Врагу не сдался!
Мальчиков и девочек с детства учили уважению к подвигу команды "Варяга", а еще в середине прошлого века (конец 40-х - 50-е годы), когда служившие на крейсере люди были еще живы, их даже приглашали в школы, о них писали в газетах, ими восхищались и ставили в пример. Но зная о событиях того дня и о том, какое беспрецедентное мужество и героизм показали моряки крейсера, мало кто изучал дальнейшую историю крейсера и экипажа. Что с ними стало и как сложилась их судьба?
8 февраля 1904 года, крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", находились на рейде в корейском порту Чемульпо. Помимо русских кораблей, в порту были еще и представители некоторых не участвовавших в войне, но откровенно симпатизирующих Японии стран: США и Великобритании, а также французские военные суда. Утром того дня стало ясно, что выход из порта заблокирован целой японской эскадрой. Японцы уведомили командира "Варяга" о начале войны с Россией и потребовали от русских сдать корабли, в противном случае, грозили атаковать их прямо на рейде. Воевать в бухте, да еще со значительно превосходящими силами противника, действительно была не лучшая идея. Однако сдаваться русские моряки не собирались.
В 11 часов 20 минут, "Варяг" и "Кореец" вышли из порта, решив пробиваться с боем к своим. С учетом того, что "Варяг" не мог оставить наедине с противником тихоходный "Кореец", в успех этого предприятия верилось с трудом. Экипажи иностранных кораблей, смотря на удаляющиеся от порта дымы русских кораблей, были уверены, что русские идут на верную смерть.
Не имея другого выхода кроме как сражаться, корабли бесстрашно приняли бой. За час, что шло сражение, "Варяг" выпустил более тысячи снарядов. Но и сам сильно пострадал от огня японской эскадры. Лишившись в ходе боя почти половины орудий, получив серьезный крен на правый борт и потеряв рулевое управление, израненный крейсер был вынужден вернуться в Чемульпо.
По описаниям свидетелей, вид его был ужасающим. Трудно было поверить, что этот корабль, не смотря на столь тяжелый, а главное абсолютно не равный бой не сдался на милость победителю, а продолжал сражаться, пока мог это делать, и судя по настрою команды, о сдаче в плен не могло быть даже и речи. Можно даже не упоминать, какое впечатление доблесть наших моряков произвела на команды иностранных судов. Французы, например, напишут после этого не мало заметок об увиденном, каждая из которых полна восхищения русским героизмом.
Однако в отличии от простых матросов, не все руководители флотов иностранных государств и командиры их кораблей, разделяли восхищение доблестью наших моряков. Например, капитан американского крейсера "Виксбург" категорически отказался принять на борт русских, мотивируя это тем, что для этого ему требуется разрешение из Вашингтона. Однако к чести моряков других держав, они согласились принять и разместить у себя команды "Варяга" и "Корейца", тем более что после оценки повреждений, вопрос о дальнейшем продолжении боя отпал сам собой, корабли уже не могли сражаться, и их решено было уничтожить.
Экипажи согласились принять британские и французские суда. Однако они выставили свое условие: "Варяг" и "Кореец" необходимо было затопить, но не взрывать. Мотивировали они это тем, что дескать в бухте большое скопление других кораблей, которые могут пострадать от взрыва. Однако некоторые склоняются к тому, что действовали они в интересах японцев. Не смотря на запрет, командир "Корейца" капитан II ранга Г.П. Беляев, все же взорвал канонерку. А вот более крупный крейсер, его командир капитан I ранга В.Ф. Руднев, взрывать не решился.
Около 14:00, на крейсере, с которого был предварительно эвакуирован экипаж и секретная корабельная документация, были открыты кингстоны. "Варяг" лег на борт и затонул. Его экипаж со слезами на глазах наблюдал, как их крейсер, так и не спустив флаг, уходит на дно.
Казалось бы всё. Однако, как сложилась судьба моряков и крейсера в последующем?
Казалось бы, какая у него может быть судьба, если он затонул? По причине того, что крейсер был затоплен путем открытия кингстонов, а не взрыва как "Кореец", японцам уже в августе 1905 года не составило труда поднять его и отремонтировать. Японцы, как и представители других держав, были на столько очарованы подвигом русских моряков, что по личному распоряжению японского монарха, даже оставили надпись: "Варягъ" на корме судна, хотя теперь, в строю японского флота оно носило название "Соя". В боях он впредь не участвовал, выполняя роль учебного судна, командир которого, с гордостью рассказывал его историю матросам, пришедшим на корабль для обучения. Однако и на этом его история не завершилась, ведь кораблю было суждено вновь поднять русский флаг. В 1916 году, крейсер выкупили у Японии и возвратили ему ставшее легендарным имя "Варяг". Совершив переход из Владивостока в Романов-на-муроме (ныне Мурманск), "Варяг" пополнил флотилию Северного Ледовитого океана.
Февральскую, а затем октябрьскую революции, героический корабль застал в Британском порту. Правительство молодой советской республики объявило, что царские долги - не их долги, отказавшись оплатить стоянку и ремонт корабля. Тогда "Варяг" был конфискован в счет долга британцами и в дальнейшем, продан немецкой компании, для слома на металл. В 1925 году, когда немцы решили отбуксировать судно на утилизацию, в процессе буксировки затонул в Ирландском море из-за сильного шторма. Видимо крейсер предпочел гибель в море, бесславному превращению в металлолом. Обломки "Варяга", впоследствии взорванные, чтобы представлявший до середины прошлого века единую, хоть и затонувшую конструкцию крейсер, не мешал судоходству, по-прежнему покоятся на том же самом месте, где когда-то окончил жизнь так и не сдавшийся врагу наш гордый "Варяг".
Эвакуированные иностранными судами моряки, через нейтральные порты вернулись в Россию. 16 апреля 1904 года, 600 матросов и 30 офицеров "Варяга" и "Корейца" прибыли в Петербург. Выстроившись в парадную колонну, они промаршировали от вокзала до Зимнего дворца, где их принял сам Император. В честь экипажей был созван торжественный обед во дворце. О них писали газеты, слагали стихи и песни, ими восхищались. Моряки были награждены орденами и медалями, а Николай II подарил каждому именные часы от Государя.
В дальнейшем, судьбы этих людей сложились по-разному. Кто-то продолжил службу, кто-то вышел в отставку и продолжил жить мирной жизнью.
В 20-30 годы, и вовсе наступило забвение. Подвиг экипажей уже казался чем-то далеким, да и не можно было вспоминать о судьбах тех, кто служил и воевал при "старом режиме". Все изменилось лишь в 1946 году, когда на экраны вышел фильм, посвященный подвигу крейсера "Варяг". Про тех моряков, кто еще был жив, снова вспомнили. О них вновь стали писать в газетах, приглашать в школы и на патриотические вечера. Слава "Варяга" вновь вернулась. В 1954 году, тем членам экипажа кто дожил до этого времени, даже вручили медали "За отвагу" и назначили персональные пенсии.
Капитан I ранга Всеволод Федорович Руднев, после гибели "Варяга" больше никогда не выводил корабли в море. После возвращения в Россию, он был награжден за подвиг и назначен командиром эскадренного броненосца "Андрей Первозванный", который тогда еще находился на стапелях. Но уже в 1905 году, был сопровожден на пенсию с произведением в чин контр-адмирала и с правом ношения адмиральского мундира. официальная версия гласит, что сделано это было из-за нежелания командира принимать меры к революционно настроенным матросам. Видимо боевой капитан, привыкший раньше решать все конфликтные ситуации внутри самого экипажа, а не выносить сор из избы, не был готов к тому, что от него будут ожидать действий в ответ на политические вызовы. Ведь в море нет места политике. В 1907 году, японцы желая отметить подвиг недавнего противника, даже наградили его орденом "Восходящего солнца". Руднев не хотел принимать награду из рук японцев, но по просьбе русского Императора все же сделал это, хотя никогда и не надевал.
Скончался Всеволод Федорович в 1913 году в возрасте 57 лет в своем имении в Тульской губернии. Кажется, это событие осталось незамеченным. В какой-то момент, после революции, могила адмирала даже была разорена. Лишь после выхода в 1946 году все того же фильма, её привели в порядок. А вот памятник на могиле появился здесь только в 1994 году
"И вымпелы вьются, и цепи звенят, на верх якоря поднимая,
Готовятся к бою, орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая"
Источник:
39 комментариев
5 лет назад
Затопили Варяг в нейтральном порту в надежде позже поднять самим. Кто-же знал что война так повернётся. Перед войной о японцах думали как о третьестепенной в воинском отношении державе. Да и у японцев пока ещё был мандраж перед большой европейской державой.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
А я и не писал что Руднев был дипломированным дипломатом, просто в те времена морские офицеры часто выполняли роль дипломатических представителей.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
к сожалению, приобретает свойство тенденции...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена