Ил-2: «черная смерть» для нацистов
Как всегда, правда находится где-то посередине. Речь идет об легендарном штурмовике Ил-2.
Мир. Политика. История
Прошлый век, конец тридцатых годов. Советский Союз уже поднялся с колен после тотальной разрухи, которую принесла гражданская война, и всеми силами догоняет индустриально развитые государства. Тогда мы отставали по очень многим позициям.
Страна закупала за рубежом оборудование и технологии, бешеными темпами строили заводы и много учились. Учились варить качественную сталь, учились делать самолеты, учились жить по-новому. Темпы развития советской промышленности того времени потрясают до сих пор. Экономический эффект тех пятилеток по-прежнему не превзойден ни у нас, ни «у них».
Чтобы хоть как-то оправдать эти потрясающие результаты роста экономики, прозападные экономисты часто списывают успехи того времени на труд заключенных. Не будем кривить душой — такое в нашей истории было. Но не за счет страха и репрессий произошел такой феноменальный индустриальный и технологический скачок в развитии нашей страны. Причиной было единение народа на пути к достижению общей цели. Это был единый трудовой порыв большинства населения нашей страны.
А репрессивный аппарат тогда работал везде. Работал и в старушке Европе, и в ныне «блистающих» своими демократическими принципами США. Да, у них тоже были лагеря, и была массовая нищета и бесплатный труд. Правда они про это совсем не хотят вспоминать и вовсе не пишут об этом в своих учебниках истории. В СССР тогда нищеты уже не было.
Но не суть. Времена тогда были суровыми везде, и весь мир готовился к очередной мировой войне. Колониальным державам было еще, что поделить и что украсть. А вы как думали? Войны начинают политики, а их на это подвигают финансисты. Такой порядок сложился с наполеоновских войн, таким он сохраняется и сейчас.
Советский Союз не имел колониальных интересов, но тоже готовился к войне. Страна массово производила пушки, танки и самолеты. Правда, в массе своей они были несколько устаревшими, а тактика их применения была в основном теоретической. Германский вермахт и люфтваффе на тот момент обладали достаточно современным оружием и, что самое главное, реальным боевым опытом.
Ил-2 появился не по указке сверху, а благодаря инициативе Ильюшина. Известный конструктор, создавший дальний бомбардировщик ДБ-3, тогда был начальником Главка авиационной промышленности. Административная должность, конечно, отвлекала его от разработки новых самолетов, но одновременно давала определенные преимущества. Было понятно, что если просто обвешать самолет бронеплитами, то он не сможет летать из-за нарушения аэродинамики и резкого увеличения веса. Самолеты того времени фактически не имели бронирования, а ведь в низколетящий штурмовик будет стрелять все, что есть, и все, что может, — от зениток до пистолетов. Только в голову, свободную от стереотипов и догм того времени, могла прийти идея сделать несущую броню, и только руководитель авиационной промышленности страны мог дать специалистам-металлургам задание в короткий срок разработать технологию изготовления особой штампуемой неоднородной брони. Это было сделано для самолета, которого пока не было.
В 1938 году началась мировая история штурмовой авиации. Начало ей положил небесный воин по имени Ил-2. Это советский штурмовик, созданный в ОКБ-240 под руководством знаменитого советского конструктора Сергея Владимировича Ильюшина. Почему именно Ил-2, а не немецкий «Хейнкель» (Henschel) 129, который поднялся в небо раньше нашего штурмовика и по некоторым показателям был технологичнее? Все просто — «Хейнкель» так и остался проектом. Немцы забыли о нем до 1942 года. Наша машина имела множество недостатков, отнюдь не меньше немецкого конкурента, но 2 октября 1939 года летчик-испытатель Владимир Коккинаки поднял в воздух прототип — БШ-2. Потом его назвали Ил-2, и он стал самым массовым боевым самолетом в истории. Всего было выпущено более 36 тысяч боевых машин. Вопрос приоритета был закрыт навсегда.
Как я уже говорил ранее, за характерную форму фюзеляжа самолет получил прозвище «горбатый». Кстати, интересный факт — одно из прозвищ ударного вертолета Ми-24 тоже «горбатый».
Конструкторы называли разработанный ими самолет «Летающим танком» (что было совсем недалеко от истины). Немецкие пилоты за живучесть и недостаток маневренности называли его «Бетонный самолет» (нем. Betonflugzeug). У войск вермахта самолет получил несколько почетных прозвищ, таких как «Мясорубка» (Fleischwolf) и, наверное, самое известное и заслуженное — «Черная смерть» (Schwarzer Tod). Самолет воевал на переднем крае битвы за Родину и уничтожил неимоверное количество противника. Он стал неотъемлемой частью нашей общей Победы, одним из ее символов.
Сделано в СССР
В феврале 1941 года началось серийное производство боевой машины. Как я уже говорил, главной изюминкой Ил-2 был несущий бронекорпус — штампуемая неоднородная броня заменила собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Включение брони в силовую схему планера самолета позволило сделать машину более защищенной и одновременно избавиться от «лишнего веса». Для защиты добавили бронестекло, но…
Самолет все равно получился тяжелым и неповоротливым. Мощного, отработанного двигателя для него на тот момент не было, а машина была нужна. Сергей Ильюшин принял непростое решение — уменьшить массу самолета за счет стрелка. Оборона задней полусферы исчезла. Это сделал именно Ильюшин, а не Сталин или Ворошилов, как принято считать. Этот шаг знаменитого конструктора оценивают по-разному. С одной стороны самолет без защиты унес огромное число жизней своих пилотов и еще большее количество своих стрелков, которые все-таки появились в дальнейшем, и были практически незащищены, но… С другой стороны вы представьте, какое количество жизней наших бойцов он спас! Да, именно спас. Об этом свидетельствуют разнесенные в хлам колонны фашистской техники, убитые, раненые и как минимум деморализованные германские солдаты. Лично мне хочется сказать этому самолету — спасибо. Спасибо, что ты был.
Первые серийные Ил-2 были изготовлены в Воронеже, на заводе № 18. Осенью 1941 года в Куйбышев пришло множество эшелонов. На них перевезли из Москвы оборудование авиационного завода № 1, моторного завода № 24, а из Воронежа — авиационного завода № 18. Это была глобальная эвакуация. Правительство СССР потребовало не позднее чем через два месяца после переезда организовать на новой площадке в районе станции Безымянка полноценное серийное производство боевого самолета Ил-2. Невозможно? Переезд прошел в течение всего лишь 10 дней. Вы только подумайте — 10 дней! Сейчас за это время не могут перевезти офис небольшой фирмы, да что тут говорить — переезд обычной квартиры за это время не осуществляется. Разве это не подвиг?
За это невероятно короткое время на берега Волги были вывезены все рабочие и служащие завода, станки и оборудование. Рядом с ним заработал еще один самолетостроительный завод № 18, эвакуированный из Воронежа.
Далее Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в Москве.
В жутких условиях, работая в две смены по 12 часов, в дикий мороз, в недостроенных цехах началось серийное производство штурмовиков. Не было воды, не было еды, не было канализации. Нам такое трудно даже представить. К тому же среди рабочих мужчины составляли только 10%. Остальные — женщины и дети.
Неудивительно, что качество первых машин было очень низким. Самолеты были просто непохожи один на другой. Прибыв в строевые части, они предварительно подвергались ремонту и только потом облетывались, но они — были, и это, наверное, самый важный показатель. В этом отношении показательна телеграмма Иосифа Виссарионовича от 23 декабря 1941 года, которая была отправлена директору завода Шекману: «… Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь, как воздух, как хлеб. Шекман дает по одному Ил-2 в день … это насмешка над страной, над Красной Армией. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю в последний раз. СТАЛИН». В январе следующего года завод сумел изготовить уже 100 самолетов.
Многие заводы города Куйбышева в годы войны обеспечивали выпуск комплектующих деталей для боевого самолета. Механический завод № 207 за очень короткий срок освоил серийный выпуск бронекорпусов. Завод аэродромного оборудования поставлял узлы крепления пушек, блочные держатели для подвески бомб, пулеметные установки.
Инженеры и рабочие завода «Металлист» изготавливали вооружение — скорострельные пулеметы ШКАС, установки турельные, синхронные, крыльевые. Подшипниковые заводы обеспечивали бесперебойное снабжение подшипниками все заводы авиационного профиля. Очень многие куйбышевцы трудились над производством легендарного и такого нужного фронту штурмовика и очень этим гордятся, ваш покорный слуга среди них. Сейчас Ил-2 гордо стоит на постаменте и является наравне с памятником авиастроителям символом нынешней Самары.
Время поменяло многое. Теперь, в наше время, эти заводы производят ракеты, делают ракетные и реактивные двигатели. Современная аэрокосмическая Самара обязана этим самолету Ил-2.
Патриот не тот, кто кричит на каждом углу, что мы лучшие и всех победим. Патриот тот, кто предпринимает усилия для достижения этой цели.
Разбор полетов
Давайте беспристрастно выясним, на чем основана достаточно массовая критика Ил-2.
Главным обвинением является несовершенство машины, отсутствие бортового стрелка и, как следствие, большое количество потерь летного состава. Давайте разберем по порядку. Да, машина действительно была несовершенной. Она имела проблемы с двигателем, с маневренностью, да и качество сборки было не лучшим. Проблемы тогда решались просто — в процессе войны. Вот так. Не больше, не меньше. Ил-2 начал поступать в войска за несколько месяцев до начала войны, на момент начала боевых действий этот самолет был новым и мало изученным. Не существовало инструкций по его боевому применению, их просто не успели разработать. Во время войны ситуация стала еще хуже.
Мне кажется, что наши потери были связаны не с конструкционными недостатками штурмовика, не с отсутствие стрелка. Решающую роль сыграли несколько факторов:
1. Прикрытие с воздуха. А что? Штурмовик надо прикрывать, и это правило существует и сейчас. Пока одна машина работает по земле, другая должна закрыть над ним небо. Беда в том, что в первые годы войны прикрывать было некому. Наши истребители практически отсутствовали в небе. Фашисты просто заходили в хвост и щелкали Илы, как орешки.
2.«И опыт, сын ошибок трудных…». Фраза Пушкина полностью подходит к нашей ситуации. В начале войны фактический налет летчиков на Ил-2 составлял примерно 10 часов. Я вам ответственно могу заявить — они только за ручку научились держаться и сразу пошли в бой. Вот так, просто. Не было опыта, а те, у кого опыт появлялся, погибали, не успевая его передать. Смертность среди пилотов штурмовиков была в начале войны самой большой в авиации.
3. Тактика боевого применения штурмовика. Самолет был новый, и отработанных тактических решений в начале войны не существовало. В то время чаще всего применялась штурмовка передовой. Учитывая то, что противник находился в укрытиях и обладал большим количеством зенитных средств, результат атак был минимальным. Реактивные снаряды (РС) наносили больше психологический ущерб, бомбы, сброшенные с предельно малой высоты, поражали бронированные цели с эффективностью близкой к нулю, пушки и пулеметы не пробивали немецкую танковую броню. Прицел был абсолютно бесполезен для бомбометания.
4. Отсутствие нормальных прицельных приспособлений. Прицел ПБП-16 при ударе с бреющего полета был практически бесполезен — цель скрывалась из глаз слишком быстро, чтобы пилот успел прицелиться. Поэтому на фронте его обычно снимали и целились на глазок. Для бомбометания с малых высот стали пользоваться метками, нанесенными на лобовое стекло фонаря кабины и капот самолета. Мой дед, который на Ил-2 прошел всю войну, рассказывал, что они крепили спички на лобовое стекло. Они служили прицельными метками для разных параметров полета.
5. Низкая технологичность. Вот тут я бы поспорил. Корявенький по сравнению с отшлифованными и нежными зарубежными образцами, но работающий в условиях войны. Получивший сотню пробоин Ил-2 можно было починить в полевых условиях, чего не скажешь о зарубежных машинах. Например, за счет не полностью убирающихся шасси и бронекорпуса он мог сесть на брюхо и при этом получить минимальные повреждения. Конечно, чинить его было очень неудобно, но он чинился! Машина была очень живучей.
Время перемен
Но все поменялось, враг откатился от Москвы, Ил-2 получил свой двигатель, предприятия начали выпуск самолетов сотнями, мы наступали…
Выработались новые тактические приемы боевого применения. Не только построение в круг над целью, когда один самолет прикрывает другой, но и неожиданные массированные атаки, проводившиеся с разных направлений.
Главными целями стали не укрепленные позиции врага, а немецкие колонны на марше — война же была позиционная, и войска перемещались постоянно. Колонны вражеской техники взрывались и горели под залпами пушек и РСов. Илы неожиданно появлялись над противником и, особо не целясь, вываливали на него бомбы и ракеты, добивая его на втором заходе из пушек и пулеметов.
Особенно эффективно проявили себя противотанковые кумулятивные бомбы малого калибра (ПТАБ). Ил-2 неожиданно появлялись над танковой колонной и буквально засыпали их сотнями маленьких бомбочек. Об эффективности этого оружия можно судить по тому, что немцы в срочном порядке начали менять порядок построения своих колон на марше. Это, конечно, снизило эффективность применения самолета по бронетехнике, но остались переправы, артиллерийские и минометные позиции и даже корабли. Неожиданные и массированные атаки штурмовиков с разных направлений, эффектные залпы реактивных снарядов — и противник разбит и деморализован.
Наши истребители уже прикрывают спину штурмовиков, а огонь с земли нивелируется бронированием машины. Бронекорпус, конечно, не выдерживал прямого попадания 20-мм снаряда, но неплохо отводил рикошет и держал попадания более мелких калибров. Штурмовик получал возможность методично утюжить врага. Вот тогда фашисты и назвали Ил-2 Schwarzer Tod, или «Черная смерть».
Автор: Дмитрий Дрозденко
113 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
_airwar.ru/enc/bww2/il4.html
отношение заказчика к ДБ-3М/Ф становилось все хуже. Особенно большую порцию масла в огонь здесь подлила закупка за рубежом образцов передовой авиатехники, знакомство с которыми многим военным буквально открыло глаза. 19 декабря начальник НИИ ВВС Филин в докладе, посвященном немецким самолетам, сделал вывод: "Эксплуатация Ю-88 и До-215 намного удобнее в сравнении с СБ и ДБ-3". Вот какие цифры прозвучали в его выступлении:
Съем кока винта
Ju 88 - 5с ДБ-3 - 15 мин.
Снятие мотора
Ju 88 - 1.5 часа ДБ-3- 4 часа
Установка мотора
Ju 88 - 3 часа ДБ-3 - 12 часов
Снятие винта
Ju 88 - 3 мин. ДБ-3 - 1 час
А вот выписка из акта очередных госиспытаний, которые проходил серийный ДБ-3Ф No.180630 производства завода No.18 в период между 5 сентября и 4 октября: "Самолет стоит ниже Ю-88, До-215 и "Норт Америкен", и надежность также ниже". И вновь следует обширный перечень дефектов, среди которых демаскировка самолета ночью пламенем из выхлопных патрубков, тяжелое управление рулями и элеронами, недостаточная проходимость шасси, слабость оборонительного огня.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена