший в селе Никольском Екатеринославской губернии в 1755—1775 годах. Духоборство распространилось по многим губерниям и подверглось преследованиям со стороны православных духовных и светских властей.
Исходный пункт учения духоборов — квакерская идея:
«В душе человека пребывает сам Бог, и сам Он наставляет человека Своим словом. Памятию человек уподобляется Богу Отцу, разумом — Богу Сыну, волею — Духу Святому; Отец — свет, Сын — живот, Святой Дух — покой, Отец — высота, Сын — широта, Святой Дух — глубина. Чувственно Бог существует в природе, а духовно — в человеческой душе».
Отрицают первородный грех: «всяк сам по себе грешен и спасён».
Веруют в перерождение души: «после смерти душа благочестивого человека переходит в тело живого праведника или новорождённого, а душа беззаконника — в животное».
Считают, что воскрешение Христа нужно понимать в духовном смысле:
«Христос должен в нас зачаться и родиться, возрастать и учиться, страдать и умереть, и воскреснуть, и вознестися».
Исповедуются только Богу; пост считают воздержанием от злых мыслей и дел; богослужение совершают в комнате; брак не почитают таинством; не признают внешних отличий между людьми; не клянутся; отказываются от военной службы и присяги вообще. Отрицают всякую обрядовость, выражая это отрицание в пословицах: «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах"
Поклоняются Христу не мазаному, не писаному, а Христу животворному.
Делами общины управляет сходка старейшин. Отличаются трудолюбивой и нравственной жизнью.
В царской России религиозная жизнь была тесно сопряжена со светским законодательством. В «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» от 1845 года «преступлениям против веры» была посвящена целая глава, содержавшая 32 статьи. Так, распространение нехристианской веры наказывалось плетьми с наложением клейм и каторжными работами в крепостях на срок от восьми до десяти лет. Последователям русских протестантских сект за распространение своей веры, согласно 207-ой статье полагалась ссылка. Основным же посылом к религиозной эмиграции стал закон 1874 года о всеобщей воинской повинности.
Духоборство отрицает всякую христианскую обрядовость, богослужение в общине совершается в комнате, пост считается воздержанием от дурных мыслей и дел, брак не считается таинством. Также духоборы отказываются от военной службы и присяги вообще. Во время правления Александра I к духоборам было положительное отношение, по этой причине этот царь пользуется у духоборов особым почтением. Расположение властей духоборы потеряли при Николае I. В 1841 началась высылка духоборов в Грузию и Азербайджан. Между 1841—1845 было переселено около 5000 духоборов. После введения в 1887 году на Кавказе всеобщей воинской повинности по местам расселения духоборов прокатились волнения. В 1895 году несколько тысяч духоборов заявили властям о своём полном отказе от военной службы. В ночь с 28 на 29 июня они снесли в кучу все имевшееся у них оружие, облили его керосином и под пение псалмов сожгли. Тогда духоборы стали подвергаться гонениям со стороны властей и было принято решение о эмиграции. Помощь духоборам оказали Лев Толстой, его друг Владимир Чертков и Петр Кропоткин. Чтобы использовать гонорар для финансирования переселения, Лев Толстой специально закончил ранее отложенный роман «Воскресение»В 1898—1899 годах примерно 8000 духоборов эмигрировали в Канаду, в неосвоенные районы провинции Саскачеван. Старейшины общины духоборов пророчествовали: « Если царь отпустит духоборцев из своей страны, то он потеряет свой престол, потому что Бог уйдет с духоборцами".
http://russian7.ru/post/7-faktov-o-russkoj-religioznoj-emigracii/
Первым поселенцам на новой земле пришлось нелегко. Канадские власти пытались отучить их жить в общинах и склонить к труду в одиночку — фермерству. Под прессингом законов эмигрантам пришлось уехать из Саскачевана и купить земли в Британской Колумбии, где они смогли наконец жить сообща, как привыкли в России. Свои новые владения площадью 10,9 млн м² они назвали символично: Долина Утешение. Одним из островков России в Канаде стал город Гранд-Форкс, где много надписей на русском языке, работает музей духоборов и рестораны с русской едой.
Сейчас в Канаде проживает 30 000 потомков духоборов, 5000 из них хранят веру своих предков, многие все еще говорят на русском языке. Сегодня духоборов трудно выделить из толпы — они ассимилировались с канадцами, но поддерживают связь друг с другом благодаря интернету и сообществам.
http://www.ochevidets.ru/blog/23688/
У меня всё. Нельзя объять необъятное. Спасибо, что читали и смотрели.
Русская диаспора за рубежом превышает 30 млн человек и является одной из крупнейших в мире.
23 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена