Английский «крот» на Лубянке. Двойная жизнь полковника Гордиевского
Королева награждает за предательство...
В октябре 2007 года королева Великобритании Елизавета II «за служение безопасности Соединенного Королевства» вручила одну из самых престижных наград страны, орден святого Михаила и святого Георгия, бывшему офицеру советской разведки Олегу Гордиевскому. Эта награда сделала Гордиевского, бежавшего из СССР в 1985 году, самым титулованным из всех предателей в органах отечественной разведки.
О масштабах деятельности Гордиевского и том ущербе, который он нанес своей Родине, споры идут и по сей день. Известный британский историк спецслужб профессор Кристофер Эндрю называет Гордиевского «самым крупным агентом британской разведки в рядах советских спецслужб после Олега Пеньковского». Впрочем, господин Эндрю — лицо заинтересованное. В течение многих лет он помогал Гордиевскому сочинять книги о нем самом и о советских спецслужбах, которые неплохо продавались на Западе.
За рубежом Олег Гордиевский и сегодня является «раскрученной» фигурой. Он выступает в качестве эксперта каждый раз, когда речь заходит об очередном шпионском скандале. Хотя, откровенно говоря, ничего нового перебежчик не рассказывает — с той поры, когда он сам работал в КГБ и был посвящен в секреты советских спецслужб, прошло уже три десятка лет.
«Пражская весна» и шведский бордель.
Каждый раз, когда заходит речь о предательстве, возникает вопрос о причинах, толкнувших человека на подобный шаг. Сам Олег Гордиевский утверждает, что он стал сотрудничать с британской разведкой по идеологическим соображениям. В 1956 году 18-летний сын сотрудника НКВД Олег Гордиевский узнал о том, что товарищ Хрущев развенчал культ личности Сталина. Это произвело на молодого человека сильнейшее впечатление. Окончательно разочароваться в советском строе Гордиевского, по его словам, заставило подавление «пражской весны» в 1968 году. После этого сотрудник КГБ решил сражаться на стороне «западного мира».
Михаил Любимов, отставной разведчик и писатель, который в 1970-х годах был начальником Гордиевского во время его работы в резидентуре в Дании, убежден в том, что дело было отнюдь не в «борьбе с коммунизмом». Признавая, что подозрений в отношении Гордиевского у него не было, Любимов замечает, что он был «человеком явно прозападного мышления».
Знавшие Гордиевского в СССР утверждают: его тянуло к красивой и роскошной жизни, далекой от декларируемого в Советском Союзе сурового аскетизма. Любовь к разнообразным радостям жизни лежит и в основе еще одной распространенной версии вербовки Олега Гордиевского. В 1962 году выпускник МГИМО Гордиевский был принят на службу в Первое главное управление КГБ СССР (внешняя разведка). Работать ему предстояло под дипломатическим прикрытием. Молодой сотрудник был направлен в Данию для стажировки в посольстве СССР. Версия гласит, что забурлившая молодая кровь толкнула разведчика на авантюру — пользуясь «единым паспортным пространством» Дании и Швеции, Гордиевский отправился в соседнюю страну, где посетил бордель. И именно в этот день в злачном заведении проводилась полицейская операция. Советского дипломата застукали «на клубничке». Зафиксировав данный факт, его отпустили с миром. Гордиевский понимал, что если информация дойдет до руководства, его карьере конец, потому о приключениях в борделе и умолчал. А когда в 1966 году разведчик прибыл в первую полноценную командировку в Данию в качестве сотрудника посольства, на него вышли представители датской разведки, предъявившие ему тот самый «горячий» компромат. Выбирая между работой на датчан и разоблачением, Гордиевский выбрал первое. А уж затем датчане передали ценного агента британским коллегам.
Дела амурные...
Как бы то ни было, британская разведка получила в свое распоряжение превосходного «крота» в советской внешней разведке, который более десятка лет будет снабжать Лондон ценнейшей информацией. И в СССР, и в Британии ценили аналитические способности Гордиевского, его образованность и высокий интеллект. Во время своей второй командировки в Данию Гордиевский стал сначала заместителем резидента КГБ, а в 1976 году и вовсе возглавил резидентуру в этой стране. Подозрений в его отношении в Москве не возникало, более того, ему сулили продвижение вверх по карьерной лестнице.
Правда, карьеру едва не пустили под откос амурные дела Гордиевского. После возвращения в 1978 году из Дании он решил развестись с первой женой, поскольку у него появилась новая возлюбленная. С Лейлой Алиевой Гордиевский познакомился в европейском центре Всемирной организации здравоохранения в Копенгагене, где девушка по контракту работала машинисткой. Разводы среди сотрудников КГБ, а особенно среди сотрудников внешней разведки, не приветствовались. Гордиевский был оставлен работать в центральном аппарате в Москве, дальнейшие перспективы его оставались неясными.
«Зеленая улица» для ценного агента.
Но в новой семье родились две дочери, претензии к моральному облику остались в прошлом, и Гордиевского стали готовить к назначению в резидентуру в КГБ в Великобритании. Британские кураторы были в восторге: наконец-то появился отличный шанс рассчитаться за всех советских агентов, годами работавших в структурах английской разведки.
В 1982 году Гордиевский был назначен советником посольства СССР в Великобритании. Для него британцы создали «зеленую улицу» — одних советских разведчиков, работавших под дипломатической «крышей», объявляли персонами «нон грата», другим не давали визу. В течение трех лет «крот» успешно работал, фактически парализуя деятельность резидентуры КГБ в Великобритании, и одновременно раскрывая британцам советских агентов и в других странах. В Москве понимали — идет явная утечка информации, но обнаружить предателя не могли.
Наш человек в ЦРУ.
В начале 1985 года Олег Гордиевский стал исполняющим обязанности резидента внешней разведки КГБ в Великобритании. В британской разведке МИ-6 потирали руки: вся советская агентура в стране окажется в руках их агента. Но в Москве насторожились — всем другим претендентам на эту должность Лондон отказывал в визах. Создавалось впечатление, что британцы заинтересованы в назначении Гордиевского.
В 1985 году у советской разведки появился высокопоставленный «крот» в ЦРУ — начальник советского отдела управления внешней контрразведки Олдрич Эймс. За неполные десять лет своей работы на СССР и Россию он «сдал» больше двух десятков ценнейших американских агентов в структурах КГБ и ГРУ. Одним из первых «крестников» Эймса стал Олег Гордиевский. Британцы поделились информацией о своем агенте с ЦРУ, а Эймс, в свою очередь, с Москвой.
Бегство в багажнике.
Гордиевского отозвали на Родину и провели допрос. Сам он уверял, что при допросе применялись психотропные средства. Удивительно, но по каким-то причинам после допроса Гордиевский арестован не был. Это подарило ему шанс на спасение.
Гордиевский подал условный сигнал о помощи сотрудникам британской разведки, работавшим при посольстве Великобритании в Москве. Была организована настоящая спецоперация, в ходе которой Гордиевский был вывезен на территорию Финляндии в багажнике дипломатической машины.
Оказавшись за рубежом, Гордиевский передал британцам большой объем важнейшей информации. Правда, по его же собственным словам, после того, как британцы поделились данными с ЦРУ, где работал советский «крот», КГБ удалось значительно нивелировать ущерб.
На основании данных Гордиевского из Великобритании были высланы более трех десятков советских дипломатов, одновременно являвшимися сотрудниками разведки.
В СССР деятельность Гордиевского также была оценена по достоинству. 14 ноября 1985 года он был заочно приговорен за измену к смертной казни с конфискацией имущества.
Женская месть.
Сбежав за границу, он оставил в СССР жену и двух дочерей. На Западе была инициирована кампания «за воссоединение семьи» с требованием выпустить родных Гордиевского за рубеж. Премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер обращалась с подобной просьбой к Михаилу Горбачеву, однако не нашла понимания.
Лишь в 1991 году, с распадом СССР, Лейла Гордиевская с дочерьми смогла выехать в Великобританию. Однако «воссоединения» так и не произошло. Конечно, вторая половина 1980-х в СССР не была похожа на конец 30-х, однако жизнь с клеймом «семьи предателя» все равно была крайне некомфортной.
Для жены и дочерей Олег Гордиевский был чужим человеком. Супруга отомстила за пережитое чисто по-британски — при разводе она отсудила у мужа половину того, что он успел накопить на своем банковском счету, а также добилась выплаты алиментов на детей из пенсии, которую выплачивает Гордиевскому Великобритания.
Клуб «сбитых летчиков»...
В начале 1990-х Олег Гордиевский, как и другие перебежчики, стал популярной фигурой в России. Впрочем, верить в чистые помыслы «борцов с коммунизмом» очень скоро перестали, и эпитет «предатель» вновь вернулся к Гордиевскому.
В 2008 году Гордиевский рассказал, что российские спецслужбы якобы хотели его устранить в ноябре 2007 года, когда он неожиданно по непонятным причинам потерял сознание у себя дома. Но даже в Великобритании к этим заявлениям Гордиевского отнеслись весьма скептически. Расследование, все-таки проведенное по настоянию «жертвы», не обнаружило никаких признаков покушения на его жизнь.
Последние годы Гордиевский вращается в кругах старых советских диссидентов и перебежчиков, клеймящих нынешнюю российскую власть и твердящих о «засилье спецслужб». Отставной «крот» водит дружбу с автором псевдоисторических романов об СССР Виктором Суворовым и диссидентом Владимиром Буковским, находящимся под следствием по обвинению в хранении детской порнографии.
10 октября 2015 года Олегу Гордиевскому исполнилось 77 лет. Угрызения совести его, по всей видимости, не мучают; приговор, вынесенный в СССР, в исполнение приведен не будет. Так что отвечать бывшему сотруднику КГБ теперь предстоит только перед высшим судом.
Источник:
34 комментария
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена