Колонны Исаакиевского и Казанского соборов, Баболовская чаша, Александрийская колонна
Уважаемой публике возможно будет интересна настоящая история: прекрасные архитектурные памятники блистательного Петербурга и пригородов, истории о величайших мастерах, может быть кое-какая новая информация. Смиренно продолжаю дозволенные речи.
Начну, пожалуй с некоторого введения в повседневность конца 18 - начала 19 века. Бурный рост производства в Европе, бурление, переход от рыцарской эпохи к революционной Франции. Некогда сонные войны, когда зимой армии разбредались по квартирам, а главнокомандующие и офицеры противоборствующих сторон попировав вместе слали друг другу надушенные письма до возобновления компании весной, сменились жестоким натиском Старой гвардии. Мановением руки бывший мелкий дворянин с Корсики, не знавший в совершенстве французского, отчего морщился Александр I, двигал полумиллионные армии, сметая целые страны, возводя своих нищих родственников на королевский трон. В те времена не было ничего невозможного, головы отсекались в промышленных масштабах, можно было стоя под обстрелом вскричать: "Храбрый 18-й, я знаю, враг не устоит перед тобой!" и люди, прошедшие за ночь 65 км, выдержавшие страшный бой и сразу пришедшие назад просто разорвут штыками превосходящего врага, сытого, мощного и свежего. А затем подойдут к будущему императору и скажут так: ну мы тебя считаем теперь за своего и ринутся в Россию, где ещё более храбрые солдаты будут их резать на ремни, а те будут стоять по пояс в ледяной воде, защищая отступающие части. Тогда генералы армии могли как рыцари встарь бросить полубригады и полки, врываясь в неприятельский строй и круша всё на своём пути палашами, лошадей за бой меняли по две-три убитыми. Время великих.
Картина Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту Антуана Жана Гро (самоубийственная атака на австрийцев, художник шёл за его спиной и был очевидцем)
Денис Васильевич Давыдов
.
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
.
За тебя на черта рад,
Наша матушка Россия!
Пусть французишки гнилые
К нам пожалуют назад!
.
О, как страшно смерть встречать
На постели господином,
Ждать конца под балхадином
И всечасно умирать!
.
То ли дело средь мечей:
Там о славе лишь мечтаешь,
Смерти в когти попадаешь,
И не думая о ней!
.
Как говорил его лихой противник капитан Лассаль: кто не погиб до тридцати, тот не гусар!
Стоит ли удивляться, что императорам, окружённым такими Людьми, прогуливающимся по такому великолепию казалось, что они небожители? А впрочем так и было, поэтому их капризы воспринимались как приказ, обязательный к исполнению. Зодчие и мастеровые просто не могли его не исполнить, а требовались всё более удивительные и удивительные чудеса. Это века ещё популярной вычурной золочёной лепнины стилей рококо и барокко, тяжеловесных полотен на античные темы, статуй богов и богинь, а противостоит ему строгий классицизм. Появляются совершенно новые материалы (за столом Наполеона передрались за право есть алюминиевыми ложками, серебряные и золотые были не модными), новые идеи, все страны переживают отголоски революционных веяний, кажется вот-вот, всё будет по-другому, лучше, свободнее.
Но свободнее не стало, ни для дворянства, ни для простых смертных, наоборот пошла реакция, гайки позакрутили. Крестьяне в России как были крепостными, так и остались, драли с них три шкуры и четвёртую не забывали. Существовали общинами на грани голода, всё время ходили подрабатывать на отхожие промыслы и вообще выкручивались. Дворяне хотели роскоши, поэтому зодчие и мастеровые на суммированные отобранные у крестьян крохи создавали немыслимые шедевры.
О жизни Самсона Суханова, наверно можно было бы написать целый роман, настолько удивителен был его жизненный путь. Родился он в 1769 году в деревне Завотежице, около села Красноборска (ныне Архангельская область). Многое испробовал он в своей жизни. Когда ему исполнилось 9 лет, родители заболели, и он вынужден был идти «по милостыню». Подростком Самсон уходит в бурлаки на Волгу, а затем на Северную двину. В 1783 году нанимается матросом и уходит в далекое плавание на Шпицберген, на промысел зверя, где совсем случайно избегает гибели. Однажды встретился один на один с белым медведем: северный властелин, не сворачивая, шел прямо на Самсона. Но и парень не отступил, понимал: бежать нельзя, все равно догонит. Воткнул лыжи в снег, так как знал, что на лыжи медведь никогда не бросится, будет кружить вокруг них, выставил вперед рогатину и первым пошел на медведя. Медведь наткнулся на рогатину, сломал ее и всей тушей навалился на Самсона, тот не растерялся, выдернул из-за голенища нож и всадил его зверю в бок. На зимовье вернулся с медвежьей шкурой, куском мяса и медвежьей отметиной через все лицо ото лба к щеке. На всю жизнь на его лице останется шрам, след от его встречи с белым медведем.
Не дюжий характер Суханова - этого русского самородка замечательно передает его портрет написанный Василием Андреевичем Тропининым. Портрет этот был приобретен известным московским коллекционером Ф.И. Вишневским в 1967 г. у некоей московской актрисы В.П. Таманцевой. Портрет датируется 1823 г. Самсон Суханов изображен на полотне в наилучший момент своей титанической деятельности, когда позади было строительство Казанского собора, Стрелки Васильевского острова, Горного института, а впереди ожидало сооружение Исаакиевского собора и Александровской колонны. Сейчас портрет хранится в музее В.А. Тропинина и московских художников.
Был Самсон на все руки мастер. Умел чинить сапоги, ставить колеса на водяных мельницах, резать из дерева ложки и веретена. От бурлаков, с которыми он ходил еще по Волге, много слышал о столичном городе Санкт-Петербурге. Очень уж хотелось Самсону посмотреть диковинную столицу, а тут оказалось, что шурин работает в городе на Неве. Летом 1797 года с обозом палтусины, сельди да семги пришел из Архангельска в Санкт-Петербург. Не думал и не гадал, что в российской столице найдет он свое главное дело.
В это время рядом с Летним садом возводился огромный Михайловский замок. Брат жены, подрядчик Григорий Копылов которого отыскал Суханов, работал на этой стройке: поставлял камень, которого требовалось великое множество. На строительстве нужны были камнесечцы (тогда так называли камнетесов), и Самсон нанялся на работу. Он перенимал опыт работы у родственника Копылова, привыкал к молотку и зубилу, ворочал каменные глыбы. Работа тяжелая, но интересная. Камень, он ведь крепкий как железо! С ним, словно со льдинами в море, с умом сражаться надо. Чуть не так ударишь - расколется, и вся работа пропала. К тому же у каждого камня свой характер, его понять необходимо.
Камень Суханову подчинился быстро, и работа пошла. Подрядчики и архитекторы к нему стали присматриваться, поручать более сложные задания. Когда завершилось строительство Михайловского замка, Суханов решил организовать свою артель. Работать не на подрядчика, а самому брать подряды, в артель к нему люди пошли охотно. Видели: человек он справедливый, бывалый, мастер знатный, дотошный - в свободное время выучился грамоте, учится архитектурные чертежи читать - с таким не пропадешь. Постепенно Самсон становится лучшим мастером по выломке, обработке, полировке и ваянию из мрамора и гранита.
По окончании выполнения нескольких подрядных работ в Петергофе и Стрельне Суханов переходит на строительство Казанского собора к архитектору А. Н. Воронихину. Артели Суханова было поручено возведение выходящей на Невский проспект колоннады из 138 колонн. Однако больше всего Суханов отличился при работе над великолепной гранитной колоннадой (из 56 колонн) внутри храма. Для сооружения гранитных колонн Сухановым был придуман новый метод, который позволял откалывать на каменоломнях с помощью клиньев и рычагов, огромные глыбы камня. Будущий декабрист Николай Бестужев впоследствии в журнале «Сын отечества» напишет: «Суханов одним опытом… выдумал способ раскалывать клиньями целые горы, как будто дерево». А издатель журнала «Отечественные записки» Павел Петрович Свиньин отзовется о вологодском самородке еще более восторженно: «…Вероятно, петербургские жители не преминут воспользоваться сим важным открытием, и столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создали град сей. Честь и слава Суханову!» За выполнение работ по изготовлению царского места Суханов получил золотую медаль на красной ленте с надписью «За усердие».
В 1807 году Суханов со своей артелью взял подряд на строительство, полукруглой набережной на Стрелке Васильевского острова с пологими спусками к воде и гранитными стенками. Лестницами к воде с тумбами и каменными шарами на них, а также цоколь под колоннаду здания биржи и две большие скульптурные группы на восточном и западном аттиках. Собственноручно Сухановым были выполнены аллегорические статуи для ростральных колонн по моделям скульпторов Ж. Тибо и И. Камберлена. Поэт К. Н. Батюшков в своей "Прогулке в Академию художеств" восхищался: "Посмотрите на Васильевский остров, образующий треугольник, украшенный Биржей, ростральными колоннами и гранитной набережной, с прекрасными спусками и лестницами к воде. Как величественна и прекрасна эта часть города..." За строительство ростральных колонн и украшений Стрелки Суханов награжден дорогим царским кафтаном.
В то же время Суханов берет подряд на строительство Горного института. Воронихин поручил ему вырубку, отделку и установку 12-ти колонн из пудожского камня для портика. Скульптурные композиции у главного портика выполнены также лично Сухановым по моделям скульпторов В.И. Демут-Малиновского и С.С. Пименова.
Вместе с Воронихиным Суханов работал в Павловске при сооружении моста у Пиль-башни, и в Стрельне при строительстве каменной террасы.
При постройке здания Адмиралтейства Суханов получил заказ на изготовление 28 колонн для установки их вокруг башни, а также изготовление 28 аллегорических скульптур на башне, статуй полководцев античности: Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахиллеса на углах аттика, композиций - нимфы, несущие земную сферу по моделям скульптора Ф. Щедрина.
С 1811 г. по 1817 г. по заказу А.А. Бетанкура артель Суханова трудилась над изготовлением уникальной ванны, прозванной впоследствии «царь ванной» для Баболовского дворца в Царском Селе. Ванна весом в 48 тонн, диаметром 533 см, глубиной 152 см и высотой 196 см емкостью «в 8000 ведер воды» была вырублена из цельного куска красного гранита. Самсоном Сухановым также были выполнены ванны для Петергофского дворца, Зимнего дворца, Александровского дворца.
Её полировали с 1818 по 1828 год. Работа была проделана воистину ювелирная, так как толщина стен чаши (45 см) является минимальной толщиной для того, чтобы выдержать вес чаши, наполненной водой.
В 1817—1819 гг. Суханов участвует в строительстве дома Лобанова Ростовского, здесь он познакомился с архитектором Огюстом Монфераном.
26 июля 1819 года состоялась закладка Исаакиевского собора. Суханову поручили изготовление 48 колонн для портиков и 24 колонны для подкупольного барабана. К этому времени артель Суханова насчитывала 270 каменотесов. В журнале «Сын Отечества» за 1820 год Бестужев писал: «Мы ищем удивительных вещей в чужих краях, с жадностью читаем древние истории, повествующие нам о исполинских подвигах тогдашней архитектуры, за каждой строкой восклицаем: «Чудно!», «Неимоверно!» — проходим мимо сих чудных неимоверных колонн... ».
В 1834 году Суханов снова удивил своим мастерством не только жителей Петербурга, но и иностранных специалистов. 30 августа петербуржцы восторженно следили за установкой на Дворцовой площади колоссальной гранитной Александровской колонны — самой большой в мире — памятника Отечественной войне 1812 года. Эта колонна затмила собой знаменитые колонны Рима, Парижа, уступающие Александровской по величине и сделанные из отдельных блоков.
Следует отметить, что всего для Петербурга Сухановым и его помощниками построено более 30 сооружений, выполнена облицовка гранитом Крюкова канала, сооружение Синего моста и гранитных опор для других мостов.
К середине XIX в. у артели Суханова резко сократились заказы. На Ладожском озере попала в шторм и пошла ко дну баржа, на которой он перевозил в Петербург гранит для пьедесталов памятников Кутузову и Барклаю де Толли. Чтобы оплатить стоимость баржи с гранитом, и неустойку по договору на создание пьедесталов Суханову пришлось расстаться с имуществом, его продали с молотка. В одном из архивов проф. Н. Хомутецкий обнаружил документ о последних годах жизни мастера. В этом документе Суханов дает правдивое описание своих работ, просит царя помочь выпутаться из того нищенского состояния в которое попал: «Верою и правдою более 35 лет трудился я постоянно с верноподданным бескорыстием, с соблюдением значительной пользы... Сей труд мой увенчан счастливейшим успехом для славы России... Не корысть, а любовь к Отечеству... порождали во мне... ревностное желание превзойти иноземцев...»
Далее следует перечисление работ, а затем: «Государь! Я уже стар и ожидаю вскоре предстать на суд царя небесного... Все, что изложено, совершенная истина. Истина и то, что я не имею насущного хлеба, но для прокормления моего семейства вынужден нищетою к недостойному поступку: я заложил и все остальное достояние мое, заключающееся во всемилостивейше пожалованных мне золотой медали и кафтана...
Милостивый Государь! Обрати свое око на страдальческий нищенский быт мой.... Велением Твоим укажи выдать мне для насущного питания моего семейства, всемилостивейшее вспоможение».
Но... ни на самом прошении, ни в деле — нигде не обнаружено никаких следов и даже намека на то, что по этому прошению было бы что-нибудь принято. Разорившись Суханов утратил купеческое звание, лишился собственного дома на набережной Пряжки, 50.
Не известен ни год смерти ваятеля, ни место, где он был похоронен. Но могучим памятником труда Самсона Суханова и его безвестным артельным вологодским мастерам стал сам Петербург с его лесом каменных колонн, с его величественными статуями античных богов и героев.
Дабы не заканчивать на печальной ноте, немного о работах мастеров того времени, их умении, которое можно без труда увидеть, например в Эрмитаже, хотя по сравнению с работами Суханова, они кажутся сущими безделицами, в то же время являясь величайшими достижениями человеческого мастерства.
Большая колыванская ваза (иногда называемая в популярных источниках «царицей ваз») из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонирующееся в Государственном Эрмитаже.
Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире.
В 1819 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева отделили монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришли рисунки и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников.
К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. 19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Через полгода чаша была доставлена в Петербург, осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место.
Как видно по фото - качество работ соответствует ручному труду, великому, тяжёлому, но ручному, с характерными дефектами, ни о какой микронной точности говорить не приходится (в тех местах, где особенная точность не требуется и не видно).
Глядя на такие глыбищи, такие свершения без сомнения ВЕЛИКИХ предков, когда появляются все эти "альтернативно одарённые" со своим вечным ВЫ ВСЁ ВРЁТЕ, рептилоиды с лазерами всё выпилили и бросили в болоте, чтобы предавший благость ВЕЛИКОЙ ТАРТАРИИ засланный от рептилоидов поддельный Пётр их нашёл и построил вокруг Александрийского столпа город, становится грустно. Это конечно лечится: трудотерапией, медикаментозно и называется эффект Даннинга — Крюгера*, ну если совсем мягко выразиться.
Ищутся какие-то мелкие детали в гравюрах, литографиях и картинах, априори неточных: вчера такой вот альтернативно одарённый построил целую теорию по раскрашенной чёрно-белой фотографии Зимнего дворца, где кто-то вместо императорского стяга пририсовал жёвто-блакитный прапор (современный украинский флаг!). А есть такие "исследования", на десятки страниц, впрочем, с такой же степенью достоверности - они потратили годы, если не десятилетия на то, чтобы сидеть искать пирамиды, узоры, свастики на картинах и гравюрах, которые делали художники по заказу и при тогдашней огромной моде на обелиски, пирамиды и античных богов их могли попросить дорисовать что угодно. Зарисовки с натуры делали полуголодные, пьяные подростки из мелких подмастерьев и младших офицеров, была мода пририсовывать оборванным крестьянам более богатую одежду - ведь перепечатают в самом Париже, дорисовывать античные орнаменты и уж тем более он могли неточно изображать вороты, кабестаны, перевирать углы наклона - это же не скрупулёзный Монферран. Например, на многих картинах мундиры офицеров соответствуют более поздним образцам или принадлежат другим полкам (да, каждый полк носил свои цвета и это проверяется по военным альбомам), поэтому большинство картин сразу можно признать недостоверными в деталях, доверять можно лишь общему сюжету и то, проверяя его по другим перекрёстным источникам. Многие рисунки, очевидно, делались по памяти или с натуры, но после события, потому как на многих есть более поздние объекты - это говорит лишь о другой датировке рисунка, а не о далеко идущих выводах, что Пётр прискакал в шведский город Ниен к крепосце Ниеншанц шведского Нотеборгского лёна (губернии), взял её и переправившись на другой берег увидел там храмы, колонны, набережные, почему-то не использованные шведским королём, сидящим в убогом тогда Стокгольме.
Вид на Ниен, виден не застроенный противоположный берег, где по мнению "открывателей" высятся соборы и колонны
Все эти росказни настолько принижают умственные способности "открывателей", что дальше уже некуда, их агрессия была бы смешна, если бы они не забивали своими бреднями неокрепшие и пустые мозги подрастающего поколения, всерьёз уже рассуждающего о плоской земле. И если вы не можете себе представить, как можно руками сделать то-то и то-то, не стоит навязывать свою веру, а для вас ключевое слово "верю-не верю", а не "знаю-умею". Мы инженеры, технари, учёные, ремесленники, историки всё хорошо записали, как смогли задокументировали и сохранили, мы чтим своих великих предков, помним их опыт, применяем, что возможно сейчас и будем чтить их память, что бы вы не выдумали и как бы не сбивали нас с пути научного знания. Всем крепкой памяти, острого ума и наслаждения великими памятниками наших великих предков!
Реконструкция Ниеншанца
* Эффект Даннинга-Крюгера — метакогнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своего образования. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных умственных способностях.
P.S. Очень меня "позабавили" некоторые каменты из моих предыдущих постов и неадекватность их авторов. Однако, я могу сказать, что читатели в основной массе грамотные и начитанные люди, многим низкий поклон за интересные замечания и общение. Поскольку убываю на некоторое время преломить копья, пометать стрелы, позвенеть клинками, поиграть в петанк, испить кальвадоса и сидра, накину в вентилятор "альтернативно одарённым" мёда знаний. Им это не поможет разумеется, искал иллюстрации - всё загажено их бреднями, на запрос "Альбом Монферрана" только их стрелочки на гравюрах и безграмотные подписи. Но будем бороться за свет истинных знаний.
P.P.S. Всем дежурным рептилоидам срочно в каменты и максимальный перепост, приеду - проверю. Как вы понимаете, я на Нибиру за новыми методичками. Слава Нибиру! Рептилоидам слава!
14 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
К сожалению, слишком много приходится пролистывать всякого шлака, чтобы почитать действительно интересный и познавательный пост. Автору спасибо!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена