Иллюстрации к сказкам Камчатки, адаптированным под современное общество
В одном селе жила девушка. Первая красавица на всем побережье. Ходили к ней свататься со всех окрестных деревень, да никак не выберет она жениха. Пришли из первой деревни. Говорит им красавица - может быть выйду замуж, если сучья к щекам приладите и будете по берегу ползать. Ползают женихи по берегу, а невеста смеется. Превратились женихи в моржей, так и остались жить на берегу. С другой деревни пришли женихи свататься. Говорит им красавица - может и выйду за вас замуж, если топоры к носу приделаете, ноги в красный покрасите и будете по скалам лазать. Сделали всё, как она велела. По скалам лазают, а красавица смеется. Превратились женихи в тупиков, так и остались жить на скалах. С третьей деревни пришли к ней. Говорит им красавица - ветки к голове приладьте, и на четвереньках вокруг яранги бегайте. Бегают на четвереньках, а красавица больше не смеется. Устали женихи бегать, превратились в оленей и разбрелись по тундре. Нахмурилась красавица и говорит - что же такое, что не попросишь, любую глупость делают. Разве это мужчины? Прыгнула девица в костер, и обратилась лисицей огненной. Стали люди ее тушить, да водой только на хвост попали. С тех пор у всех лисиц кончик хвоста белый и больше они среди людей мужей не ищут.
Жили муж с женой, старик со своей старушкой. Однажды зимой пошел старик навагу ловить. Сел около проруби в умкутак. Вдруг в его снежное укрытие вбежал запыхавшийся дикий олень-тунтук. Обрадовался старик, что еда сама к нему пришла, и говорит дикому оленю: — Ой, как же хорошо, в голодное время еда сама ко мне пришла!
Отвечает дикий олень: — Не убивай меня, старичок, а лучше спаси! Волк за мной по пятам гонится. Убить меня хочет!
А у входа в умкутак уже волк стоит. Говорит волк старику: — Старик, не защищай этого оленя! Отдай его мне на съедение!
Олень отвечает: - Желай что хочешь, богатым будешь, храбрым богатырем будешь, всё для тебя сделаю.
Старик и говорит оленю: - Хочу стать шаманом и чтобы дома была чесалка для спины.
Сказал так и превратил оленя в солнце. Шаманом то есть стал.
Волк посмотрел на это и говорит: - Ну офигеть у вас тут дела творятся, только против природы не попрешь, есть я все равно хочу. И начал к старику подкрадываться. - Попрешь, - сказал старик и превратил волка в луну. Взял свой улов и пошел с навагой домой к жене. Пришел, а там уж чесалка лежит. Взял он чесалку дикого оленя и давай ею чесаться! Даже кожу поцарапал! Начесался и перестал быть шаманом.
А волк на небе иногда оленя догоняет, только съесть все равно не может.
Жила-была девушка-сирота. Никого из родных у нее не осталось. Отца на льдине в море унесло, а мать еще при рождении погибла.
Голодно стало девушке. А пойти и некуда. Забралась она на крышу землянки и запела песню, что с детства знала. Только закончила петь, раздался далеко в море выдох кита. Снова начала девушка песню. Ближе выдох кита послышался. В третий раз спела. Совсем уже близко дыхание кита. А как запела в четвертый раз, подошел кит к самому берегу, к крутому прибрежному камню голову прислонил.
Вышел из кита человек, и говорит: толку на берегу сидеть, в море смотреть, коли вся родня из китовьего рода. Сказал так и забрал с собой девушку в море. Девушку эту на берегу больше не видели, но иногда люди слышат китовьи песни, говорят на те, прибрежные похожи.
Жил в одном стойбище человек, оленей пас. Разморило его однажды на солнышке, уснул. Проснулся, пора домой идти. Окликнул он оленей, а те не слышат его. Подошел он к важенке, дотронулся до неё и попала душа человека в оленя. Понравилось человеку быть оленем, бегать быстро, скакать легко. Но надоело. Лег человек-олень и умер. Мимо евражка пробегал. Поселилась душа человека в евражку. Хорошо быть евражкой, всё вокруг большое, камни как горы. Но надоело. Лег человек-евражка и умер. Мимо ворон пролетал. Поселилась душа человека в ворона. Хорошо быть вороном, летать высоко, видно далеко. Но надоело. Сел на землю человек-ворон и умер. Мимо жена человека проходила. Поселился человек в жену свою, а жена пошла на стойбище, нашла спящего мужа, влепила ему подзатыльник и сразу же человек из нее выселился. Говорит ему жена - идем домой, ужин стынет. Хорошо быть человеком.
Жил хмурый человек. Всем хорош. Охотник смелый, бегун быстрый, воин славный. Вот только жизни не радовался. Старики говорят ему - нельзя жизни не радоваться, разгневаются боги такой неблагодарности. Ничего человек не отвечал, только больше хмурился. И вот однажды встретил он на берегу шамана. И кухлянка и руковицы и штаны все у шамана не как у людей. Говорит шаман - развеселю тебя, хмурый человек. Достал из-за пазухи квадратную льдину и стал показывать. Показал как люди бубны палкой соединяют и по гладкой тундре сидя на них ездят - скачут как оленята по весне. Удивляется человек, да не смеется. Показывает шаман ему другое. Девицы в льдинки глядятся, рожи страшные корчат, а потом отмечают у кого страшнее вышло. Удивляется человек, да не смеется. Показывает шаман ему другое. Воин порошками и мазями натерся, в женщину обратился, да давай танцы разные перед людьми танцевать. Удивляется человек, да не смеется. Спрашиват - это сны такие? Не сны, отвчает шаман, это - блага цивилизации. Засмеялся хмурый человек, три дня и три ночи смеялся, чуть не умер. Затем вернулся в свое село и зажил как полагается. Если загрустит, идет к морю, в льдины смотрит и хихикает.
Летал над водой ворон Кутх, летал. Устал. Вода, небо и ничего больше. Негде отдохнуть Кутху. Обратился Кутх в человека, скинул свою кухлянку на воду - земля появилась. Сел на землю Кутх и уснул. Проснулся, стал смотреть по сторонам - вода, земля и небо. Скучно Кутху. Создал Кутх людей. Первые люди были звери, ушли на берег и стали моржами да лахтаками. Вторые люди были тоже звери, ушли в тундру, стали оленями. А третьи люди были ленивые и никуда не пошли, так и остались людьми. Весело стало Кутху, люди празднуют, олени бегают, моржи с лахтаками плавают. Шумно стало. Устал Кутх. Лег было спать, а люди не дают, шумят, веселятся. Ворочался Кутх, сердился, никак не может успокоить людей. И раздал Кутх вайфай.
Жили-были два брата. Хорошо жили, не голодали, только младшему посмотреть мир хотелось, а старший говорил, что надо жить, как родители повелели. Однажды вернулся старший брат домой с охоты, а младшего нет. Отправился старший брат на поиски, далеко ушел, всех по пути спросил, но никто не видел младшего брата. Дошел он до края земли, прыгнул туда и оказался в нижнем мире.
А там все по другому: людей много, оленей много, и все в очередях стоят. Спрашивает он, не видели ли его младшего брата, а ему говорят - "А вы форму поиска заполнили, документики есть? Заполните всё, тогда начнем искать вашего брата". Дошел старший брат до края этой земли, прыгнул туда, и оказался в нижнем мире. А там людей много, оленей много, и каждый сам по себе. Спросил он про своего брата, а ему отвечает - "А ты сам кто будешь? А за брата пояснишь?" Не понял ничего старший брат. Дошел он до края этой земли, прыгнул туда и оказался в нижнем мире.
А там никого нет, одно сухое дерево стоит и на нём ворон. Подошел старший брат к ворону и спрашивает, не было ли тут его младшего брата. Ворон посмотрел на него и отвечает - "Слепо следовать традициям, это лучше чем пить, но хуже чем жить". Сказал так и обернулся младшим братом. Так они мир и посмотрели.
Летал Кутх над землей, летал. Ровная земля, ровная вода - скучно Кутху. Взмахнул Кутх крыльями, поднялась волна над водой, весело лететь Кутху над волной. Дошла вода до берега и смыла всё. С тех пор там Карагинский залив. "Ох, люди ругаться будут!" - подумал Кутх и улетел куда подальше. Решил волну из земли сделать. Прыгает по земле, а под ногами горы вырастают. Набегался Кутх и полетел домой отдыхать. А там где Кутх земли касался , на горах и вулканах выросли цветы, похожие на искры. Говорят, только самые храбрые и отважные путешественники видят вулканский салют, но это уже совсем других земель сказка.
Говорят, так было. Жили когда-то бабушка с внучкой. Небо в те времена было твёрдое и прозрачное, как чистый лед на полынье. Люди ходили на небо с костяными ножами и откалывали звезды, крепили их вокруг отдушины яранги - хорошо, светло как днем. Пошли как-то бабушка с внучкой по звезды на небо, полный мешок из нерпичьей кожи набрали. Возвращаться на землю пора. Слышат, бежит за ними медведь белый, съесть хочет, вот-вот нагонит. Кинули они мешок из нерпичьей кожи со звездами, рассыпались звезды дорогой - млечный путь появился. Не может медведь млечный путь перейти, но все таки нашел место, перепрыгнул, опять в погоню отправился. Ударила бабушка ножом по небу, раскололось небо, и засияло всполохами. Так Северное сияние появилось. Пока медведь всполохи оббегал, далеко ушли, но слышат, опять медведь догоняет. А бабушка с внучкой уже на землю спустились. Развели они костер и растопили небо, не смог медведь выплыть, так там и остался, Большой медведицей.
Больше не могли люди яранги звездами освещать и сделали электричество. А небо с тех пор больше не твердое, а жидкое, по нему космонавты на космических кораблях плавают, греют.
Всё.
Раньше люди редко спали. Сны плотные были, сытные, надолго хватало. Но однажды к людям повадился Тунгак ходить, их сны есть. Толстый стал, размером с гору. И всё мало ему. Перестали люди спать, стали думать как Тунгака победить. День не спят, второй не спят, всё спорят как лучше поступить. Гвалт такой подняли, что северное сияние с неба сыпаться стало. Рассердился Хозяин небесного огня, как рявкнет - "Всем спать!!!" И молнией в тунгака ударил. И все легли спать. Так теперь каждый день и спят. И тунгак спит, ни разу с тех пор не просыпался. Люди теперь его называют Плоский Толбачик. Он бывает ворочается иногда во сне, видно что-то вкусное снится.
В морозные ночи от холода стылая земля трещит. Старики говорили: Тыкывак это, и чтобы не случилось беды, нужно ему в ответ постучать. Но не все этой примете верили. В одном селении жил юноша. Был он очень сильным и ловким. Стало ему любопытно - почему это земля от мороза трещит. Как-то ночью оделся он, взял всё свое снаряжение, с каким в каяке охотился, и в путь отправился. Далеко ушёл. Вдруг слышит - треск раздался, приготовил он гарпун, прицелился, и как только снова затрещало - метнул гарпун в появившуюся трещину. Стал за ремень тянуть, не смог вытянуть и сам под землю провалился. А под землей мир вверх ногами, на потолке лед глакий как зеркало, и светло там как днем. И на этом льду стоит Тыкывак, на ногах у него полозья, как на санях, а вокруг него 5 великанов с палками стоят. Говорит он юноше - любим мы в игры играть - вот оленье копыто, будем мы его по льду гонять, друг у друга забирать, сможешь его у нас забрать, отпустим тебя, не сможешь, накажем за то что гарпуном в нас кинул. Стали они играть, как великаны столкнутся - такой грохот стоит, что земля трескается. Тыкывак с великанами быстрые, а юноша всё-таки быстрее. Отбил он оленье копыто, убегает от Тыкывака, а великаны его вот-вот нагонят. Тут толкнул он копыто в сторону, попало оно в дыру, через которую юноша под землю провалился и окончилась игра. И лёд, и Тыкывак, и великаны исчезли, оказался юноша на поверхности земли, а там уже оттепель наступила и перестала земля трещать. Люди после говорили, что юноша этот в дальние земли ушел, странный клуб организвовал, ынхаэл называется, но в это мало кто верит. А Тыкывак до сих пор в ледяные игры играет, землю студит. Как начнет - треск по всей тундре идет.
В одном селе жили две сестры. Пошли они раз ягод для килыкила набрать. Собирают ягоды и слышат, идёт за ними кто-то. Спрашивают: "Кто здесь?", - а им в ответ, - "Я брусничка, сама себя собираю". Перешли они на поляну с голубикой, опять кто-то идёт за ними, спрашивают: - "Кто здесь?", - а им в ответ, - "Я голубичка, сама себя собираю". Перешли на поляну с шикшей. Опять за ними кто-то идёт, спрашивают: - "Кто здесь?", - отвечают им, - "Я шикша, сама себя собираю". А на самом деле это был Кэле. Схватил он сестер и унёс. Привязал их за волосы к вершине сосны и спать лег. Решили сестры убежать, а волосы длинные, не могут отвязать. Сорока им помогла, клюнула она волосы, отрезала косы, сестры упали и убежали. Бегут, дорогу им река перегородила. Возле берега утки-чирки плавают. Пожалели утки сестер, соединили крылья и на спинах перевезли на другой берег. Келе проснулся, отправился в погоню, добежал до реки - река глубокая, никак не перейти. Спрашивает уток: "Как же сестры через реку перебрались?". Утки ему отвечают - "Выпили они из реки всю воду, на другой берег по сухому дну и перешли". Начал Кэле воду пить. Пил-пил и лопнул. Кое-как собрал себя по частям и ушел из тех мест. Женщины с тех пор стали носить короткие стрижки, каре называется. А Кэле говорят до большого города добрался, знаменитым человеком стал. Диетологом. Питьевые диеты проповедует.
Источник: — переведено специально для fishki.net
10 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена