Тегеран-43. Как Сталин, Черчилль и Рузвельт решали судьбы мира
Антигитлеровская коалиция в ходе Второй Мировой войны оформилась еще летом 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз, однако общение лидеров стран-участниц долгое время велось, что называется, в удаленном режиме. Между тем, разрешение тех или иных политических вопросов очень часто зависит от личного общения руководителей.
Сталин выбрал Иран.
До 1943 года самым активным из членов «большой тройки» был премьер-министр Англии Уинстон Черчилль. В августе 1941 года на встрече с президентом США Франклином Рузвельтом была подписана Атлантическая хартия. В январе и июне 1942 года Черчилль встречался с Рузвельтом в Вашингтоне, а в августе 1942 года – в Москве с советским лидером Иосифом Сталиным.
Тем не менее, идея большой международной конференции витала в воздухе. Реальностью она смогла стать после успехов Красной Армии под Сталинградом и на Курской дуге в конце 1942 – начале 1943 года. В войне наметился коренной перелом, который позволил перейти к высокой дипломатии.
Вопрос места проведения конференции был разрешен при помощи более чем 30 писем, которые были написаны друг другу Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. В качестве возможных мест проведения предлагались Иран, Северная Африка и Кипр.
На иранском варианте настаивал Сталин, который подчеркивал, что ситуация на фронте не позволяет ему уезжать далеко из страны без устойчивой связи с военным командованием Красной Армией. Черчилль и Рузвельт согласились с предложением Сталина.
Поражение Отто Скорцени.
Иран во время войны был достаточно неспокойным местом, которое кишело гитлеровскими агентами. Недружественную антигитлеровской коалиции политику проводил шах Ирана Реза-хан Пехлеви. В 1941 году советские и английские войска провели совместную операцию «Согласие», в ходе которой Иран был полностью оккупирован. Сопротивления иранской армии практически не было. В 1942 году союзники формально передали власть в стране сыну свергнутого шаха Мохаммеду Реза Пехлеви. Однако войска союзников оставались на территории страны, поэтому власть нового шаха была достаточно условной.
После принятия решения о проведении международной конференции в Тегеране в конце ноября – начале декабря 1943 года, спецслужбы СССР, США и Великобритании начали работу по обеспечению безопасности лидеров стран во время их пребывания в Иране.
Тегеранская конференция чрезвычайно интересовала и представителей фашистской Германии. После разгрома на Курской дуге шансы гитлеровцев успешно завершить войну стали призрачными, и для нового перелома в войне нужно было предпринимать нечто неординарное. Например, одновременную ликвидацию всех трех лидеров антигитлеровской коалиции.
План такой операции под названием «Длинный прыжок» был действительно разработан абвером. Операцию должен был осуществить отряд спецназа под руководством знаменитого немецкого диверсанта Отто Скорцени, которому удалось освободить арестованного в Италии фашистского лидера Бенито Муссолини.
Однако о готовящейся операции немцев стало известно советской разведке. Для обезвреживания нацистской агентуры была задействована сеть советской резидентуры в Иране.
Особую роль в срыве гитлеровских планов сыграла группа молодых советских агентов во главе с тогда совсем юным Геворком Вартаняном – будущей легендой отечественной разведки.
Группе Вартаняна удалось вычислить базу немецких радистов в окрестностях Тегерана, которые готовили высадку основной группы диверсантов. В ходе совместной операции советской и английской разведок радисты были арестованы, а сама гитлеровская акция сорвана.
Кроме того, накануне встречи в Тегеране прошли повальные аресты, в ходе которых было задержано до 400 человек, сотрудничавших с гитлеровской разведкой. Планы убийства Сталина, Рузвельта и Черчилля так и остались планами.
Черчилля принудили ко «второму фронту» во Франции.
Советское посольство в Тегеране находилось напротив английского. Сталин сумел убедить Рузвельта остаться жить в посольстве СССР, а не ездить в удаленное посольство США. Между посольствами СССР и Великобритании создали брезентовый коридор, чтобы перемещения лидеров не были видны извне.
Вокруг своеобразного советско-британского «дипломатического центра» были созданы три кольца обороны из танков и пехоты, исключив, таким образом, возможность внезапного прорыва.
Черчилль и Рузвельт прибыли на конференцию на самолете, советская делегация во главе со Сталиным добралась до Тегерана литерным поездом через Сталинград и Баку.
Главным вопросом Тегеранской конференции, начавшейся 28 ноября, был, как и предыдущие два года, вопрос об открытии «второго фронта» в Европе.
Советский Союз, в 1941-м и 1942-м годах находившийся в тяжелейшем положении, добивался открытия «второго фронта» в Северной Франции. Эти предложения не были реализованы вплоть до конца 1943 года.
Более того, Черчилль и в Тегеране настаивал на вспомогательном характере операции «Оверлорд» (кодовое название высадки союзных войск на французском берегу Ла-Манша), считая основной так называемую «балканскую стратегию». Ее главная цель заключалась в действиях англо-американских сил в Италии и на Балканах.
Однако и Сталин, и Рузвельт хорошо понимали, что замысел Черчилля заключается в недопущении Красной Армии в страны Восточной и Юго-Восточной Европы.
Разочарованный Сталин после того, как дискуссия зашла в тупик, встал из-за стола, бросив Молотову: «Пошли, у нас слишком много дел дома». В планы Черчилля срыв конференции союзников не входил, и компромисс был достигнут – открытие «второго фронта» во Франции было назначено на май 1944 года. Советский Союз обязывался в те же сроки предпринять масштабное наступление, дабы лишить Германию возможности переброски дополнительных сил на Запад.
29 ноября 1943 года, на церемонии, приуроченной к открытию Тегеранской конференции, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, в присутствии президента США Франклина Рузвельта и почётного караула, вручил Маршалу Советского Союза Иосифу Сталину наградной, церемониальный меч. Меч был выкован по специальному указу короля Великобритании Георга VI в знак восхищения британского народа мужеством, проявленным советскими защитниками Сталинграда во время битвы за город.
По клинку кислотой вытравлены надписи на русском и английском языках:
ГРАЖДАНАМ СТАЛИНГРАДА • КРЕПКИМ КАК СТАЛЬ • ОТ КОРОЛЯ ГЕОРГА VI • В ЗНАК ГЛУБОКОГО ВОСХИЩЕНИЯ БРИТАНСКОГО НАРОДА
TO THE STEEL-HEARTED CITIZENS OF STALINGRAD • THE GIFT OF KING GEORGE VI • IN TOKEN OF THE HOMAGE OF THE BRITISH PEOPLE
Германии могло не стать совсем.
Великобритания и США также получили обещание помощи СССР на Дальнем Востоке – Сталин гарантировал вступление Советского Союза в войну против Японии после разгрома гитлеровской Германии. Данное решение Уинстон Черчилль назвал «историческим».
На Тегеранской конференции активно обсуждалось и будущее Германии после разгрома нацизма. Проекты США и Великобритании не сулили немцам ничего хорошего – Рузвельт предлагал разделить страну на пять независимых государств, Черчилль также выступал за расчленение Германии. Лишь советская сторона настаивала на сохранении Германии как независимого государства при условии ее демилитаризации, демократизации, уничтожении нацистских порядков и суда над фашистскими преступниками.
Впрочем, избежать территориальных потерь Германия не могла. Союзники согласились с тем, что в пользу Советского Союза должна отойти территория Восточной Пруссии. Также за счет немецких территорий планировалось решить «польский вопрос» – независимая Польша получала их в качестве компенсации за утрату отошедших СССР Западной Украины и Западной Белоруссии.
Тут стоит заметить, что сам переход Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР в 1939 году был восстановлением границы по так называемой «линии Керзона», справедливость которой западные державы признали еще в 1920 году.
Окончательно «польский вопрос» в Тегеране решен не был, а лишь наметились пути его разрешения.
На Тегеранской конференции обсуждался вопрос создания новой международной организации взамен Лиги Наций, которая должна была взять на себя вопросы безопасности и сотрудничества в послевоенном мире. Контуры будущей Организации Объединенных Наций прочерчивались все четче и четче.
Главным итогом встречи лидеров в Тегеране стало то, что мир увидел – антигитлеровская коалиция крепка и намерена свернуть хребет фашизму во что бы то ни стало.
До полной победы было еще далеко, но сомнений в том, что песенка Гитлера и его подельников спета, практически не осталось. Для «истинных арийцев» наступало время платить по счетам.
Источник:
31 комментарий
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена