8 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии
Можно считать, что предпосылки Советско-японской войны возникли ровно в тот день, когда окончилась Русско-японская война – в день подписания Портсмутского мира 5 сентября 1905 года. Россия потеряла арендованный у Китая Ляодунский полуостров (порт Далянь и Порт-Артур) и южную часть острова Сахалин. Весомой была потеря влияния в мире в целом и на Дальнем Востоке, в частности, вызванная неудачной войной на суше и гибелью большей части флота на море. Очень сильным также было чувство национального унижения: по всей стране прошли революционные восстания, в том числе и во Владивостоке.
Это положение усилилось в ходе революции 1917 года и последовавшей Гражданской войны. 18 февраля 1918 года Верховный совет Антанты принял решение об оккупации японскими войсками Владивостока и Харбина, а также зоны КВЖД. Во Владивостоке во время иностранной интервенции находилось около 15 тысяч японских солдат. Япония несколько лет фактически оккупировала российский Дальний Восток, и покинула регион с большой неохотой под нажимом США и Великобритании, которые опасались чрезмерного усиления вчерашнего союзника по Первой мировой войне.
Одновременно шел процесс усиления позиций Японии в Китае, который также был ослаблен и раздроблен. Начавшийся в 1920-е годы обратный процесс – усиления СССР – довольно быстро привел к тому, что между Токио и Москвой сложились отношения, которые спокойно можно было бы охарактеризовать как «холодная война». К концу 1930-х годов напряжение достигло пика, и этот период ознаменовался двумя крупными столкновениями между СССР и Японией — конфликтом на озере Хасан (Приморский край) в 1938 году и на реке Халхин-Гол (Монгольско-маньчжурская граница) — в 1939.
Понеся довольно серьезные потери и убедившись в мощи Красной армии, Япония предпочла 13 апреля 1941 года заключить с СССР пакт о нейтралитете. Нашей стране также был выгоден пакт, так как Москва понимала, что главный очаг военной напряженности кроется не на Дальнем Востоке, а в Европе. Для самой Германии, партнера Японии по «Антикоминтерновскому пакту» (Германия, Италия, Япония), видевшей в стране Восходящего солнца главного союзника и будущего партнера в «Новом Мировом Порядке», договор между Москвой и Токио был серьезной оплеухой. Токио, однако, указал немцам на наличие такого же пакта о нейтралитете между Москвой и Берлином.
Два главных агрессора Второй мировой не смогли договориться, и каждый повел свою главную войну — Германия против СССР в Европе, Япония — против США и Великобритании на Тихом Океане.
Впрочем, отношения между СССР и Японией в этот период трудно было назвать хорошими. Было очевидно, что ни для одной из сторон подписанный пакт не является ценным, и война — лишь дело времени.
Японское командование разрабатывало не только планы захвата значительной части советской территории, но и систему военного управления «в зоне оккупации территории СССР». В Токио по-прежнему считали своими жизненными интересами следующие территории при разделе «побежденного» Советского Союза. В документе под названием «План управления территориями в сфере сопроцветания Великой Восточной Азии», который был создан военным министерством Японии совместно с министерством колоний в 1942 году, отмечалось:
Приморье должно быть присоединено к Японии, районы, прилегающие к Маньчжурской империи, должны быть включены в сферу влияния этой страны, а Транссибирская дорога отдана под полный контроль Японии и Германии, причем Омск будет пунктом разграничения между ними.
Присутствие на дальневосточных границах мощной группировки вооруженных сил Японии вынуждало Советский Союз на протяжении всей Великой Отечественной войны с Германией и ее союзниками держать на Востоке от 15 до 30% боевых сил и средств советских вооруженных сил — всего более 1 млн солдат и офицеров.
В Вашингтоне и Лондоне знали точную дату вступления Советского Союза в войну на Дальнем Востоке. Прибывшему в мае 1945 года в Москву специальному представителю американского президента Г. Гопкинсу И.В. Сталин заявил:
Капитуляция Германии произошла 8 мая. Следовательно, советские войска будут находиться в полной готовности к 8 августа
Сталин был верен своему слову, и 8 августа 1945 года народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов сделал японскому послу в Москве следующее заявление для передачи правительству Японии:
Учитывая отказ Японии капитулировать, союзники обратились к Советскому правительству с предложением включиться в войну против японской агрессии и тем самым сократить сроки окончания войны, сократить количество жертв и содействовать скорейшему восстановлению всеобщего мира.
Советское правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9 августа. Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией.
На следующий день, 10 августа, войну Японии объявила и Монгольская Народная Республика.
Готовность к войне
С запада страны началась переброска на Восток значительного числа войск из состава фронтов и западных военных округов. По Транссибирской железнодорожной магистрали день и ночь непрерывным потоком шли воинские эшелоны с людьми, боевой техникой и военным имуществом. Всего к началу августа на Дальнем Востоке и на территории Монголии была сосредоточена мощная группировка советских войск численностью в 1,6 млн человек, имевшая свыше 26 тысяч орудий и минометов, 5,5 тысяч танков и самоходных орудий и свыше 3,9 тысяч боевых самолетов.
Создаются три фронта — Забайкальский во главе с маршалом Советского Союза Р.Я. Малиновским, 1-й Дальневосточный (бывшая Приморская группа войск) во главе с маршалом Советского Союза К.А. Мерецковым и 2-й Дальневосточный фронт (бывший Дальневосточный фронт) под командованием генерала армии М.А. Пуркаева. Тихоокеанским флотом командует адмирал И.С. Юмашев.
Готов был и Тихоокеанский флот. К августу 1945 года в его состав входили: два крейсера, построенных на Дальнем Востоке, один лидер, 12 эскадренных миноносцев, 10 сторожевых кораблей типа «Фрегат», шесть сторожевых кораблей типа «Метель», один сторожевой корабль типа «Альбатрос», два сторожевых корабля типа «Дзержинский», два монитора, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 204 торпедных катера, 22 больших охотника, 27 малых охотников, 19 десантных кораблей. Подводные силы состояли из 78 подводных лодок. Главной базой корабельных сил флота являлся Владивосток.
Авиация Тихоокеанского флота насчитывала 1,5 тысячи самолетов различных типов. Береговая оборона насчитывала 167 береговых батарей с орудиями калибром от 45 до 356 мм.
Советским войскам противостояла сильная группировка японских войск и войск Маньчжоу-Го обшей численностью до 1 млн человек. Армия Японии насчитывала примерно 600 тысяч человек, из которых 450 тысяч находились в Маньчжурии, а остальные 150 тысяч — в Корее, преимущественно в северной ее части. Однако по уровню вооруженности японские войска заметно уступали советским.
Вдоль советских и монгольских границ японцами заблаговременно было сооружено 17 укрепленных районов, из них восемь общей протяженностью около 800 км — против Приморья. Каждый укрепленный район в Маньчжурии опирался на природные препятствия в виде водных и горных преград.
Согласно плану военной операции, на полный разгром японской Квантунской армии руководство СССР отводило своей группировке войск всего 20–23 суток. Наступательные операции трех фронтов по глубине достигали 600–800 км, что требовало высоких темпов продвижения советских войск.
Дальневосточная кампания советских войск включала в себя три операции — Маньчжурскую стратегическую наступательную, Южно-Сахалинскую наступательную и Курильскую десантную.
Наступление советских войск началось, как и планировалось, ровно в полночь с 8 на 9 августа 1945 года на земле, в воздухе и на море одновременно — на огромном участке фронта протяженностью в 5 км.
Война была стремительной. Обладая богатым опытом боевых действий против немцев, советские войска серией быстрых и решительных ударов прорвали японскую оборону и начали наступление вглубь Маньчжурии. Танковые части успешно продвигались в казалось бы непригодных условиях — через пески Гоби и хребты Хингана, но отлаженная за четыре года войны с самым грозным противником военная машина практически не давала сбоев.
В полночь пересекли государственную границу 76 советских бомбардировщиков Ил-4 из состава 19-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса. Через полтора часа они нанесли бомбовый удар по крупным японским гарнизонам в городах Чанчунь и Харбин.
Наступление велось стремительно. В авангарде Забайкальского фронта наступала 6-я гвардейская танковая армия, которая за пять суток наступления продвинулась вперед на 450 км и с ходу преодолела хребет Большого Хингана. Советские танкисты на сутки раньше запланированного срока вышли на Центральную Маньчжурскую равнину и оказались в глубоком тылу Квантунской армии Японские войска контратаковали, но всюду безуспешно.
Наступающему 1-му Дальневосточному фронту пришлось столкнуться уже в первые дни боев не только с сильным сопротивлением японских войск на рубежах Пограничненского, Дуннинского, Хотоуского укрепленных районов, но и с массовым применением противников смертников — камикадзе. Такие камикадзе подкрадывались к группам солдат и подрывали себя среди них. На подступах к городу Муданьцзяну был отмечен случай, когда 200 человек смертников, распластавшись в густой траве, попытались на поле боя преградить путь советским танкам.
Тихоокеанский флот в Японском море развернул подводные лодки, корабельные отряды находились в состоянии немедленной готовности выхода в море, разведывательная авиация совершала вылет за вылетом. Под Владивостоком выставили оборонительные минные заграждения.
Десантные операции на корейское побережье прошли успешно. 11 августа силами морского десанта был занят порт Юки, 13 августа — порт Расин, 16 августа — порт Сейсин, что позволяло выйти к портам Южной Кореи, и после их захвата можно было наносить сильные удары по отдаленным базам противника.
При проведении этих десантных операций Тихоокеанский флот неожиданно столкнулся с серьезной опасностью в виде американских минных постановок. Непосредственно перед вступлением Советского Союза в войну на Тихом океане американская авиация произвела массовую постановку магнитных и акустических мин на подходах к портам Сейсин и Расин. Это привело к тому, что советские корабли и транспорты стали подрываться на минах союзников во время проведения десантных операций и при дальнейшем использовании портов Северной Кореи для снабжения своих войск.
Свое наступление войска 2-го Дальневосточного фронта начали с успешного форсирования рек Амур и Уссури. После этого они продолжили наступление вдоль берегов реки Сунгари в направлении на город Харбин, содействуя соседним фронтам. Вместе с фронтом вглубь Маньчжурии продвигалась и Краснознаменная Амурская флотилия.
В ходе Сахалинской наступательной операции Тихоокеанский флот высадил крупные десанты в портах Торо, Эсутору, Маока, Хонто и Отомари. Высадка почти 3,5 тысяч десантников в порту Маока проходила при сильном противодействии японцев.
15 августа Император Хирохито объявлял о том, что Япония принимает Потсдамскую декларацию. Он воздал должное погибшим в войне и предупредил своих подданных, что теперь «нужно строжайшим образом воздерживаться от выражения эмоции». В заключение своего выступления перед японским народом микадо призвал:
«…Пусть весь народ живет единой семьей от поколения к поколению, будучи всегда твердым в своей вере в вечность своей священной земли, памятуя о тяжком бремени ответственности и долгой дороге, которая лежит перед нами. Объедините все силы для строительства будущего. Укрепляйте честность, развивайте благородство духа и напряженно работайте с тем, чтобы увеличивать великую славу империи и идти рука об руку с прогрессом всего мира».
В этот день многие фанатики из числа военных людей покончили с собой.
Сделал себе харакири вечером 15 августа и адмирал Ониси, основатель корпуса камикадзе в императорских вооруженных силах. В своей предсмертной записке Ониси был устремлен в будущее страны Восходящего Солнца:
«Выражаю мое глубокое восхищение перед душами мужественных камикадзе. Они доблестно сражались и умирали с верой в конечную победу. Смертью я хочу искупить свою часть неудачи достичь этой победы, и я извиняюсь перед душами погибших пилотов и их обездоленными семьями…».
А в Маньчжурии продолжались бои — никто не отдал приказа Квантунской армии прекратить вооруженное сопротивление наступавшей на всех фронтах советской Красной Армии. В последующие дни на различных уровнях шло согласование вопроса о капитуляции японской Квантунской армии, разбросанной по огромной территории Маньчжурии и Северной Кореи.
Пока шла такая переговорная деятельность, в составе Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов были созданы специальные отряды. В их задачу входило захват городов Чанчунь, Мукден, Гирин и Харбин.
18 августа главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке отдал командующим фронтов и Тихоокеанским флотом приказ, в котором требовал:
«На всех участках фронта, где будут прекращены боевые действия со стороны японо-маньчжуров, немедленно прекращать боевые действия и со стороны советских войск».
19 августа, японские войска, оказывавшие сопротивление наступавшему 1-му Дальневосточному фронту, прекратили боевые действия. Началась массовая сдача в плен, и только за первый день сложили оружие 55 тысяч японских военнослужащих. Воздушные десанты в городах Порт-Артур и Дайрен (Дальний) были высажены 23 августа.
К вечеру того же дня в Порт-Артур вошла танковая бригада 6-й гвардейской танковой армии. Гарнизоны этих городов капитулировали, а попытки японских судов, стоявших в гаванях, уйти в открытое море — решительно пресечены.
Город Дайрен (Дальний) был одним из центров белой эмиграции. Органами НКВД здесь были арестованы белогвардейцы. Все они были преданы суду за свои деяния в годы Гражданской войны в России.
25–26 августа 1945 года советские войска трех фронтов завершили оккупацию территории Маньчжурии и Ляодунского полуострова. К концу августа вся территория Северной Кореи до 38-й параллели была освобождена от японских войск, которые большей частью отошли на юг Корейского полуострова.
К 5 сентября все Курилы были заняты советскими войсками. Общая численность плененных японских гарнизонов на островах Курильской гряды достигала 50 тысяч человек. Из них на Южных Курилах было пленено около 20 тысяч человек. Военнопленные японцы были эвакуированы на Сахалин. В проведении операции по захвату участвовали 2-й Дальневосточный фронт и Тихоокеанский флот.
Очищение территории Маньчжурии, Северной Кореи и Курильских островов от японских гарнизонов, их разоружение и прием капитулировавших войск продолжались и в сентябре, уже после официального окончания Второй мировой войны.
1 сентября приказом маршала Советского Союза A.M. Василевского военное положение на территории советского Дальнего Востока было отменено.
После того, как самая мощная из японских армий, Квантунская, прекратила свое существование, а Маньчжурия, Северная Корея, Южный Сахалин и Курильские острова были заняты советскими войсками, даже самые ярые приверженцы продолжения войны в Японии поняли, что империя на Японских островах войну на Тихом океане проиграла.
2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линейного корабля «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. С японской стороны его подписали министр иностранных дел М. Сигемитцу и начальник генерального штаба армии генерал Умэдзу. По уполномочию Верховного главнокомандующего Советскими Вооруженными Силами от имени Советского Союза акт скрепил своей подписью генерал-лейтенант К.Н. Деревянко. От имени союзных наций — американский генерал Д. Макартур.
Так закончились в один день две войны — Вторая мировая и Советско-японская 1945 года.
Итоги и последствия Советско-японской
В результате войны 1945 года Красной армией и союзниками была полностью разгромлена миллионная Квантунская армия. По советским данным, ее потери убитыми составили 84 тысячи человек, взято в плен около 600 тысяч. Безвозвратные потери Красной Армии составили 12 тысяч человек. Из 1,2 тысячи человек, составивших общие потери Тихоокеанского флота, 903 человека были убиты или смертельно ранены.
Советским войскам достались богатые боевые трофеи: 4 тысячи орудий и минометов (гранатометов), 686 танков, 681 самолет и другая военная техника.
Воинская доблесть советских воинов в войне с Японией была высоко оценена — 308 тысяч человек, отличившихся в боях, были отмечены правительственными наградами. 87 человек удостоились высокого звания Героя Советского Союза, из них шестеро стали дважды Героями.
В результате сокрушительного поражения Япония на многие годы утратила лидирующие позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Японская армия была разоружена, сама Япония лишилась права иметь регулярную армию. На дальневосточных границах Советского Союза установилось долгожданное спокойствие.
С капитуляцией Японии закончилась многолетняя интервенция этой страны в Китае. В августе 1945 года прекратило свое существование марионеточное государство Маньчжоу-Го. Китайский народ получил возможность самостоятельно решать свою судьбу и вскоре избрал социалистический путь развития. Также закончился 40-летний период жестокого колониального гнета Японии в Корее. На политической карте мира возникли новые независимые государства: Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Демократическая Республика Вьетнам и другие.
В результате войны СССР фактически вернул в свой состав территории, утраченные Россией ранее (южный Сахалин и, временно, Квантун с Порт-Артуром и Дальним, впоследствии переданные Китаю), а также Курильские острова, принадлежность южной части которых до сих пор оспаривается Японией.
Согласно Сан-Францисскому мирному договору, Япония отказалась от любых притязаний на Сахалин (Карафуто) и Курилы (Тисима Рэтто). Но договор не определял принадлежность островов и СССР не подписал его. Переговоры по южной части Курильских островов продолжаются и до сих пор, причем перспектив быстрого разрешения вопроса пока не видно.
26 комментариев
5 лет назад
Не видать японцам Курил.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена