Великая война рядового Пуговкина
Журналистский опыт показывает: чем человек ближе смотрел смерти в глаза на войне, тем сдержаннее его воспоминания о фронтовой поре. Это в полной мере можно было отнести и к ветерану Великой Отечественной войны народному артисту СССР Михаилу Пуговкину.
Михаил Иванович никогда не отказывался выступать в концертах по случаю Дня Победы. С особой душевностью в его исполнении звучала песня «Враги сожгли родную хату». И здесь особенно ярко проявлялся глубокий драматический талант замечательного актёра, так до конца и не раскрытый ни в кино, ни на театральной сцене. Ведь сам он не считал себя комиком, определяя личное амплуа как «характерный актёр со склонностью к комедии». И в песенной трагедии осиротевшего на войне солдата Михаил Пуговкин, пожалуй, выражал не только свой артистический талант, но и глубину личных переживаний военной поры, которая безжалостно прошлась по его судьбе. Но вспоминать об этом народный артист СССР не любил.
И в наших встречах разной поры Михаил Иванович как-то сразу терял свойственный ему запал собеседника, когда звучал вопрос о его боевой биографии. Становилось заметно - вспоминать войну ему тягостно. Когда были рассекречены архивные документы фронтовой поры, появилась возможность более чётко представить себе, через что пришлось тогда пройти огненными дорогами восемнадцатилетнему солдату.
Воевать начинал с лопатой
«7-го июля 41-го вслед за отцом и двумя старшими братьями я пошёл в военкомат призываться на войну, - вспоминал Михаил Иванович, и на скулах его оживали желваки, а в глазах будто застывал трагизм тех дней. - 18 лет мне исполнялось только через неделю. Поэтому дежурный офицер посоветовал мне отправиться в райком партии, где формировалось народное ополчение. Там безо всяких-яких меня записали в 1-й стрелковый полк 6-й дивизии Московского народного ополчения. Формировалась она, видимо, в большой спешке. Так что следующим утром мы на автобусах в своей разнокройной одежде с бодрыми песнями уже ехали на фронт. А вечером, где-то за Вязьмой, узнали, что такое настоящий ад. Когда начали рваться авиабомбы, все кинулись в поле. Пробежав метров 50, обернулся, и у меня перехватило дух - половина из трёх десятков автобусов клубились огнём и дымом».
Всего в тот первый для ополченцев день войны целыми осталось только два автобуса - на них погрузили раненых, полторы сотни убитых похоронили только на следующий день, когда подвезли лопаты. С этим инструментом без оружия полк ополченцев и продолжил свою войну, копая противотанковые рвы на подступах к столице. Каждый день он нёс потери от вражеских авианалётов.
Через неделю, получив обмундирование второго срока, по 7-8 польских винтовок на отделение и приняв присягу ополченца, полк выдвинулся к Ельне. Патронов было мало, а ненависти к врагу - через край. У деревни Лебедево они приняли первый бой. Рядовому Пугонькину - именно такой была тогда фамилия молодого ополченца (будущего народного артиста) - винтовки не досталось, и его назначили гранатомётчиком, выдав с десяток ручных гранат. А потом были многодневные бои за Ельню, которая раз семь переходила из рук в руки. Тяжкое отступление, окружение, гибель полка. Прорыв из кольца. «До сих пор удивляюсь, как я из той смертельной кутерьмы живым и невредимым выбрался», - признавался через много лет Михаил Иванович.
В разведроте его прозвали «артистом»
Запасный полк, куда после переформирования «окруженцев» был направлен молодой, но уже хлебнувший фронтового лиха боец, запомнился тактическими занятиями до изнурения и постоянным чувством голода. После тяжёлых боёв за Ростов 353-ю стрелковую дивизию пополняли маршевые роты, с одной из которых рядовой Пугонькин в январе 1942 года попал в 1147-й стрелковый полк. Начальнику полковой разведки приглянулся весёлый крепыш с фронтовым опытом.
Между рискованными боевыми заданиями он смешил товарищей байками, рассказывая их в лицах. За это, наверное, а ещё за то, что до войны успел поработать в театре и даже сняться в эпизодической кинороли, в разведроте Михаила прозвали «артистом».
Точное место, в котором война поставила точку в солдатской биографии Михаила Ивановича, в наших с ним беседах установить так и не удалось. Как он сказал, топокарт солдатам не выдавали, а из окопа кругозор не очень-то разборчивый. И только когда доступными стали фронтовые документы, удалось прояснить места боёв 1147-го стрелкового полка в ту пору. По боевым донесениям выходило, что разведчик Пугонькин был тяжело ранен в боях на одном из рубежей прикрытия при отступлении от Ворошиловграда (ныне Луганск, в 1935-1958 и 1970-1990 гг. - Ворошиловград. - Ред.) к Дону.
«К лету 42-го я уже считал себя заговорённым. С начала года, страшно вспоминать, два списочных состава роты выбыло, а мне - ни царапины, - по голосу Михаила Ивановича чувствовалось, как трудно ему вспоминались те дни. - За самоуверенность был наказан. В начале августа мы с тяжкими боями отступали с Донбасса. За каждую высотку старались зацепиться - приказ «Ни шагу назад!» солдатам и командирам не оставлял выбора, дрались насмерть. В санбате потом сказали, что меня немецкая граната достала, но сам я это не помнил. Окопчик свой помню, как патроны отстрелянные из винтовки считал, тоже помню. А потом - словно темень накрыла…»
Из Пугонькина в Пуговкина
Ему повезло - не многих раненых смогли вынести под огнём в медсанбат. Антибиотиков у наших военных медиков тогда не было, и Михаил Иванович вспоминал, что нагноение ран войсковые врачи убирали… опарышем - червями обычных мух. Зрелище было не для слабонервных, но весьма действенным: в жару эти копошащиеся «санитары» раны чистили основательно. И всё равно чуть позже, уже в полевом госпитале, молодого разведчика подготовили к ампутации ноги - рана была серьёзной. Но, как потом признался сам госпитальный хирург, спас приказ Верховного Главнокомандующего, пресекавший обилие скоропалительных ампутаций. Лечился долго в нескольких госпиталях, раны на лице и на ноге заживали медленно.
Из тбилисского госпиталя Михаил получил выписные документы уже на фамилию Пуговкина - так его называли за весёлый нрав раненые и медперсонал, и писарь, не задумываясь, вписал этот «псевдоним» в его документы. Почти месяц молодой инвалид добирался до Москвы через Кавказ, Каспийское море, песчаную пустыню и заволжские степи.
С костылём, в видавшей виды солдатской шинели пришёл в октябре 42-го года с войны артист и солдат Пуговкин. Приняли его в единственный из работавших в ту пору столичных театров - Московский драматический.
«За неделю до премьеры спектакля «Москвичка» меня ввели в него на главную роль - солдата с деревенской внешностью. Активные репетиции, прогоны, творческая обстановка быстро поставили меня на ноги: через неделю уже обходился без костылей, купил на «барахолке» для опоры изящную палку-трость, - вспоминал Михаил Иванович. - Мы играли почти каждый день, на разных сценах. В зале часто зрители были в шинелях и телогрейках, с оружием. И после спектакля они убывали на фронт. Мне очень хотелось разглядеть их пристальнее, надеялся встретить бывших однополчан».
Потом он сыграл солдата Балыкова в пьесе Александра Корнейчука «Фронт», снялся в эпизодической, но характерной роли молодого солдата Феди в фильме «Фельдмаршал Кутузов». А в фильме «Свадьба» он так задорно отплясывал «цыганочку», что прямо на съёмочной площадке у него открылась рана на ноге.
Из артистов - в танкисты и обратно
В 1943-м году Михаил Пуговкин стал студентом школы-студии МХАТ. Для этого руководство студии даже выправило аттестат о среднем образовании, которого у него не было. Но после года учёбы Пуговкин не сдал сессию и был отчислен из студии, чем тут же воспользовался военкомат, направив незадачливого студента во второе Горьковское танковое училище.
Ещё не переодетый в военную форму Михаил Пуговкин показался начальнику училища генералу Фёдору Раевскому знакомым. Без ложной скромности будущий курсант доложил, что снимался в трёх фильмах. Сомневаясь, что из этого артиста с весёлой лукавинкой во взгляде получится образцовый командир-танкист, генерал предложил ему заведовать училищной художественной самодеятельностью. Для распорядительского авторитета бывалому фронтовику присвоили сержантское звание. Концерты училищной культбригады шли с аншлагом. Генерал по-своему оценил старание и организационный талант артистичного сержанта - перед самым ускоренным выпуском в июне 45-го года отчислил его по здоровью.
«Он так и сказал: "На сцене от вас, Пуговкин, наверняка пользы будет больше, чем в танковых войсках, так что отправляйтесь доучиваться в свою театральную школу!" - с благодарностью вспоминал начальника училища Михаил Иванович. - Генерал Раевский был настоящим ценителем искусства. Многие годы по телефону поздравлял с каждой удачной ролью. По сути, он тогда вернул меня в актёрскую профессию».
Народный артист СССР Михаил Пуговкин сыграл 101 роль в кино, в двух десятках сюжетов «Фитиля», много лет служил на театральных подмостках. Любовь зрителя к нему была безмерна.
Источник:
46 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена