Философ
Роберта Хайнлайн (писавший также под псевдонимами: Энсон МакДональд/Anson MacDonald, Лайл Монро/Lyle Monroe, Джон Риверсайд/John Riverside, Калеб Сандерс/Caleb Saunders, Саймон Йорк/Simon York) не оставил после себя известной тройки законов, которые были у Азимова и Кларка. Однако, в эссе 1947 года «On the Writing of Speculative Fiction» рассказал о пяти правилах писательского успеха: «- Вы должны писать - Вы должны заканчивать написанное - Вы должны воздерживаться от переделки, кроме случаев, когда этого потребует редактор - Вы должны выйти с вашим произведением на рынок - Вы должны держать его на рынке, пока его не купят».
Роберт Энсон Хайнлайн (Robert Anson Heinlein) родился 7 июля 1907 году в городе Батлер, округ Бэйтс, штат Mиссури, США. Третий сын Рекса Ивара и Бэм Лайл Хайнлайнов. Кроме старших братьев Лоуренса и Рекса-мл., у Роберта позже появились три младшие сестры и брат. В то время родители жили у деда по материнской линии, доктора Альва Э. Лайла. Через 3 года после рождения Роберта семья переехала в Канзас-Сити (Миссури), где отец устроился на работу в Мидлендскую компанию сельскохозяйственных машин. Здесь и прошло детство будущего писателя.
Роберт Хайнлайн в юности
Наибольшее влияние на него в этот период оказал дед, которого Роберт навещал в Батлере каждое лето до смерти того в 1914 году. Дед привил ему любовь к чтению и точным наукам, воспитал ряд положительных черт характера. В память о нём Хайнлайн позже неоднократно пользовался псевдонимом Лайл Монро, также в честь деда назвал главного героя повести «Если это будет продолжаться…». Канзас-Сити находился в так называемом «библейском поясе», и Хайнлайн получил строгое, пуританское воспитание. Заложенная моральная основа осталась у него до конца жизни.
В 1920 году Роберт поступил в Центральную среднюю школу Канзас-Сити. К этому времени он увлекся астрономией, прочитал все доступные в Публичной библиотеке Канзас-Сити книги по теме. Также на него произвела впечатление «эволюционная теория Дарвина», изучение которой оказало немалое влияние на дальнейшее творчество. Иногда в произведениях писателя находило отражение школьное увлечение нестандартными математическими задачами, как, например, тессеракт (четырёхмерный гиперкуб, аналог куба в четырёхмерном пространстве) в рассказе «…И построил он себе скрюченный домишко».
В 1924 году Хайнлайн окончил среднюю школу в Канзас-Сити. И, когда его брат Рекс пошёл в военно-морскую академию США в Аннаполисе, решил избрать для себя тот же путь. Это было непросто сделать, так как для допуска к вступительным экзаменам нужно было заручиться поддержкой одного из конгрессменов или сенаторов. Дополнительным препятствием для поступления было и то, что обычно принимался только один член семьи из одного поколения. Поэтому Роберт принялся активно собирать рекомендательные письма и отсылать их сенатору Джеймсу А. Риду для получения его ходатайства. В ожидании результатов успел окончить один курс в Университете Миссури. За это время сенатор Рид получил сотню писем от желающих поступить в академию Аннаполиса: пятьдесят — по одному от каждого претендента, и пятьдесят — от Хайнлайна. Таким образом, было добыто право поступить в академию, и в июне 1925 года, после успешных вступительных экзаменов, Хайнлайн стал кадетом. Во время обучения жил в Банкрофт-Холле — общежитии кадетов. Он с удовольствием изучал обязательные дисциплины, а кроме того, стал чемпионом академии по фехтованию, борьбе и стрельбе. Трижды проходил практику − на линкорах «Юта», «Оклахома» и «Арканзас». В 1929 году Хайнлайн успешно закончил обучение 20-м в рейтинге из 243-х кадетов выпуска и получил звание энсина (мл.офицера). Вообще-то он был пятым в рейтинге выпуска, но из-за частых дисциплинарных нарушений опустился на двадцатое место.
Роберт Хайнлайн в военно-морской академии США, 1929
После академии Хайнлайн был назначен на новый авианосец ВМС США «Лексингтон» (первый американский авианосец) — в качестве офицера, отвечающего за радиосвязь с самолётами. В середине 1932 года получил звание мл. лейтенанта и был переведён на эсминец «Ропер», как артиллерийский офицер. Из-за постоянной качки, он часто страдал от морской болезни, вследствие чего, а также из-за постоянной повышенной влажности, в 1934 году заболел туберкулезом, провёл несколько месяцев на лечении, сначала в госпитале Фитцсиммонс в Денвере, затем в санатории под Лос-Анджелесом. Во время нахождения в санатории разработал водяной матрас, который в дальнейшем упоминал в некоторых своих работах, но, почему-то, не запатентовал. Хайнлайна вылечили, но в августе 1934 года, в чине лейтенанта, отправили в отставку, как непригодного для дальнейшей службы, назначив небольшую пенсию.
Ещё во время службы, 21 июня 1929 года Роберт женился на Элинор Лие Карри из Канзас-Сити, с которой был знаком со школы. Отношения с женой сразу же не сложились: Хайнлайн, как военный моряк, в основном находился вдали от Канзас-Сити, Элинор же не хотела переезжать ни в Калифорнию, ни в другие места, где он служил. В итоге, в октябре 1930 года, она подала на развод, и брак, о котором Хайнлайн даже не сообщил своей семье, распался.
После отставки Хайнлайн несколько недель провёл в аспирантуре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), учился на инженера (имея степень бакалавра, полученную в военно-морской академии), но оставил её, то ли по причине нездоровья, то ли из-за увлечения политикой. Он поселился в Лорел Каньоне, пригороде Лос-Анджелеса, сменил множество специальностей, включая должность риелтора недвижимого имущества, служащего серебряных копей (даже стал одним из совладельцев, но дела пошли наперекосяк, в результате чего, второй его совладелец застрелился), работает маклером, и, возможно, как художник, фотограф и скульптор, хотя детали этих его занятий полностью не известны..
Позднее Хайнлайн вступил в движение Э. Синклера под лозунгом «Покончим с бедностью в Калифорнии!» (EPIC), популярное в начале 1930-х годов. 28 марта 1932 года, он уже более осознанно женился во второй раз – на Леслин Макдональд, политической активистке, довольно необычной и талантливой женщине, о жизни с которой, а так же о более позднем повторном разводе никогда никому не рассказывал. В 1935 году, став секретарём окружной ассамблеи движения и членом комиссии по составлению конституции EPIC, Хайнлайн активно участвовал в изначально провальной кампании Синклера, который баллотировался губернатором от Демократической партии. Хайнлайн обладал широтой политических взглядов, часть которых можно отнести и к социалистическим. Следует заметить, что американский социализм в то время находился не под влиянием марксизма, а имел собственные традиции, близкие к утопическому социализму Сен-Симона. Кроме влияния со стороны второй жены, Леслин, Хайнлайн ещё в детстве читал много книг Г. Уэллса, впитывая вместе с ними и его прогрессивный социализм, который легко совмещался с позициями американских левых сил, в том числе с движением Э. Синклера.
Роберт Хайнлайн и Леслин Макдональд, 1934
В 1938 году Хайнлайн работал редактором и штатным автором в Up¬ton Sinclair's EPIC News – печатном органе EPIC. В том же году решил сам баллотировался в Калифорнийскую ассамблею от республиканской партии, но был побеждён, сломался, и продолжил жить на свою морскую пенсию.
В конце 1938 года журнал «Thrilling Wonder Stories» объявил конкурс на лучший рассказ, за который редакция впервые в истории предложила полные ставки (до $50, и по полцента за слово) любому предварительно неиздававшемуся автору, чья история будет отобрана для печати. Неудача на политическом поприще и обременительная ипотека вынудили Хайнлайна искать дополнительные источники дохода. Поэтому, в апреле 1939 года он за четыре дня написал рассказ «Линия жизни»/Life-Line и решил представить его на рассмотрение, но не в TWS, который, как он полагал, уже был завален рукописями, а Джону Кемпбеллу в «As¬tounding Science Fiction». Тот быстро купил рассказ за $70 (по центу за слово). Так в конце 1940-х годов Хайнлайн стал первым профессиональным писателем-фантастом США и одним из первых, кто стал публиковаться в крупных популярных изданиях, например, The Saturday Evening Post. За исключением работы во время II Мировой войны и кратковременного участия в политических кампаниях, Хайнлайн в дальнейшем зарабатывал на жизнь исключительно писательским трудом. Уже в 1941 году он был приглашён в качестве почётного гостя на Всемирный конвент научной фантастики (Worldcon-41), проходивший в Денвере (также был почётным гостем конвента в 1961 и 1976 гг.).
Во время войны Хайнлайн работал вместе с А. Азимовым и Л. Спрэг де Кампом в Научно-исследовательской лаборатории ВМФ США в Филадельфии. Совместно они разрабатывали методы борьбы с обледенением самолётов на больших высотах, аппаратуру для слепой посадки и компенсирующие гермокостюмы. Здесь Хайнлайн познакомился с Вирджинией Дорис Герстенфельд, которую полюбил, но, тем не менее, долго не хотел разрывать с женой.
Роберт Хайнлайн, Л. Спрэг де Камп и Айзек Азимов, 1944
В 1947 году Хайнлайн всё же развёлся c Леслин, у которой к тому времени начались проблемы с алкоголем, и в следующем году в третий (и уже последний) раз женился. В браке с Вирджинией он прожил оставшиеся 40 лет жизни. Она никогда не была соавтором работ мужа, однако оказывала большое влияние на процесс их написания: первой читала новые произведения, подсказывала различные идеи, была его секретарём и менеджером.
Вскоре после женитьбы Хайнлайн с Вирджинией переехали в Колорадо-Спрингс, где они сами спроектировали и построили свой дом с бомбоубежищем.
Роберт и Вирджиния Хайнлайны
В 1953-1954 гг. чета Хайнлайнов предприняла своё первое кругосветное путешествие, впечатление от которого косвенно повлияло на его романы-путешествия (наподобие «Марсианки Подкейн»/Podkayne of Mars). Но книга «Tramp Royale», в которой описано это путешествие, была издана только в 1992 году. В 1959-1960 гг. они посетили и СССР, ради чего Вирджиния 2 года усердно изучала русский язык. Хайнлайну нравилось в Советском Союзе, но, сбитый как раз в это время американский самолёт−шпион U-2 лётчика Пауэрса, испортил первоначальные впечатления.
В середине 60-х, в связи с хронической высотной болезнью Вирджинии, Хайнлайны вернулись в Калифорнию, и временно поселившись в городе Санта-Круз, пока в 1967 году не был достроен их новый дом в близлежащей обособленной местности Бонни Дун. Одной из причин покинуть Колорадо-Спрингс, было желание оказаться подальше от потенциальной цели для ядерной атаки, которой являлся расположенный там штаб Командования воздушно-космической обороны Северной Америки.
Азимов полагал, что женитьба на Джинни означала также и смену политических приоритетов Хайнлайна. Вместе они основали проправительственную «Лигу Патрика Генри» и провозгласили право США на продолжение ядерных испытаний (1958), в 1964 году активно участвовали в предвыборной кампании Барри Голдуотера, а книга «Tramp Royale» содержит две большие апологии Маккарти. Разочарование и отход от социализма Уэллса в сторону консервативных взглядов не было одномоментным, а началось ещё во время войны. Пока Хайнлайн придерживался своих традиционно-патриотических и либерально-прогрессивных взглядов, сама политика изменилась, и он, вместе с миллионами других американских либералов, был вынужден отойти от американского либерализма.
Первый роман Хайнлайна – «Нам, живущим»/For Us, The Living: A Comedy of Customs (1939) – был больше похож на серию лекций по социальным теориям и оказался неудачным в литературном отношении. И Роберт начал писать короткие рассказы, из которых потом возник цикл «История будущего». XX век вышел непохожим на предсказания писателя, но в 1980-х он создал цикл «Мир как миф» («Достаточно времени для любви»/Time Enough For Love (1973) , «Число Зверя»/The Number of the Beast (1979) , «Кот, проходящий сквозь стены»/The Cat Who Walks Through Walls (1985) , «Уплыть за закат»/To Sail Beyond the Sunset: The Life and Loves of Maureen Johnson (1987)), объясняющий и исправляющий несоответствия реальности с вымыслом. Идея «Мира как мифа» (World as Myth) была развита им в книге «Число зверя». Согласно ей, мифы и вымышленные миры существуют как несчётное множество Вселенных, параллельных нашей. Точнее, число вымышленных вселенных составляет 01.0314424798491E+28.-4.6179488366592E+2010 314 424 798 490 535 546 171 949 056. В этой мультивселенной история будущего Хайнлайна — это лишь одна из огромного числа Вселенных, которые и составляют «мир как миф».
Первым же романом, вышедшим в свет, стал «Ракетный корабль «Галилео»/Rocketship Galileo (1947). Изначально роман не хотели печатать, так как тема полета на Луну казалась издателям неактуальной. Но писатель нашёл-таки своего издателя, и каждый год стал выпускать по книге, вошедшие затем в так называемый «юношеский цикл», хотя эти книги были интересны читателю любого возраста. Они были достаточно просты и консервативны по форме, но никак не по содержанию. Это не нравилось цензорам. Например, в «Красной планете» редактору не понравился способ размножения у жителей Марса и то, что книжные подростки уверенно владеют оружием.
Популярны до сих пор среди любителей фантастики его романы «Дверь в лето»/The Door into Summer (1956) и «Гражданин Галактики»/Citizen of the Galaxy (1957). Первый из которых не единожды признавался лучшим научно-фантастическим романом.
Важнейшим общественным деянием Хайнлайна всё-таки считаются его романы для юношества. Он писал их с научной точки зрения. При этом, превосходно зная мир взрослых, практически в одиночку создал жанр юношеской научной фантастики. Его романы были актуальны, пока в 1959 году роман «Звёздный десант»/Starship Troopers (идея романа пришла ему на ум 5 апреля 1958 г., после обнародования призыва к одностороннему ядерному разоружению по инициативе Национального комитета по ядерной политике) не был отклонён редакцией издательства Scribner. В результате Хайнлайн подвергся ожесточённой критике, как в кругу коллег-фантастов (включая старого друга – А.Азимова), так и в американском обществе, после чего писателя ещё и обвинили в милитаризме. Тогда же Хайнлайн решил отказаться от амплуа «ведущего автора детских книг» и далее идти своим собственным путём.
С 1961 года фантаст пишет уже для взрослой аудитории, значительно изменив сам жанр НФ, начиная с самого известного своего романа, который считается вершиной его творчества — «Чужак в чужой стране» (1961, Stranger in a Strange Land, переводился также как «Чужак в чужом краю»), затем — «Луна — суровая хозяйка» (1966, The Moon Is a Harsh Mistress, в другом переводе — «Луна жёстко стелет»). Роман «Чужак в чужой стране», имевший рабочее название «Еретик», Хайнлайн писал более 10 лет и вложил в сюжет исторические аллюзии. После публикации случился ещё один скандал: несоответствующее нравам того времени изображение религии и секса. А в одном из ранних романов «Кукловоды»/ The Puppet Masters (другие переводы: «Повелители марионеток», «Хозяева марионеток») (1951) Хайнлайн воплотил ещё одну идею, ставшую впоследствии клише жанра: идею пришельцев, паразитирующих на землянах, подчиняя их волю и разум.
В 1960-е годы писатель решил вернулся к жанру «фэнтези», с использованием канонов которого написал ещё в 1940-е ряд рассказов. Единственное «чистое» крупноформатное «фэнтези» автора – роман «Дорога доблести»/Glory Road (др. перевод — «Дорога славы») (1963).
Признанием его заслуг является приглашение в 1969 году на ТВ – комментировать в прямом эфире высадку на Луну американских астронавтов (вместе с А. Кларком и телеведущим CBS Уолтером Кронкайтом).
Писатель творил 48 лет и его влияние четко прослеживается в произведениях многих сегодняшних авторов. В своём творчестве он затрагивал многие темы, в том числе социальные и философские: индивидуальную свободу, ответственность индивида перед обществом, роль и формат семьи, природу религии и многие другие. В поздние работы добавились сатира, антиутопия, авторская философия. Ныне его библиография состоит из 32 романов и множества небольших произведений, в том числе более 60 рассказов, статей и стихов (!), большинство из которых до сих пор продолжают издаваться на многих языках.
Напряжённая работа привела Хайнлайна в 1970 году на грань смерти: 70-е гг. начались для него с перитонита, излечение от которого потребовало более 2 лет. Как только он почувствовал себя настолько хорошо, что смог работать, Хайнлайн в 1973 году создал роман «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга»/Time Enough For Love, в котором появилось множество новых сюжетов, разрабатываемых им на поздних этапах творчества.
В середине 70-х Хайнлайн получил заказ на две статьи в «Ежегодник Британской энциклопедии» (Encyclopædia Britannica Eleventh Edition), вместе с Джинни объездил страну для организации сбора донорской крови, стал почётным гостем III Мирового конгресса НФ в Канзас-Сити (1976).
Отпуск на Таити в 1978 году окончился для писателя тяжёлым приступом ишемической болезни сердца. Хайнлайн перенёс одну из первых операций по коронарному шунтированию.
В июле 1979 года Хайнлайн был приглашён выступить перед Объединённым комитетом Сената и Палаты Представителей. Его речь свидетельствовала о вере в то, что доходы от развития космических технологий окажут существенную помощь больным и пожилым людям.
Операции позволили Хайнлайну вновь начать работать, и он подготовил для издания сборник рассказов «Расширенная Вселенная»/Expanded Universe. Не забывает писатель и о крупной литературной форме, так в 1980-е годы он успел написать ещё 5 романов.
В 1983 году Хайнлайн посетил, последний материк, на котором ещё не бывал – Антарктиду.
Но к 1987 году состояние здоровья писателя значительно ухудшилось, что заставило его и Джинни переехать из Бонни Дун в близлежащий городок Кармел, чтобы иметь возможность своевременно получать необходимую медицинскую помощь.
Роберт и Вирджиния Хайнлайны, Таити, 1980
Роберт Хайнлайн мирно умер во сне утром 8 мая 1988 года в Кармеле (Калифорния, США) от отёка легких и сердечной болезни, во время начальной стадии работы над новым романом из цикла «Мир как миф». Тело писателя было кремировано, а прах, согласно с завещанием, развеян над водами Тихого океана.
Роберт Хайнлайны, 1987
Хайнлайн является самым влиятельным писателем умозрительной фантастики, чьи произведения захватывают читателей всё новых и новых поколений. Одна из основных тем его работ – практические преимущества деятельности человека в космосе. Несмотря на то, что он никогда не отрицал колоссальные расходы и отрицательные последствия технологического роста, у него было ясное видение важности этого роста для прогресса и выживания человечества. Значительная часть произведений Хайнлайна была опубликована задолго до того, как Нил Армстронг сделал первый шаг по поверхности Луны. Многие их тех, кто вырос на его романах, добились прогресса в сфере освоении космоса. Они работают в организациях аэрокосмической промышленности по всему миру и говорят, что были воодушевлены Хайнлайном и его произведениями, поэтому и выбрали занятие, связанное с космосом.
После смерти писателя, в 1989 году, его жена издала сборник «Ворчание из могилы», куда вошла переписка с издателями. А в сборник 1992 года «Реквием: дань памяти Мастера» включила ранние рассказы, не публиковавшиеся при жизни автора.
В 2003 году впервые вышел самый первый роман Хайнлайна «Нам, живущим», долгое время считавшийся утраченным.
Роберт Хайнлайн обладатель ряда престижных премий:
«Прометей»/Prometheus Award - ежегодная премия, вручаемая Либертарианским Футуристическим Обществом (Libertarian Futurist Society) за свободомыслящую (либертарианскую) фантастику, произведениям, где присутствует «исследование возможностей свободного будущего, борьба за права человека (включая личную и экономическую свободу):
1987 – в категории «Зал славы» (Hall of Fame): «Чужак в чужой стране»/Stranger in a Strange Land (роман, издан в 1961);
1996 – в категории «Зал славы»: «Красная планета»/Red Planet (1949);
1997 – в категории «Зал славы»: «Дети Мафусаила»/Methuselah's Children (1941);
1998 – в категории «Зал славы»: «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга»/Time Enough For Love (1973);
2003 – в категории «Зал славы»: «Реквием»/Requiem (1940);
2017 – в категории «Зал славы»: «Ковентри»/Coventry (1940).
«Локус»/Locus Award – ежегодная литературная премия в области научной фантастики и фэнтези, присуждаемая по итогам голосования читателей журнала «Локус» (Locus Magazine):
1985 – категория «Роман-фэнтези»: «Иов, или Осмеяние справедливости»/Job: A Comedy of Justice (1984);
1990 – категория «Публицистика»: «Ворчание из могилы»/Grumbles from the Grave (1989) (посмертно).
Также в 1974 и 1977 гг. читатели журнала «Локус» признавали Хайнлайна «лучшим автором всех времен».
«Неффи»/Neffy Awards – народная литературная премия, присуждаемая за лучшие публикации: 2004 – категория «Лучшее классическое переиздание»: «Дорога доблести»/Glory Road (1963).
«Хьюго»/Hugo Award – ежегодная англоязычная читательская литературная премия в области НФ:
1941 – «Если это будет продолжаться...»/If This Goes On, и «Дороги должны катиться»/The Roads Must Roll из цикла «История будущего»/Future History;
1943 – «Там, за гранью»/Beyond This Horizon;
1951 – «Фермер в небе»/Farmer in the Sky (вручалась ретроспективно также и в 2001 г.), «Человек, который продал Луну»/The Man Who Sold the Moon;
1956 – «Двойная звезда»/Double Star;
1960 – «Звездный десант»/Starship Troopers;
1962 – «Чужак в чужой стране»/Stranger in a Strange Land;
1967 – «Луна-суровая хозяйка»/The Moon Is a Harsh Mistress.
«Небьюла»/Nebula Grandmaster Award - ежегодная премия Американской ассоциации писателей-фантастов (Science Fiction and Fantasy Writers of America), присуждается голосованием членов SFWA: 1974 – «За особые прижизненные заслуги в области научной фантастики».
Единственный писатель-фантаст, получивший премию «Хьюго» за 6 романов.
В 1998 году Хайнлайн был введён в Зал славы научной фантастики и фэнтези/Science Fiction and Fantasy Hall of Fame (посмертно).
В его честь названы астероид и ударный кратер на Марсе (диаметр 85 км, расположен в земле Прометея, координаты центра: 64.48° ю.ш. 116.31° в.д., назван в честь Роберта Хайнлайна в 1994 г., граничит с кратером «Вейнбаум», названным в честь американского писателя-фантаста Стенли Грумена Вейнбаума (1902-1935)).
Экранизации произведений Хайнлайна:
1950 – «Место назначения – Луна» (по роману "Ракетный корабль "Галилей""), 1951 – «Там» (3 эпизода сериала: по рассказам "Неудачник", "Зеленые холмы Земли", "Испытание космосом"), 1953 – «Лунная база» (по одноимённому роману), 1958 – «Пожиратели мозгов» (по роману "Кукловоды"), 1988 – «Звездный десант» (аниме по одноимённому роману) 1992 – «Дверь в лето» (телеспектакль по одноимённому роману), 1994 – «Кукловоды» (по одноимённому роману), 1994 – «Красная планета» (по одноимённому роману), 1997 – «Звездный десант» (фильм по одноимённому роману), 1999-2002 – «Звездный десант: Хроники» (мультсериал по роману "Звездный десант"), 2007 – «Мастера фантастики» (эпизод сериала по рассказу "Джерри – человек").
Источники:
https://www.nitrosyncretic.com/rah
https://www.livelib.ru/author/5738-robert-hajnlajn
http://fantlab.ru/autor4
https://24smi.org/celebrity/8053-robert-khainlain.html
13 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
нет? ни какой??? ну так слушайте физиков и перестаньте "дрочить" на своих философов!!!
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Видеотелефонию, беспроводную в том числе, описывали еще хер знает когда, с конца 19 века если память не изменяет.
Скажи, а вот "фундаментальные ученые" которые принесли идею расширяемой вселенной смогли предложить варианты как просто накормить пару миллиардов примитивных людей примитивной пищей на примитивной земле ? :)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
а полёты на Луну ещё Фрэнсис Годвин, Сирано де Бержерак и Жюль Верн неплохо описали ещё начиная с 16-го века
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена