Бесполезная вундервафля, которую Тухачевский и Курчевский хотели поставить на корабли
Здоровенная махина на первой и остальных фотографиях – 305-мм безоткатное орудие Курчевского, установленное на время испытаний на эсминец «Энгельс». В ход испытаний орудие устанавливали на корме, бортах и полубаке, проверяя возможность установки и ведения стрельбы. В общей сложности в ходе испытаний провели 11 выстрелов, максимальная дальность составила около 13,5 км.
Вундервафля Курчевского заряжалась с дула, снаряды подавали системой талей, а потом досылали ручными прибойниками. В общей сложности процесс заряжания занимал около часа. Кроме того, в ходе стрельб эсминец получил ряд разрушений, в том числе мостика.
Несмотря на то, что совершенно было непонятно, кому нужны орудия, которые надо заряжать по часу в условиях современного боя и высоких скоростей, не говоря уже обо всем остальном, вроде углов обстрела и, скажем так, экстравагантного внешнего вида корабля, высокая комиссия принимает положительное решение по результатам испытаний. С помощью Тухачевского принимается решение об оснащении новыми орудиями эсминца «Карл Маркс» во время его ремонта. В дальнейшем 305-мм безоткатные орудия планировалось поставить на все остальные эсминцы, имевшиеся в ВМС РККА. Правда, при этом ВМС хотели, чтобы это чудо техники стреляло не один раз в час, а два раза в минуту и получило систему заряжания вместо использовавшейся технологии времен парусного флота.
Но это были неинтересные трудовые будни. Вместо того, что хотели моряки, для того, чтобы безоткатное орудие стало можно использовать реально, а не в теории, Курчевский разработал … спаренную установку. То есть, предложил поставить два ствола вместе. При этом работу по проектированию и изготовлению механизма подачи снарядов, заряжания и стрельбы, то есть все, что делало эту затею хоть как-то приближенной к реальному использованию, Курчевский свалил на Ленинградский Металлический завод им. Сталина, назначенный ведущим предприятием по производственной реализации проекта. На заводе специалистов по этой теме не было, кроме того была реальная производственная программа, которую завод и выполнял, старательно откладывая прожектерские идеи, продвигавшиеся Курчевским и его покровителем Тухачевским в долгий ящик. Тем более, что Курчевский на письма, вопросы и запросы отвечал неохотно. То есть, как только дело дошло до реального доведения проекта до ума, а не до прожектерства, Курчевский ушел в сторону.
Зато, вместо того, чтобы заниматься доведением до ума уже сделанных макетов, Курчевский предлагал сделать еще и 500-мм безоткатное орудие, которое собирался ставить уже не на эсминцы, а на крейсера. Но эту громадину испытать уже не довелось. Потому что наступил 1937 год.
Сначала был арестован Тухачевский. С него спросили в первую очередь не за разбазаренные народные деньги на эксперименты вроде вундервафль на эсминцах, а за троцкистский заговор и шпионаж на немцев.
В рамках дела Тухачевского заодно возник и вопрос, а куда тратятся народные деньги и что вообще происходит? Зачем в стране, которая с надрывом сил ведет индустриализацию, проводятся дорогостоящие эксперименты с непонятными результатами и принимается на вооружение техника, которой невозможно воевать?
Закончилось это для Курчевского печально. Если в 1924 году, когда времена были относительно мягкие, он был просто осужден за растрату казенного имущества и денег, то на этот раз видно потрачено было куда больше и вреда принесено достаточно для того, чтобы использовали высшую меру социальной защиты.
А спаренную вундервафлю продолжали делать. В 1940-м ее с горем пополам закончили. Попытались выстрелить, после чего оформили отрицательное заключение и на этом издевательства над эсминцем «Карл Маркс», предназначенном под установку спаренной системы «2К-305» из двух 305-мм безоткатных орудий, закончились. 305-мм громадины сняли с эсминца, вернули на него штатное вооружение, а тему закрыли.
В общем, огромные деньги, были истрачены ни на что. И это надо знать, говоря о виновности и невиновности тех или иных персонажей и справедливости примененных к ним репрессий.
https://katmoor.livejournal.com/150417.html
76 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Ну и можно подумать, что Т-26 и БТ-7 противопульной броней на 22.06.41 с являлись прямо современнейшими машинами.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Только в качестве плавающих они никому не уперлись. Что новые, что старые. Кстати, Астров это прекрасно понимал.
"Т-26 был танком поддержки пехоты...."
Это все не делало их современными (на 22.06.41) танками. Хотя они были более современные, чем Т-18, да.
Я это пишу к тому, что сейчас принято демонизировать Тухачевского, но если он предлагал, скажем построить 100 000 танков, то это и было, по сути принято к исполнению. Да, построили 30 000. Но суть от этого не изменилась - была построена масса машин, фактически устаревшая к началу реального конфликта. И своя логика в этом была - у нас гигантская протяженность сухопутной границы.
"У PZ-I не было пушки, у Pz-II пушка 20-мм. Получается они тоже были устаревшие?"
Так-то да. Точнее сказать - тренировочные.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена