На Берлин! Забытый подвиг экипажа "Жюль Верна" и его командира
Поверженный Берлин...
Сегодня невероятный полет экипажа капитана Дэйлери забыт, знают о нем в лучшем случае лишь военные историки. Сейчас мы с вами отправимся в роковой для Франции июнь 1940 года. По факту к началу июня Франция уже проиграла войну, хотя самые ожесточенные и кровавые бои еще впереди.
Англия чудом спасла свой окруженный экспедиционный корпус под Дюнкерком, эвакуировав его под огнем, понеся чувствительные потери и бросив все тяжелое вооружение на побережье. Голландия, Дания и Бельгия разбиты и капитулировали. Северная Франция захвачена. Немецкие войска разворачиваются для последнего стремительного броска к Парижу. Франция осталось один на один с могучим и непобедимым врагом.
7 июня 1940 года морской офицер - корвет-капитан Анри Дэйлери готовит свой четырехмоторный самолет к самому главному вылету своей жизни. За плечами его опытного экипажа не одно задание, выполненное с блеском, но это - совершенно особое!
На самом деле вот этот могучий самолет-красавец вовсе не бомбардировщик, а межконтинентальный почтовый лайнер Фарман NC.223.4, специально построенный для трансатлантических рейсов между Францией и Южной Америкой.
Как у всех лайнеров у нашего тоже есть собственное имя - "Жюль Верн".
Уже три недели с середины мая капитан раз за разом пытался выбить разрешение на этот вылет, и все это время ему отвечали отказом. Что за самоубийственная идея бомбить Берлин, это невозможно и, наконец, просто глупо!
Но в начале июня 1940 года, когда началась бомбардировка нацистами Парижа, оказалось, что у Франции нет средств для нанесения ответного удара по Берлину. Вот тут и вспомнили о "невозможном" плане капитана Дэйлери…
Бомбить на переоборудованном почтовом самолете Берлин? Почему нет, считает 40-летний капитан. Весь его немалый опыт говорит, что это возможно. "Жюль Верн" имеет фантастическую дальность полета - до 8000 км, а значит даже загруженный бомбами он сможет совершить 12-часовый полет - до Берлина и обратно. Заковыка одна - у лайнера нет отсеков для бомб и люков для их сброса, а значит 250-килограммовые фугасные бомбы необходимо закрепить на внешней подвеске, зажигательные же бомбы придется просто сложить в почтовом отделении и выбрасывать оттуда прямо руками. Внешняя подвеска и загруженность самолета превратит его, и так не блистающего скоростью, в небесного тихохода - легкую добычу для зениток и истребителей противника. В отсутствие штатного вооружения справа на фюзеляже у входной двери на турели установлен пулемет винтовочного калибра , скорее для поднятия духа экипажа, чем для защиты от истребителей (для этой цели практически непригоден). Баки в крыльях до отказа заполнены авиационным бензином. Любая атака истребителей на медленный беззащитный "Жюль Верн" окажется фатальной. Если над Берлином будет пробит хотя бы один из баков с горючим - самолет обречен, топлива на возвращенье точно не хватит. А ведь сразу после сброса бомб, наш лайнер станет целью номер один для всей противоздушной обороны третьего рейха.
Дэйлери тщательно продумал план полета. Облет севера Франции, Бельгии, Голландии и Германии морем (изрядный крюк, обеспечивающий относительную безопасность первой половины полета ), потом поворот на юг и рывок по кратчайшему пути на юг к Берлину, бомбардировка и возвращение во Францию уже напрямую - набрав скорость облегченный "Жюль Верн" должен оторваться от погони и уйти на высоту недоступную для зениток .
7 июня 1940 года все готово к вылету, а нам - самое время вами познакомиться с экипажем…
Слева направо - механик Корнейли (Corneillet), штурман Коме (Comet), командир экипажа Дэйлери ( Dailliere) с трубкой, второй пилот Йоннет (Yonnet), радист Скур (Scour), стрелок-бомбардир Дешам (Deschamps)
Перегруженный самолет выруливает, взрыкивая мощными двигателями, не торопясь начинает медленный разбег. "Жюль Верн" тяжело взлетает, едва не задевая верхушки деревьев за взлетной полосой…
Дэйлери улыбается молодому второму пилоту: "Ну, что - теперь на Берлин?"
НА БЕРЛИН! Эти два слова тогда звучали тогда как фантастика. Задолго до победного мая 1945 года, за две недели до капитуляции Франции, капитан Дэйлери летит бомбить Берлин. Что это - безумие или геройство?
Судите сами: через два с половиной месяца, 26 августа 1940 года 81 британский бомбардировщик возьмет курс на Берлин, чтобы нанести свой первый удар возмездия по вражеской столице. Из этой эскадры самых современных бомбардировщиков прорвется к цели лишь 29 машин, семь из которых будут там сбиты. Бомбы сброшенные с 7-километровой высоты, убьют 12 жителей города. Это значительно меньше, чем количество членов экипажей английских бомбардировщиков, погибших и попавших в плен, в результате этого рейда.
Но вернемся в июнь 1940 года: опытный штурман Коме знает свое дело, многочасовый полет над морем закончился без происшествий, "Жюль Верн" взял курс на юг , приближаясь к Берлину. Вот над горизонтом появляется зарево света - даже низкая облачность не в силах скрыть сияние мегаполиса. "Жюль Верн" опускается под уровень облачности и неожиданно оказывается прямо по курсу над главным аэропортом рейха - Темпельхоф. Посадочные огни ярко горят, и Дэйлери принимает решение имитировать посадку.
Жель Верн заходит на полосу, опускаясь до 15 метров, но в последний момент, проносится над посадочной полосой, и резко уходит в сторону города. На высоте 150 метров лайнер кружит над ярко освещенными улицами Берлина. Хотя ПВО города все еще не реагирует - такой полет очень опасен. Заграждения аэростатов над городом, защищают его от полетов любых самолетов на низкой высоте. Штурман даже видит, как люди останавливаются и задирают вверх головы, пытаясь разглядеть в ночном небе темный силуэт. Сориентровавшись по улицам, Коме точно выводит " Жюль Верна" на заводские корпуса на окраине города. И вот первые пять 250-килограммовых бомб срываются с подвесок и устремляются вниз. Облегченный лайнер набирает высоту, и тут ударная волна от взрывов бомб встряхивает его. "Слишком низко!" - кричит второй пилот. Чуть набрав высоту, ориентируясь по дыму от первых взрывов, "Жюль Верн" идет на второй заход. Облака начинают светится под лучами прожекторов, а улицы огромного города, напротив, одна за другой погружаются во тьму.
"Это вам, ….! За Париж!" - кричит бомбардир Дешам.
Еще три бомбы точно ложатся на цель….
Анри Дэйлери. Из коллективного фото 20-х годов. Более качественного фото капитана я не нашел.
Дешам открывает дверь фюзеляжа. Великолепное зрелище - горящие корпуса завода в самом Берлине! Вместе с радистом они начинают выбрасывать зажигательные бомбы, пока лайнер наворачивает круги над заводскими кварталами. Дело идет весело и быстро. Буквально за несколько минут зажигалки уже скинуты. Дешам в сердцах срывает с ног ботинки и кидает их в мечущиеся фигурки внизу.
Прожектора пытаются нащупать невидимый бомбардировщик, вслепую бьют зенитки, трассеры зенитных пулеметов чертят небо.
Приказ Дэйлери стрелку: "Бить по прожекторам!"
Дешам встает к турели и начинает стрелять, в азарте за минуту расстреливая все патроны.
"Жюль Верн" быстро набирает высоту и растворяется в облаках…
Внизу с аэродромов один за другим взлетают истребители ПВО, начинается большая охота за смельчаками. В Берлине уверены: ночная бомбежка дело рук англичан. Пути на север и северо-запад перекрыты, в воздухе десятки Вf.-109 и 110 ищут английские самолеты. Тщетно!
Еще через несколько часов "Жюль Верн" садится на своем аэродроме. Топливные баки полностью сухие. Невероятный полет длился 13 часов 40 минут. Экипаж вымотан донельзя, но счастлив - задание выполнено. Впервые в истории этой войны бомбы падали не на европейские столицы стран, противостоящих нацистам, а на Берлин - столицу третьего рейха, развязавшего кровавую мировую бойню.
Летчики выходят из самолета и валятся на газон прямо тут у взлетной полосы. Капитан Дэйлери замечает, что Дешам босой, смущенный бомбардир - разводит руками.
"Мне было неловко, что я лишил тех ребят внизу работы, завода-то больше нет, а ботинки им пригодятся. Да и вообще - ботинки старые, совсем уже негодящие, но бошам и такие сгодятся". - заканчивает он под хохот приятелей.
Французские газеты вышли на следующий день с короткой заметкой напечатанной крупными буквами: «Эскадра бомбардировщиков морской авиации в ночь с 7 на 8 июня подвергла бомбардировке заводские кварталы на севере Берлина в ответ на немецкий авианалет на Париж. Все экипажи вернулись без потерь».
И ни слова об экипаже "Жюль Верна"….
Предвоенное фото Дэйлери (Рио-де-Жанейро, 1939 год) - он в центре.
Но вот в отличие от французов нацистское радио не молчало. Видимо предателей во Франции уже тогда хватало. Ночной налет на Берлин назван военным преступлением - воздушным пиратством. Мол, сознательно бомбили жилые кварталы, а завод попал под раздачу совершенно случайно и практически не пострадал. Нацисты поименно назвали экипаж "Жюль Верна", включая его командира. Заканчивалась гневное обличение прямой угрозой: "Преступники ответят за свое злодеяние, впрочем, если "Жюль Верн" еще хоть раз появится над небом Германии - он неминуемо будет сбит, а его экипаж воздушных пиратов ждет трибунал и расстрел по законам военного времени".
Однако уже через три дня "Жюль Верн" снова успешно бомбил цели в Германии, на этот раз заводы фирмы Хейнкель в Ростоке.
А еще через 12 дней Франция купитулировала…
Скептики спросят, что же мог изменить в ходе войны этот бесстрашный рейд и 2 800 кг бомб, сброшенных на Берлин?
Я попробую ответить вам - это было делом чести и отваги, доказательством того, что война в конце концов придет туда, откуда она началась.
Экипаж "Жюль Верна" не получил за свой подвиг НИКАКОЙ награды. Страна, за которую они воевали, перестала существовать. Лайнер сожгли по приказу своего капитана, дабы не достался нацистам, вопреки указаниям начальства.
Сам капитан Дэйлери погиб позже 11 октября 1942 года в воздушном бою. Его самолет производил разведывательный полет над побережьем Северной Африке, когда его атаковал британский истребитель. Капитан лично занял место стрелка, заменив малоопытного юнца. Его он спас, себя - нет. Погиб еще в воздухе, поврежденный самолет удалось посадить. Спаслись все кроме командира - Дэйлери.
Судьба остального экипажа "Жюль Верна" мне неизвестна, кроме того, что Йонет и Коме пережили войну, именно благодаря их воспоминаниям известно о подробностях того полета.
.
Статью подготовил и написал ЛысыйКамрад.
93 комментария
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Многие французы служившие в колониях в 1944 году перешли на сторону союзников. Думаю, Дэйлери без сомнения поступил так же, но тогда посчитал нужным служить родине как мог.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена