Великие мистики в реалиях: Сэр Исаак Ньютон
сэр Ньютон (1643–1727) известен как учёный, создавший механику, но выясняется, что это только один из аспектов его богатого внутреннего мира. Как и у многих людей его времени, у него были разнообразные интересы, включая оптику, математику (он создал дифференциальное интегральное исчисление), и выяснилось, что он проявил интерес к теологии, алхимии и мистицизму. В рамках проекта перевода статей Ньютона в дигитальном формате, в Интернете появились также его статьи по теологии, которые хранятся в Национальной библиотеке в Иерусалиме.
Ньютон был религиозным человеком, который много занимался теологией и библейскими исследованиями. Выясняется, что большая часть его статей была посвящена религиозным темам, а не научным. В своих трудах он поднял проблему: «Тяготение объясняет движение планет, но оно не может объяснить, кто заставил их двигаться. Только Бог может всё объяснить. Он знает всё, что происходит, и всё, что должно произойти!» Вера в Бога побудила его к исследованию законов природы с целью понять высочайшую мудрость Создателя.
Сакральная геометрия в Первом храме царя Соломона
Как человек религиозный, Ньютон верил, что в структурах древних храмов скрыты священные тайны. На протяжении 50 лет он углублённо изучал строение многих храмов. Среди них — храмы Греции, Рима, но особенно Первый храм царя Соломона. Он был уверен, что не только в работах древних философов и учёных есть скрытый смысл, но также и в архитектурах древних храмов.
Используя известные описания храма, представленные в «Книге царей», которую он сам перевёл с иврита, а также с помощью других исследований по строению храмов того периода, Ньютон представил эскиз и описание Первого храма.
Его работы содержат подробное описание архитектурного проекта, включая размеры здания и количество ступенек в разных его отсеках. Также есть подробное описание распорядка дня в здании храма и дорог, по которым проходили паломники. Как учёный, Ньютон интересовался сакральной геометрией, применённой в строительстве храма царя Соломона, а также спиралями, золотым сечением (божественная пропорция) как гармоническим соотношением между различными длинами, что широко наблюдается в природе, искусстве и архитектуре. Для этого Ньютон детально изучил архитектуру храма.
Ньютон пришёл к выводу, что проектировщиком храма был сам царь Соломон, который получил помощь Неба. Он писал, что эту философию можно найти не только в природе, но и в священных писаниях: «Книга бытия», «Книга Иова», «Книга псалмов», «Книга Исайя» и других. Царь Соломон имел связь с Богом и, благодаря глубоким знаниям, он превратился в крупнейшего философа в мире. В своих научных поисках Ньютон интересовался каббалой и Талмудом, а также древними универсальными религиями.
Ньютон много занимался изучением хода истории, составлением хронологии древних царств, опубликованных через год после его кончины. Книга в основном посвящена истории Греции, Египта, региона Левонтии. Кроме того, Ньютон начал глубоко изучать период, предшествующий христианству. Когда он исследовал очень древние времена, то заинтересовался одним местом в Англии, называемым Стоунхендж, где находились два круга из больших камней (галин), окружающих общий центр, в котором находится факел.
Подобные древние места, где камни располагаются вокруг центрального огня, были найдены по всему миру, включая Данию, Персию, Ирландию, Китай и т. д. Ньютон из этих фактов сделал вывод, что все эти места являлись в древности круглыми храмами какой-то древней религии, распространившейся по всей Земле, а каменные круги вокруг огня отражали древнюю веру о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Ньютон предположил, что эта древняя вера была предшественницей всех современных религий. (советую ознакомится с предыдущим постом Великие мистики в реалиях: Блаватская)
Ньютон - алхимик
Начиная с 1668 г., Ньютон 25 лет жизни посвятил тайной науке – алхимии, которой был самозабвенно увлечен. Так же, как другие алхимики, он был занят поисками философского камня – мифического ингредиента, превращающего любые металлы в золото. Ньютон стал одним из ведущих алхимиков Европы. Он занимался этим не для того, чтобы разбогатеть, – опыты стали для него средством постижения божьих секретов, разгадки тайн божьих творений. Алхимия должна была помочь ему раскрыть законы вселенной.
Ньютон верил в то, что Бог передал людям знания, зашифрованные в древних письменах, храмах, мифах и алхимической литературе. Он верил в то, что алхимия способна раскрыть секреты вселенной, которые нужно только научиться расшифровывать. Он считал себя избранным, призванным разгадать тайны, скрытые в Библии.
Он исследовал историю религии и неожиданно пришел к выводу о том, что католическая и англиканская церкви были основаны на искажении библейских постулатов. В 1670-х гг. Ньютон втайне стал еретиком: он был убежден, что доктрина троицы была богохульством, так как отрицала единого Бога, и что монахи извратили истинную сущность христианства. Если бы об этом узнали в Кембридже, его научной карьере пришел бы конец. Кроме того, в те времена за подобные еретические взгляды могли бы заключить в тюрьму.
Ньютон старательно изучал библейские тексты, у него было 30 Библий на разных языках мира. По его мнению, Бог предвидел, что католики извратят чистое христианство, и оставил в библейских текстах истинные знания. Ньютон старался найти в них зашифрованные описания прошлого и будущего, и на основании собственных вычислений пытался раскрыть тайну конца света.
Ньютон- теолог
Ньютон вошел в историю науки и культуры преимущественно как основатель классического физического знания, однако современники высоко ценили и его богословские сочинения. Так, знаменитый английский философ Локк писал в 1703 году своему племяннику Кингу: «Ньютон действительно замечательный ученый и не только благодаря своим поразительным достижениям в математике, но и в теологии и благодаря своим большим знаниям в священном писании, в чем мало кто может с ним сравняться». В широких кругах слава Ньютона как богослова была очень велика, а кажущееся нам сегодня странным сочетание ученого-математика и теолога было нормой для научной иерархии XVII века, особенно в Англии, где широкие знания в естественных и богословских науках могли стать хорошим подспорьем в политической карьере. Протестантизм и арианство Ньютона были одной из форм борьбы с католическими Стюартами, с партией тори. Такие же политические корни можно проследить почти во всех историко-богословских работах Ньютона.
В последнем фрагменте основополагающей работы «Математические начала натуральной философии» Ньютон прямо пишет: «Рассуждение о боге на основании совершающихся явлений, конечно, относится к предмету натуральной философии». Планеты и их спутники, однажды приведенные в движение таинственным «первым толчком», продолжали кружиться по предначертанным им эллипсам во веки веков или, во всяком случае, до скончания всех вещей. Ньютоновские «начальные условия» впоследствии легли в основу позднейшей аргументации в пользу существования Бога. Так, доказательство из предустановленной гармонии, предложенное Лейбницем, не только придает божественному началу статус первопричины всех вещей, но и предлагает разумные оправдания извечного философского парадокса, что благо логически связано с некоторым злом: «Как все часы без какого-либо причинного взаимодействия показывают одно и то же время, то должна быть единая внешняя Причина, которая всех их регулирует».
Ньютон - финансист
Постепенно весть о разностороннем английском гении разнеслась по всей Европе. В 1698 году русский царь Пётр I, прибыв в Лондон в рамках своего Великого Посольства, больше всего стремился встретиться с Исааком Ньютоном. Ньютон почтительно согласился на такое свидание и даже счёл изобретательного и практичного русского царя куда более сведущим в науках собеседником, чем монарх его собственной страны. В этом же году Ньютон получил должность управляющего Монетным двором — на этом посту он оставался до самой смерти. Контроль над государственными финансами, несомненно, был делом прибыльным, а потому Ньютон стал весьма обеспеченным человеком, что позволило ему полностью сосредоточиться на научных изысканиях, даже в ущерб академической университетской карьере. А вот стезя руководителя исследователю была отнюдь не чужда: в 1703 году его избрали президентом Королевского научного общества, которое тогда находилось не в лучшем положении, пребывая на грани банкротства. До Ньютона этот пост традиционно занимали аристократы, которые воспринимали свою должность скорее как синекуру, а потому их мало заботила судьба предприятия. Ньютон решил полностью изменить подобное отношение: за многие годы руководства Обществом он посетил практически все его собрания и даже председательствовал на них, подводя итог дискуссиям с особого председательского кресла, установленного во главе стола. Лишь после того, как он, высказав свои веские доводы, усаживался обратно, лакей, прислуживавший на заседаниях, помещал на стол официальный жезл Общества. Так соблюдался особый ритуал, который по сути отождествлялся с королевским двором со своим собственным, просвещенным монархом.
Ньютон - мистик и эзотерик
Будучи весьма религиозным человеком (правда, не совсем в традиционном смысле этого слова), Ньютон не оставался равнодушным к эзотерике и алхимии. Так, он заводит дружбу с французским изгнанником-протестантом Жаном Дезагюлье, одной из ключевых фигур европейского масонства. Эзотерические традиции были частично заимствованы масонством от средневековых цеховых братств строителей-каменщиков, а отчасти происходили от средневековых рыцарских орденов. Доподлинно неизвестно, был ли Ньютон масоном, но несомненно его членство в просветительском обществе «Spalding gentleman’s society», проводившем неформальные встречи и дискуссии об античных древностях за чашкой кофе. Кроме того, известно, что Ньютон разделял классическую алхимическую аллегорию о путешествии Ясона за Золотым Руном.
Американский историк науки Ч. Уэбстер отмечает, что наличие в библиотеке Ньютона книг знаменитого алхимика Парацельса и его учеников свидетельствует, что Ньютон был знаком с краеугольными положениями традиционных оккультных наук. По оценкам ученых, объем алхимических трудов, прошедших через руки Ньютона, превышал 5000 страниц. Кроме того, Ньютон поддерживал контакты с алхимиками и магами того времени и даже был членом тайного алхимического общества, где был известен под псевдонимом Iegova Sanctus (Единый Святой Иегова) — анаграмма своего собственного латинского имени Isaacus Neutonus. При этом сферой основных научных интересов Ньютона-алхимика были поиски предполагаемого универсального растворителя — менструума, изучив природу которого Ньютон надеялся постичь тайну трансмутаций элементов и проникнуть во внутренние сокровенные структуры материи. Стоит отметить, что будучи человеком переломной эпохи, когда средневековое геоцентрическое мировоззрение сменялось научным мышлением и сознанием Нового времени, Ньютон поэтому одной стороной своей деятельности был обращен в прошлое — на проблемы богословия, магии и традиционной науки, а другой — в будущее, порвавшее с схоластической традицией средневековых научных школ.
Исаак Ньютон открыл тайну своей двойной жизни только в 84 года, на смертном одре. Он рассказал друзьям о своих еретических воззрениях и отказался от последней исповеди. После его смерти в библиотеке нашли 169 книг по алхимии. Его архивы долгое время оставались неизвестными, только в 1936 г. они были проданы с аукциона. Их приобрел Джон Мейнард Кейнс и после их расшифровки опубликовал статью «Другой Ньютон», которая произвела настоящий фурор, открыв правду об ученом как алхимике, мистике и теологе.
Источник:
25 комментариев
7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена