Метаморфозы домашнего насилия на Руси
На Руси веками господствовали патриархальные устои, которые наделяли мужчину безмерной властью. В своем доме муж мог делать все, что только ему заблагорассудится, дело здесь было не только в какой-то особой жестокости наших предков, скорее всего такая модель поведения просто бралась из лона семьи. Ведь даже в Евангелие была проведена параллель между властью Господа над людьми и мужа над своей женой. Так в церковный устав князя Ярослава рекомендовал мужьям "казнить" своих жен, если они у них что-то украли. В принципе, если старая жена надоедала, вполне можно было позволить себе жениться повторно, обвинив супругу в каком-нибудь преступлении.
Пословицы и поговорки довольно наглядно демонстрируют нам нравы того времени: "Бей жену к обеду, чтоб щи были горячи!", "Бей жену в младости, покой будет при старости". То есть считалось, что без увесистого пинка жена не в состоянии была вкусно сварить обед. Интересно, что до XI века русским женщинам жилось намного лучше, так как до Крещения Руси считалось нормой, что жена даже после замужества оставалась под защитой своего отца и братьев. В то время было принято заключать между семьями договоры, которые подразумевали, что у жены будет немало прав, в том числе возможность развестись.
Но после ухода от язычества в жизни русских женщин начинается особая глава, где доминирующую роль начинает играть мужчина. Отныне супруг должен был заботиться о спасении души своей жены, ведь теперь женский пол стал ассоциироваться в обществе с соблазнами и нечестивостью. Побои проводились не только «по делу», но и для профилактики, естественно, что детей такое «воспитание» тоже касалось. Считалось, порка помогала держать в узде пороки, которыми любая женщина наделена от природы.
Примерно в XVI веке появляется знаменитый «Домострой» - особый свод правил, который полностью регламентировал жизнь и быт русской семьи. В книге подробно рассказывалось, как именно нужно бить свою жену. Удивительно, но «Домострой» отчасти был призван защищать женские права, так как осуждал сильные побои: «Не гневатися ни жене на мужа ни мужу на жену а по всяку вину по уху ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком ни пинком ни посохом не колоть никаким железным или деревяным не бить хто с серца или с кручины так бьет многи притчи от того бывают слепота и глухота и руку и ногу вывихнуть и перст и главоболие и зубная болезнь а у беременных жен и детем поврежение бывает во утробе а плетью с наказанием бережно бити, и разумно и болно и страшно и здорова а толко великая вина и кручинавата дело, и за великое, и за страшное ослушание, и небрежение, ино соимя рубашка плеткою вежливенко побить за руки держа по вине смотря».
«Воспитывать» провинившуюся жену рекомендовалось подальше от чужих глаз: "а люди бы того не ведали и не слыхали", а бить «аккуратно». Но зачастую все было иначе, многие женщины получали увечья не только от своего мужа, но и его родни, включая отца и братьев. Иногда побои были средством расторжения брака, в этом случае жертву просто отправляли в монастырь, где она принимала потом постриг.
Но порой дело доходило и до полного абсурда, так в "Записках о московитских делах" Сигизмунда Герберштейна говорилось об одном немецком кузнеце, женившемся на русской женщине. Впоследствии супруга обвинит своего мужа по прозвищу Иордан в отсутствии к ней нежных чувств. Поводом подобных нападок как раз и стал тот факт, что кузнец не бил жену, однако баба все же добилась своего: впоследствии муж сломал ей шею, когда как-то раз не рассчитал свою силу. Увы, но тогда господствовал принцип «убью и застегаю до смерти, яз над нею волен". Имеется ввиду тот факт, что практически любой человек являлся холопом в своем государстве, но вот в семье его первенство никто оспаривать не смел.
Очень часто женщины просто пускались в бега, только чтобы не умереть от побоев. Известны случаи, когда таких беглянок возвращали «господину» даже спустя много лет. Другим способом избежать побоев являлся суицид.
Естественно, что не все мужчины на Руси избивали своих женщин до полусмерти, но насилие в семье тогда все же было нормой. Однако после введения «Домостроя» в церквях стали происходить суды, где жалобщицу поддерживали ее родственники. Если побои были сильными, мужика могли избить кнутом или даже отправить на некоторое время в монастырь.
Однако во времена Петра I началось осуждение домашнего насилия, именно тогда стали появляться рекомендации - уважительно относиться к своим половинам, чтобы жена не боялась, а уважала своего мужа: «любила, почитала и не пужалась». Как следствие стали происходить и первые разводы, правда только если жена получала сильные увечья. При Екатерине II наказание за побои ужесточилось настолько, что тирана могли наказать каторгой.
Источник:
83 комментария
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена