Волки. Санитары природы или опасные хищники?
Зря мы любим ее, однолюбы.
Вот у смерти — красивый широкий оскал
И здоровые, крепкие зубы. (В. Высоцкий «Охота с вертолетов»)
Это он приходит ночью и «хватает за бочок» всех детишек, не желающих спать.
Это он съел Красную Шапку и ее бабку, покушался на жизнь семерых козлят, трех поросят и зайчика с голосом К. Румяновой.
Это он гонялся в глухие морозные ночи за русскими ямщиками и наносил самый большой материальный ущерб пастухам.
Это он «породил» на свет друга человека и своего заклятого врага — собаку.
Это его уважали и боялись, поклонялись и истребляли. Ведь он — волк — зверь, без которого трудно представить жизнь, мифологию и фольклор жителей Северного полушария. Кто же он — оболганный недругами «санитар природы» или опаснейший лесной хищник?
Из кладезя народной мудрости:
Не клади волку пальца в рот;
Голодный, как волк;
Волком смотреть;
Хоть волком вой;
Сколько волка не корми, а он в лес смотрит;
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел;
Волка ноги кормят;
Не первая зима волку зимовать;
Homo Homini Lupus Est" (лат. «Человек человеку — волк»);
Тамбовский волк тебе товарищ.
Каковы бы ни были факты и небылицы вокруг этого персонажа, первое представление о волке практически у всех одинаково: это — угрюмый дикий серый детина с желтыми горящими глазами, воющий на луну, собирающийся в огромные стаи и неутомимо преследующий в темном лесу одиноких путников. В основе подобного представления, безусловно, лежат факты, но факты либо чрезвычайно преувеличенные, либо неполные. Начнем восстанавливать правду по порядку.
Темный лес
Да, волки любят скрытные глухие места, но живут отнюдь не только в лесу (кстати, они избегают сплошных лесных массивов, где сложнее добывать пропитание). Этот хищник распространен от тундры до степей и полупустынь. Он поднимается даже в горы до высоты 3−4 тысяч метров над уровнем моря, что прекрасно знают чабаны.
Серость
Серость волка — категория весьма условная, и вариаций здесь множество. Все зависит от местности обитания. В степях и полупустынях волки рыжеваты, в тундре, напротив, — очень светлые, а зимой — практически белые. Кстати, Белый Волк (волк-альбинос) издавна считался магическим существом. Его называли «Белый царик» и приписывали ему власть над остальными волками. В одном из повествований Смоленской губернии говорилось так: «Тэй белый царик, кали тронить чилавека, то и уси на яго; а ня тронить, то ни водин ни тронить».
Вой в полнолуние
В принципе, волку все равно, какая фаза луны присутствует на небе. В темные ночи новолуния они воют не меньше, ведь эти леденящие тоскливые мелодии предназначены не спутнику Земли, а своим «братьям». Таким образом хищники передают информацию о себе, о добыче, о присутствии людей и прочих волчьих делах. Хотя иногда кажется, что от подобного «ауканья» волку вреда больше, чем пользы. Охотники превосходно знают, что стоит лишь начать «вабить» — то есть имитировать вой (пусть даже неумело), как самая осторожная стая тут же подаст голос и выдаст себя с головой.
Огромные стаи
Попробуйте представить себе стаю волков. Представили? Так вот — ваше мнение о волчьем братстве, скорее всего, будет преувеличенным. Стая волков редко превышает 10−12 особей (максимальная зарегистрированная в СССР стая состояла из 24 волков, на Аляске — из 36). Ведь традиционно ее составляют волчья пара с выводком сеголетков плюс оставшиеся с прошлого года и прибылые холостые самцы. В тяжелые годы с целью облегчения охоты стаи иногда объединяются (в Казахстане наблюдался подобный «кооператив» из 42 волков).
Ненависть к собакам
Это такая же правда, как и то, что именно волк был предком домашней собаки. Хотя и здесь не без загадок. В обычное время «предок» смело и искусно похищает собак чуть ли не с деревенских дворов, иногда даже на глазах у охотников. Однако во время облавы, когда псы идут за ними по пятам, волки даже не пытаются дать отпор и позорно убегают.
Исключительно свежий мясной рацион
Волки, конечно, падаль не любят, но… голод — не тетка, и в суровые зимы приходится иногда забывать «аристократические» привычки. К тому же волки с удовольствием потребляют ягоды, плоды, а в южных районах и на бахчу наведываются не менее регулярно, чем на овечьи пастбища.
Прожорливость
И здесь «заслуги» волка частенько преувеличиваются. Самый голодный волк может съесть не более 10 кг мяса за раз, обычно же съедается 2 кг, а из остального делаются заначки на черный день. Хотя и это аппетит неплохой.
Выносливость
Чистая правда. И то, что «ноги кормят», и то, что живуч «серый брат». Может пройти до 60−80 км за ночь, улепетывать с овцой на спине, подолгу голодать. В Ямальской тундре наблюдали, как раненный волк пролежал в убежище, не покидая место и не охотясь, 17 (!) дней. Он исхудал, но, когда раны его затянулись, бежал довольно резво.
«Волчьи» законы
А вот об этом стоит поговорить отдельно… Пословицы, поговорки, сказания и песни воссоздают в глазах мирного жителя образ кровожадных лютых «бандитов», жизнь которых построена исключительно на «праве сильнейшего». Положение «убийцы» и одновременно «изгоя», постоянно преследуемого людьми, превалирование силы сделали волка чуть ли не «тотемным» зверем криминального мира (вспомним также выражение «волчий билет» — символ политической неблагонадежности в царской России). Не будем проводить прямых параллелей между животным и человеком. Волчья стая — все-таки несколько иной «коллектив», нежели людская банда. Во-первых, как уже говорилось, это семья с несколькими пришельцами-неудачниками.
Во-вторых, драки у волков происходят крайне редко, в основном в период борьбы за самку. Кстати, в зоопарках замечали, что «скромного» волка самки не только не подпускали к себе, но и сами нападали на него. Но, стоило только сильному самцу накинуться на самку, как та опрокидывалась на бок, подставляя живот и выражая самые искренние «капитуляционные» чувства. Ну, прямо точно, как королева Брунгильда из «Песни о Нибелунгах», которая в первую брачную ночь связывала и подвешивала к потолку женихов, которые были слабее ее! В остальном семейная жизнь волков протекает более чем миролюбиво. Волки — преимущественно «однолюбы» (по-научному — моногамы), семейные пары у них достаточно постоянны.
Папаши из волков получаются чрезвычайно терпеливые — волчата могут без опаски дергать «батьку» за хвост и уши, сколько им вздумается. Когда же самец возвращается с охоты, они дергают его за губы, тем самым стимулируя отрыжку, которой благополучно питаются. У работников московского зоопарка даже есть такая шутка: «Волк так любит своих чад, что его от них тошнит».
Конечно, в самой стае дисциплина строгая, но порядок наводится обычно без кровавых столкновений, а лишь жестами угрозы и подчинения (лучший показатель этого — приподнятый или поджатый хвост). К «своим» вожак относится более чем терпимо и агрессивно встречает только «чужаков».
Обязанности во время охоты также четко распределены: одни волки стерегут жертву в засаде, другие — в эту засаду ее загоняют. Во время погони часть волков бежит за жертвой, часть — наперерез. Если погоня долгая, уставших передовых охотников сменяют более «свежие». Не будет дисциплины — не будет и стаи, а без стаи успешная охота невозможна.
Что касается каннибализма, в этом есть зерно истины. Нередки случаи, когда волки убивают и съедают ослабевших и раненых сородичей. А в том же московском зоопарке даже наблюдали, как мать дает сигнал к расправе над хилым и болезненным волчонком. Вот почему, наверное, в природе так мало слабых волков.
Источник:
13 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена