Дуэль «Зверобоя» с «Тигром»
Описание одного из таких боев оставил Николай Шишкин, во время описываемого эпизода бывший командиром батареи СУ-152. Особую роль в победе советских самоходчиков сыграла гаубица-пушка, установленная на их машине.
«В июне нас перебросили в Белоруссию. Полк наш действовал в составе 3-го Гвардейского Котельниковского корпуса. Моя батарея практически всегда действовала с 19-ой Гвардейской танковой бригадой Григория Походзеева. Командир корпуса генерал Вовченко И.А. и командир бригады полковник Жора Похадзеев были искусные командиры, у которых я многому научился. Это была лучшая бригада корпуса, да и сам командир был орел. Требовательный, немногословный.
Вот тут один бой мне запомнился. Три танка головного дозора, который вышел из леса на поляну и поднялся на пригорок, были уничтожены «Тигром», стоявшим открыто на другой стороне поляны. Обойти эту поляну было невозможно, и командир бригады приказал: «Ты «Зверобой»? Вот и уничтожь этот танк». Моя самоходка выдвинулась вперед, подошла к подножью холма и стала медленно на него взбираться. Я сам по пояс высунулся из люка. В какой-то момент я увидел немецкий танк, стоявший упершись кормой в ствол огромного дерева. «Тигр» выстрелил. Завихрением воздуха, просвистевшей над моей головой болванки, меня едва не вырвало из люка. Пока я думал, что же мне делать, он еще выпустил одну или две болванки, но поскольку над холмом торчал лишь фрагмент рубки, а траектория пушечного снаряда настильная, он не попал. Что делать? Выползешь — погибнешь впустую.
И тут я решил воспользоваться возможностями своей 152-мм гаубицы-пушки, имевшей навесную траекторию полета снаряда. Я заметил на этом холме кустик. Смотря через канал ствола, я добился от механика водителя такой позиции самоходки, чтобы кустик был совмещен с кроной дерева, под которым стоял немецкий танк. После этого, используя прицел, опустил орудие на 3 сотых, чтобы снаряд прошел над самой землей. Расчетов миллион, но рассказываю я дольше, чем все это проделал. Сел за наводчика, в прицел вижу кустик. Выстрел! Высовываюсь из люка — башня «Тигра» лежит рядом с ним — точно под обрез попал! Потом в бригадной газете написали: «Шишкин стреляет как Швейк из-за угла».
Сначала кажется просто фантастическим везением, что всего одним выстрелом удалось так решительно расправиться с «Тигром». Но дело было не только в везении. Гаубица-пушка МЛ-20С, установленная на Су-152 располагала боеприпасами, способными надежно поражать любую неприятельскую бронетехнику, с самой серьезной броней.
Историк танкостроения Михаил Барятинский писал:
«Бронебойно-трассирующий снаряд БР-540, вылетая из ствола со скоростью 600 м/с, пробивал на дистанции до 1500 м лобовую броню всех танков вермахта. Попав в башню, он срывал ее с погона. Но даже если броню пробить не удавалось (например, целью стало штурмовое орудие «Фердинанд»), БР-540 благодаря своей большой массе (48,8 кг, для сравнения: 85-мм бронебойный снаряд имел массу 9,2 кг) гарантированно выводил боевую машину из строя – из-за поломок узлов и механизмов вследствие сотрясения и поражения экипажа за счет многочисленных внутренних отколов брони».
Но оставалось еще попасть в «Тигр» с первого выстрела. Совсем не случайно командир батареи Николай Шишкин сел за наводчика. Он еще в 1939 году стал наводчиком 76-мм орудия. С этой пушкой он прошел и Финскую войну, и начало Великой Отечественной. В апреле 1943 года Шишкин закончил артиллерийское училище, получив звание «лейтенант», и был назначен командиром самоходной установки СУ-152. К июню 1944 года командир батареи Шишкин накопил такой боевой опыт, что в решительный момент решил заменить наводчика. Видимо, наводчик таким опытом не обладал. Расчет командира батареи полностью оправдался…
Источник:
14 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена