Актеры об Андрее Панине: «Казалось, он не играет, а живет в кадре». К 55-летию Актера
Бахтияр Худойназаров, режиссер: «Мы успели снять все сцены с участием Панина»
Мы с Андреем не только работали вместе, но и дружили более двадцати лет. Это был очень тонкий, высокопрофессиональный актер и замечательный, невероятно добрый человек. Приходилось слышать, что он, дескать, был нетерпимым и мог резко кому-то ответить. Но если такое и происходило, то только потому, что во всем, что касалось работы, он был очень требовательным — прежде всего, к себе, а, следовательно, и к другим.
На Андрея всегда можно было положиться, он никогда ни в чем не подводил тех, кто хоть в чем-то от него зависел. Он много помогал мне во время съемок — что-то подсказывал другим актерам, репетировал с ними. Ему это было нетрудно, даже интересно, ведь по первому образованию Панин был режиссером — в Кемерово он окончил Институт культуры. При этом он очень четко соблюдал субординацию и никогда не навязывал мне своего видения той или иной сцены, понимал, что режиссер на площадке должен быть только один.
До сих пор не могу поверить, что все это действительно произошло — ведь за неделю до трагедии мы с Андреем вернулись со съемок в Крыму. Я видел, что он постоянно грустит, но не придавал этому особого значения, ведь актеры — люди с так называемой подвижной психикой, их настроение часто меняется.
Наша с ним последняя картина, «Гетеры майора Соколова», станет если и не самой лучшей, то очень заметной даже на фоне других работ Панина, у которого не было ни одной проходной или незаметной роли. В СМИ появилась информация, что Панин не успел сыграть свою роль в этом фильме до конца. К счастью, это не так: все сцены с участием Андрея мы отсняли, а озвучивать его роль нам не придется — в фильме будет рабочий звук. Все технические возможности для этого у нас есть, иначе даже и не знаю, что бы мы делали: озвучить Панина просто невозможно. Кстати, в «Гетерах», где Андрей играет разведчика, он бегло говорит по-английски. Он знал этот язык в совершенстве, ведь в свое время Панин работал в Голливуде — сыграл там в нескольких картинах.
Александр Балуев, актер: «Андрей был мужественным человеком»
Я много слышал об Андрее, но на съемочной площадке мы с ним долго не пересекались. Наконец-то это случилось это в 2009 году на съемках фильма «Кандагар», где Андрюша играл штурмана Готова.
Компания там собралась звездная: невероятно талантливый Володя Машков, ваш украинский Чарли Чаплин — Богдан Бенюк. Но Андрей был выше всяких похвал — очень тонкий, достоверный, органичный актер. Во время съемок я наблюдал за ним и, сам будучи актером, просто диву давался: «Как он это делает?!» Казалось, он не играет, а живет в кадре. Восхищало меня и то, как стоически он переносил все связанные со съемками физические и моральные трудности. Мы снимали в Марокко, где днем было очень жарко, а ночью у нас зуб на зуб не попадал. Грязь, пыль, духота — душ приходилось принимать по несколько раз в день. Но я ни разу не слышал о том, чтобы Панин не только жаловался, но и проявлял хотя бы минимальное недовольство. Он был мужественным человеком.
Когда в прошлом году Андрюша отмечал пятидесятилетие, радиожурналисты попросили меня поздравить его в прямом эфире. Помимо теплых слов, которые принято говорить в таких случаях, я выразил надежду, что мы с ним еще обязательно встретимся — и на съемках, и в жизни. Не сложилось.
Владимир Горянский, актер: «В нем не было и капли звездности»
Когда мы с Андреем встретились на «Буржуе-2», он уже был очень популярным артистом, я же только начинал сниматься. Поэтому нашей встречи я, с одной стороны, ждал с нетерпением — мне интересно было с ним поработать, а с другой, с волнением — думал: «Елки-палки, сейчас мне московская звезда будет кровь пить».
Сцена у нас с ним намечалась психологически и эмоционально очень сложная: она должна была быть и грустной, и веселой, и легкой, и напряженной. Но когда мы встретились, я неожиданно для себя увидел очень скромного, интеллигентного и очень доброго человека, у которого, несмотря на всю его известность, не было и капли заносчивости или звездной болезни. Он по-партнерски помогал мне, поддерживал, и я даже сам не заметил, как мы с ним отыграли сцену, которая казалось мне практически неподъемной.
Не успел я перевести дух, как режиссер сообщил: при проявке пленки вылез брак, поэтому нашу с Андреем сцену будут переснимать. И опять я волновался: мне казалось, что так, как в первый раз, я уже никогда не сыграю. Но приехал Панин, по моему лицу понял, что мне не по себе, и ободряюще сказал: «Не переживай, сейчас все сделаем». И мы действительно очень быстро все сняли.
Познакомившись таким образом, мы с ним часто встречались на фестивалях и всегда были рады видеть друг друга. Помню, как столкнулся с ним в коридоре «Мосфильма». Спрашиваю: «Ты на тонировку?» — «Да какое там, — отвечает, — я же фильм снял — «Внук космонавта»!» А сам исхудавший (видимо, вымотался за время съемок), неугомонный, но веселый и с большими планами на жизнь и творчество.
Николай Чиндяйкин
Андрей пришел в кино уже взрослым человеком, зрелым артистом. Впрочем, я пришел еще взрослее. Все началось с того, что в России наконец-то снова стали снимать кино. Его ведь у нас долгое время просто не существовало. Нация сама себе была не интересна. Страна была себе противна до отвращения, и ей ничего не хотелось про себя знать. Ничего — ни хорошего, ни плохого. А как только стали появляться крохотные росточки интереса к собственной стране, так и кино ожило. Надоба появилась в каких-то рассказах — о жизни, о людях. И появилась необходимость в таких людях, которые умеют рассказывать. А Андрей Панин — один из самых гениальных рассказчиков. Он не просто хороший артист — он блестящий артист. Его дарование неисчерпаемо. Он обладал яркой индивидуальностью и актерским инструментарием невероятной остроты — для тончайшей, ювелирной работы. Которую он делает без всяких видимых усилий.
Владимир Вдовиченков
Мне кажется, Андрей Панин очень хорошо знал людей. И при этом не очень их любил. Поэтому у него замечательно получались подонки. Думаю, он был глубоко чувствующий человек. Поэтому мог себе позволить быть циничным в своих картинах. Кто-то обвиняет его в однообразии. Но это проблемы режиссуры: от него требовали сыграть именно так, и ничего другого не надо. Андрей режиссерские задания выполнял легко . Не зря он пробовал себя в режиссуре, самостоятельно пытался сделать что-то другое.
Карен Шахназаров
Андрей — один из самых ярких актеров поколения сегодняшних сорокалетних. В нем была харизма, была личность, был внутренний конфликт. В глазах был, не выкинешь. И потому его роли всегда притягивают. Даже те, в которых он вроде как повторяется. Что его отличает? Необыкновенная органика. И при этом — способность к острому рисунку. Он великолепен как в характерных ролях, так и в драматических. Причем в драматических всегда присутствует элемент острой характерности, а в характерных — внутренний смысл. Подтекст, содержание. Именно это сочетание, очень редкое, — его визитная карточка. Он неожидан — вот главное! Он, признаюсь, всегда в тупик меня ставил. Делал паузу там, где никто не сделает паузу. И наоборот: ни за что не сделал бы паузы там, где вы ее уже ждете. Он не пластилин, вминающийся в твою концепцию. Он — художник, партнер, соавтор. Потрясающе владел интонацией и модуляциями голоса — от высоких до очень низких. И получается, что он никогда не играл текст. Он играл что-то другое. Я думаю, многое у него шло не от ума, а от сердца, от органики. Что тоже является несомненным признаком большого актера. Я бы его, знаете, с кем сравнил? С Николсоном. Вот к кому он очень был близок — по энергии, по непредсказуемости. И не уступал. Ничуть.
Павел Лунгин
Впервые я увидел Панина в спектакле Машкова «Смертельный номер»: уже там он меня зацепил. Спустя два года я пробовал его жену на одну из ролей в «Свадьбе». Панин пришел вместе с ней. Я посмотрел, как он сидит, как он ждет, как он курит. Что-то было в этом замечательно подлинное. Тогда как раз произошел некий перелом, и все известные актеры вдруг оказались во времени прошедшем. В нем же — я это внезапно почувствовал — клубилась новая жизнь. Панин был на 10–15 лет старше Гаркуши, героя фильма, но мне неожиданно это показалось совершенно неважным. И я стал его пробовать. С первой же секунды стало очевидно: это он, Гаркуша. Вечный наш герой, тот, кто сеет смуту. Как говорят американцы — troublemaker. Человек, который являет собой ходячую проблему и приносит неприятности всем, кто его окружает, — пьяница, врун, герой, предатель, талант, не способный реализоваться… У Панина удивительная пластика — как у молодого Джека Николсона. И та же бьющая энергетика, то же отрицательное обаяние, которое, тем не менее, разит тебя наповал. В его обществе тебе все время тревожно, он искрит какой-то угрозой. Эволюция героев Панина говорит об эволюции нашего социального героя. Если начинал он как хулиган, пьяница, поэт — то потом все больше играл кагэбэшников. Видно, насколько этот образ был востребован. Хотелось бы снова вернуть его к лирическому герою, потому что лично я пьяниц люблю гораздо больше. Но к сожалению...
Александр Атанесян
Андрей Панин — чрезвычайно масштабный актер с безграничным диапазоном возможностей. Он безупречно работал на площадке. Мне с ним очень легко — ничего не надо долго объяснять. Он все чувствовал… Он органичный, как собака: понюхал воздух — и уже поймал флюиды истории. Стоило посмотреть, как он вел себя в перерывах между съемками на площадке. Вот есть полтора часа — многие садятся, треплются, смеются, развлекают друг друга байками или еще чем-то… Панин идеально сосредоточен, закрыт, погружен в себя. Не знаю, что за процессы у него в голове или в душе происходят. Не знаю, с кем он разговаривал: с ролью, с самим собой, с Богом, или еще с кем-то, знаю одно: на площадке он абсолютный интроверт. И абсолютный экстраверт в жизни: открытый, коммуникабельный. Он был готов к любому амплуа, к любой роли. От Клавдия до Отелло, от Гамлета до Бальзаминова. Реально: он мог сыграть все, что угодно. Женщину сыграет, собаку сыграет… Как-то он рассказывал о маленьком Сашке, который тогда еще не родился: показывал своего сына в утробе матери! Он могвсе, поверьте. Он даже соленый помидор мог сыграть.
Сергей Гармаш
С Паниным мы впервые встретились на съемочной площадке «Каменской». И эта встреча доставила мне минуты истинной радости. Я мечтал пересечься с ним в серьезной, большой работе. Он мне был, конечно, — родная кровь. По всему. Он ведь из Школы-студии МХАТа, и я в нем настолько чувствовал однокашника, что, мне кажется, лучшего партнера просто не найти. Мы оба обожали какие-то неожиданности на площадке, импровизации. И Андрей для меня всегда был неожидан. К несчастью, то новое, что актер способен дать, не очень интересует кинематограф, а телевидение и подавно. У наших кинорежиссеров слишком мало времени для того, чтобы посещать театр и видеть артистов в каком-то другом качестве. На самом деле, и режиссерам, и продюсерам, и нашим замечательным барышням, ассистентам по кастингу, нужно знать, что мы очень ждем неожиданных предложений и готовы к ним. Панин на экране показал только одну грань своих возможностей. А у него их не две и даже не три. Мы привыкли к Панину жесткому, крепкому, резкому, экспансивному — а он, безусловно, способен быть трогательным, слабым, даже беззащитным. Я, допустим, легко представляю Панина в роли Карандышева. Он бы сделал это удивительно.
Дмитрий Дюжев
Это настоящий профессионал. Он преподавал в студии МХАТа. И у него не один выпуск учеников, которые работают и в кино, и в театрах. Панин по-настоящему самобытен. Он мог играть совершенно разные роли, абсолютно непохожие на Панина «в жизни». Это на самом деле загадка. Я не видел, как он делает роль, хотя снимался с ним много раз: «Бригада», «24 часа», «Жмурки». Он приходил на площадку уже готовый, уже «в персонаже». Мне непонятно, в какой момент он ловил вот эту «изюминку», логику персонажа, откуда ее берет? Вот он разговаривает с тобой как Андрюша — и тут же, без паузы, входит в роль. Как будто кто-то из толпы под камеру вышел. Это был особый талант. На съемках «Свадьбы» площадка была оцеплена, Панин там играл бухарика. Когда он перешагнул через ленту ограждения, за ним побежали два мента и чуть его не арестовали. Вот насколько артист Панин был живой, народный и органичный.
28 комментариев
8 лет назад
один из лучших актеров... земля пухом
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена