История Polaroid
Интерес к ретро коснулся всех сфер. Во многом это связано с тем, что люди, родившиеся в восьмидесятых-девяностых сейчас достигли возраста «раньше трава была зеленее» и им хочется вернуться к вещам, что когда-то оставили воспоминания на всю жизнь. Эти люди сегодня платежеспособны, а такой шанс акулы маркетинга упустить никак не могут. Ну а что до рожденных в двухтысячных и ностальгирующих по временам, в которых никогда не жили… Ну, психологи говорят, что это нормально.
Но есть здесь кое-что еще. Многие изменения, навязанные технологическими компаниями, незаслуженно вытеснили своих прародителей. Как моноблок убил раскладушки, так и цифра вытеснила аналоговое фото в касту фетишистов. Но предпосылки для возвращения моды на мгновенную фотографию есть, особенно в общем потоке моды на ретро.
На такой благоприятной волне было объявлено о возрождении компании Полароид Ориджиналс, которая остановила свою деятельность в 2008-м году. Предприниматели, поверившие в возможность вернуть Полароиду часть былой славы, говорят, что в сегодняшнем цифровом мире все больше растет спрос на реальные вещи, существующие за узкими рамками смартфона. Остин Клеон в книге «Кради как художник» описывал десять уроков креативности, один из которых касался именно противопоставления аналога и цифры.
Остин говорит: «работайте руками».
Человеческому мозгу важно получать результат своей работы. Когда художник создает в неосязаемом пространстве, творческий заряд может быстро иссякнуть. Эту проблему еще только предстоит решить евангелистам виртуальной и дополненной реальности.
История
История
Компания Полароид была основана Эдвином Лэндом, внуком русских эмигрантов и выпускником Гарварда, в 1937-м году. В основном, компания выпускала товары с поляризационным покрытием: солнцезащитные очки, настольные лампы и другие. Во время Второй Мировой войны компания выпускала ряд товаров для американской армии, включая инфракрасные приборы ночного видения, прицелы для орудий и вектрографы. А вот камеры для моментальных фото стали выпускаться лишь спустя 11 лет в 1948-м.
Однажды в 1943-м году во время отдыха в Санта-Фе трехлетняя дочь Лэнда Дженнифер поинтересовалась, почему нельзя посмотреть фотографию сразу после съемки. Именно этот наивный детский вопрос стал отправной точкой в работе Лэнда над новым типом пленки. Позже Лэнд вспоминал, что разложил в голове все необходимые для реализации технологии условия и компоненты в течение часа. Именно тогда он решил заняться разработкой мгновенной фотографии. Получение патента и реализация идея заняли пять лет.
С 1943-го по 1946-й год разработка мгновенной камеры Полароид держалась в строгом секрете. Одной из главных проблем была прочность кассеты: чтобы добраться до конечного покупателя, ей предстояло проделать путь от конвейера, через склады, грузовики, магазины, сумки и многочисленные кривые руки, при этом не треснув и не испортившись от удара или нажатия. Не говоря уже о перепадах температур и других факторах.
Но решение было найдено и 21 февраля 1947-го года была представлена первая камера для мгновенной фотографии. А уже в 48-м году в центральный универмаг Бостона поступила первая коммерческая модель «Model 95», которая была способна делать лишь снимки в серых оттенках и имела важное ограничение: необходимо было ждать ровно 60 секунд до того, как отклеить слой негатива с фотографии. Не смотря на то, что по качеству камера не превосходила уже существующие системы, а от фотографа требовала крайней внимательности, покупатели были довольны. Первая партия была раскуплена за считанные минуты.
По настоящему контрастная черно-белая (а не серо-серая) пленка Полароид вышла два года спустя в 1950-м году. Переход к черно-белому цвету требовал дополнительного ручного вымачивания проявленного изображения с использованием полимерного покрытия, чтобы предотвратить потемнение фотографии. А уже в 1957-м году Нью-Йорк Таймс назвал мгновенную фотографию равной по качеству лучшим работам, вышедшим из обычных проявочных комнат.
Несмотря на небывалую популярность моментальной камеры, Лэнд не верил в маркетинг. Он говорил, что маркетинг нужен для заведомо плохих товаров. Его подход был таким: нужно показать людям что-то новое и ненужное до этого момента так, чтобы к концу демонстрации те непреодолимо захотели получить этот продукт. Поэтому он превратил ежегодные собрания в компании Полароид в своего рода шоу. Лэнд поднимался на сцену, показывал новую камеру, рассказывал о ее возможностях. И к концу собрания зрители просто мечтали получить такую камеру.
Возможно вы заметили здесь некоторое сходство с презентациями продуктов Эппл. Стив Джобс следил за развитием компании Полароид в молодости, и однажды даже подтвердил, что в основе Эппл лежит та же бизнес-модель. В семидесятых и начале восьмидесятых он несколько раз посещал штаб-квартиру компании Полароид, чтобы пообщаться с Лэндом.
Производство Полароид в СССР
Фотоаппараты Полароид собирались в СССР, а затем и в России. В 80-х годах, во время одной из командировок в США, советский физик-ядерщик вицепрезидент Академии Наук СССР академик Евгений Велихов на одной из встреч познакомился с тогдашним президентом компании Полароид Макалистером Буфом, и тот предложил ему наладить совместное производство в СССР.
Так, в 1989-м году, по инициативе Академии Наук СССР было организовано совместное предприятие Светозор, которое на протяжении последующих десяти лет выпускало модели Supercolor 635CL и 636 Closeup. Эти модели не отличались функционально и имели различия только в форме корпуса. Производство началось всего с десятка штук и двух мастеров-сборщиков, оборудование было выставлено в конвейер, но поначалу работать было некому. Два человека попеременно меняли операции от сборки до тестирования.
Изначально планировалось выпустить 350 000 камер в течение шести лет, но спустя пять лет предприятие рапортовало о том, что объемы производства достигли двухсот тысяч фотоаппаратов в год. Но и этого не хватало, потому что продажи собранных на Западе Полароидов на территории бывшего СССР дотягивали до одного миллиона штук в год, не считая произведенных Светозором партий.
Кстати, не все компоненты для сборки доставлялись из-за границы. Например, электронный блок управления вспышкой производился на обнинском заводе Сигнал, который был единственным, помимо заводов в Малайзии и Шотландии, где производили электронику для Полароида.
Наши дни, Impossible Project
В 2001-м году Полароид объявил о своем банкротстве дважды и был перепродан трижды. Казалось, что эре Полароида пришел конец. Но все же находились энтузиасты, проявлявшие интерес к устаревшим фотографиям. И в 2009-м году последний завод по производству Полароидов был куплен тремя предпринимателями и получил название Невозможный Проект (The Impossible Project). Его все еще можно назвать экспериментальным, но у проекта уже сейчас много сторонников и почитателей. И тут стоит вспомнить еще одну фразу Эдвина Лэнда: «Не нужно делать то, что может сделать каждый»
Благодаря Импоссибл Проджект, в 2017-м году, впервые за долгое время, вышла новая камера с хорошо знакомой надписью «Полароид». Она называется OneStep 2. Камера делает моментальные фотографии, в ней есть таймер, вспышка и USB порт для зарядки. OneStep 2 еще не поступила в продажу, но доступна для предзаказа. В камере используется пленка Ай-тайп, которая изначально создавалась для оригинальной камеры Impossible Project I-1.
В период с 2008-го года различные компании могли получить лицензию на использование патента на технологии Полароид. Но в 2017-м году компания-учредитель Импоссибл Проджект выкупила все патенты Полароид, а также все права на интеллектуальную собственность. Что все это значит? Это значит, что скоро можно будет купить новую камеру Полароид всего за 99 $.
Технология
Желание дочери Лэнда потребовало не только создания нового типа пленки, но и камеры с иным механизмом производства фотографии. Главным элементом системы стала пленочная кассета, содержащая как негатив, так и приемный слой позитива, соединенные резервуаром с реагентами (включая гидроксид натрия) для проявки. Этот резервуар называли коконом. При выходе из камеры пара роликов в основании камеры сжимали пленку, разрушая стенку резервуара, после чего реагент растекался по области изображения. По мере распространения реагентов химикаты удаляли незасвеченный галогенид серебра с негатива, выводили его на слой позитива в меньшем количестве, создавая конечное изображение. И по по сей день процесс существенно не изменился.
Снаружи снимок защищен прозрачной пленкой.
Ниже — фиксаж.
Еще ниже находится буферный слой. Он задерживает проникновение веществ фиксажа, пока ниже проходит реакция с реагентом.
Следующим идет приемный слой бумаги, где формируется финальное позитивное изображение из красителей с нижних слоев.
Под ним — реагент.
Шесть следующих слоев — это чередующиеся эмульсионные слои и слои с проявляющей краской.
Три эмульсионных слоя чувствительны к красному, зеленому и синему цветам. Они работают как негативы для слоев с голубой, пурпурной и желтой красками (или, если в более привычных терминах, циана, мадженты и желтого), лишая тех способности к переносу на бумагу. Например, фотография синего неба затронет синюю эмульсию, которая заблокирует всю жёлтую краску, находящуюся под ней, что позволит пурпурному и голубому слоям перейти на поверхность позитива, сформировав синий цвет.
Ролик
В формате статьи эту историю Полароида я подготовил для Гиктаймс, но изначально мы делали ролик, который оставил ниже. В нем закадровый текст с историческими и техническими иллюстрациями, а также с чуть более расширенный сценарий.
Источник:
14 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Хотя, конечно для 90х это была мега вещь...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена