«Мосгаз! Откройте!». История преступлений Владимира Ионесяна
Легенды о «первом советском маньяке-убийце» невероятно живучи: до сих пор умы будоражит история Владимира Ионесяна, получившего прозвище «Мосгаз». На основе его истории снят сериал, который с успехом прошел по отечественному ТВ, и документальные фильмы. На самом деле он не был первым советским маньяком, и число его жертв не превышало 10. Но та элементарная схема, которую он придумал, и легкость, с которой ему открывали двери, вызывала панику у москвичей и жителей Иванова. В этих двух городах «Мосгаз» и совершал свои страшные убийства.
Реформа милиции в СССР
Момент для того, чтобы прямо в столице СССР объявился маньяк с топором (и это не преувеличение), был самый неподходящий. Именно к началу 60-х годов работа милиции сильно осложнилась.
С середины 1950-х годов в СССР шло реформирование органов внутренних дел, за несколько лет сократили 25 000 сотрудников. В 1960 году Хрущев подписал постановление Правительства СССР, упразднявшее МВД СССР. Его функции были переданы Министерствам внутренних дел республик, которые позже преобразовали в республиканские Министерства охраны общественного порядка. Все это делалось в рамках «строительства коммунизма» — функции государства должны были сократиться. Но в итоге вертикальная координация работы органов внутренних дел разладилась, а работать «на земле» порой было просто некому. В итоге около трети опасных преступлений, таких как убийства, разбои, грабежи, оставались нераскрытыми.
При этом именно на начало 60-х пришлось несколько масштабных кампаний, которые требовали повышенного внимания и участия милиции. Во-первых, началась очередная антиалкогольная кампания — в 1958 году было принято постановление «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Во-вторых, на 1958−1964 годы пришлась активная хрущевская антирелигиозная кампания. Плюс к этому стало увеличиваться число квартирных краж, так как уровень жизни граждан стал понемногу повышаться и все больше людей переезжали в отдельное жилье из коммуналок. Все это требовало от милиции все более и более активной работы, так что маньяк-убийца, разгуливающий по Москве, был совсем не кстати.
Первая жертва «Мосгаза»
Первое убийство произошло в Москве 20 декабря 1963 года. В одной из квартир дома на Балтийской улице было обнаружено тело двенадцатилетнего Кости Соболева, зарубленного топором. В квартире был беспорядок, убийца явно что-то искал. В итоге выяснилось, что из квартиры пропало немного: свитер, сатиновые шаровары, кошелек и 60 рублей.
Прибывшие на место милиционеры пошли по соседним квартирам и обнаружили свидетеля, который впоследствии станет ключевым.
Девятилетний Володя Теплов был дома с бабушкой и маленьким племянником (малышу в тот момент было всего несколько месяцев). В дверь позвонили, и так как бабушка была занята, Володя спросил: «Кто?». В ответ услышал: «Мосгаз», — и открыл дверь. Мужчина, стоявший на пороге, спросил мальчика, есть ли кто-то дома. На свое счастье Володя ответил: «Все дома». «Мосгаз» не стал проверять, кто именно есть в квартире, прошел на кухню, покрутил ручки плиты и ушел. Потом позвонил второй раз — якобы забыл спички. Потом позвонил в квартиру третий раз, но Володя уже не открыл и говорил с мужчиной через цепочку. Квартира Тепловых была на втором этаже, а Соболевых, где был убит Костя, на четвертом. По всей видимости, преступник планомерно обходил все квартиры, пользуясь удобным предлогом проверки газовых плит.
Володя оказался достаточно наблюдательным. Он обратил внимание на несколько деталей, которые в итоге помогли следствию.
Во-первых, он упомянул про шапку «Мосгаза» — мужчина был в обычной ушанке, какую носили, наверное, все москвичи, но ее уши были завязаны не на макушке, а сзади, на затылке. Это было явно не «по-московски» — в столице было принято завязывать уши ушанки сверху или под подбородком. Во-вторых, Володя вспомнил, что голос мужчины звучал приглушенно (как выяснится потом, преступник скрывал южный акцент). И в-третьих, с володиной помощью был составлен фоторобот «Мосгаза» — колоссальную работу провела опытный криминалист, настоящая легенда Петровки Софья Файнштейн.
Для поисков убийцы был сформирован штаб, который возглавили лучшие сыщики МУРа Владимир Арапов (прототип Шарапова из «Эры милосердия») и Владимир Корнеев. Работа шла, фотороботы раздали и милиционерам, и дружинникам, но «Мосгаз» внезапно переместился в Иваново.
«Мосгаз» на выезде: Москва — Иваново — Москва
В то время как в Москве милиционеры и дружинники, сбиваясь с ног, искали преступника, сообщения о новых убийствах стали приходить из города Иваново. 25 декабря в течение трех часов он убивает Мишу Кулешова 12 лет (из квартиры унес несколько вещей и облигации), пенсионерку 74 лет (в ее квартире он поживился фонариком и нашел 70 копеек). В третьей квартире он изнасиловал 15-летнюю Галю Петропавловскую и тоже пытался ее убить, нанеся 9 ударов топором по голове. Но девушка выжила и впоследствии подробно описала внешность «Мосгаза». В квартире Гали он также взял несколько вещей и 90 рублей.
Спустя три дня маньяк вновь объявился в Москве. Следующей жертвой стал 11-летний Саша Лисовец, который был убит 28 декабря. Из квартиры преступник ничего не взял, потому что комнаты, кроме одной, были закрыты, а взламывать двери он не стал. И последнее убийство было совершено после Нового года, 8 января 1964-го, на Шереметьевской улице. К этому времени в Москве уже все знали о том, что «Мосгазу» открывать нельзя, настоящие проверяющие перестали ходить по квартирам (говорят, были даже случаи нападений на газовиков), поэтому преступник стал говорить, что он пришел из ЖЭКа.
На эту удочку попалась и его последняя жертва — 46-летняя Мария Ермакова. Она открыла дверь, приготовила квитанции, даже села за стол, чтобы писать жалобу в «ЖЭК»… Преступник нанес ей 20 ударов топором, забрал из квартиры несколько мелочей, 30 рублей и телевизор «Старт-3». Последнее обстоятельство и стало для «Мосгаза» роковым.
Местный участковый обратил внимание на то, что человек с телевизором, увязанным во что-то вроде простыни, садился в кузов грузового автомобиля на Шереметьевской. Участковый запомнил две цифры номера — 96. Связать между собой убийство, пропажу из квартиры телевизора и мужчину в кузове грузовика потом не составило труда. Водителя нашли, он вспомнил, что подвозил пассажира на угол Трифоновской и Второй Мещанской. Остальное было делом техники — квартиру преступника вычислили и устроили в ней засаду.
Настоящий детектив — следы «Мосгаза» ведут в Казань
Но в засаду попался не сам преступник, а девушка по имени Алевтина Дмитриева. Она сказала, что вместе с ней вместе живет ее возлюбленный по имени Владимир Ионесян и что он является… майором КГБ. Элементарная проверка установила, что в органах госбезопасности человек с таким именем не служит и никогда не служил, Дмитриева была взята под стражу и быстро созналась, что Ионесян ждет ее в Казани.
Одну из сотрудниц МУРа загримировали под Дмитриеву и отправили на поезде на встречу с «Мосгазом». Ничего не подозревая, он направился к вагону, где его и задержали. В операции принимал участие лично министр охраны общественного порядка Татарской АССР Салих Япеев. Все закончилось 12 января 1964 года, 13 января Владимир Ионесян был уже в Москве.
«Обжалованию не подлежит» — быстрый суд по делу «Мосгаза»
«В связи с тем, что преступления, совершенные Ионесяном, приняли широкую огласку и возмутили общественность Москвы, Министерство охраны общественного порядка вносит предложение поручить Прокуратуре РСФСР в самый короткий срок закончить следствие и организовать открытый судебный процесс над преступником, приговорив его к расстрелу». Такую записку подал после задержания преступника Вадим Тикунов, глава Министерства охраны общественного порядка РСФСР. Примерно в этом русле и шел процесс, который решено было сделать закрытым.
Протоколы допроса Владимира Ионесяна были опубликованы почти 50 лет спустя. Приведем лишь несколько выдержек из них.
Из биографии Владимира Ионесяна
«Родился в Тбилиси в 1937 году. Рос и учился там же. <…> Поступил в музыкальное училище, откуда меня как хорошего студента приняли без экзаменов в Государственную Тбилисскую консерваторию. <…> В 1959 году, когда я пошел учиться в консерваторию, меня призвали в армию. В этот период я болел, почему и оставил консерваторию. Это была чисто нервная болезнь. <…> врачи дали заключение, что я не могу служить. Этот документ я принес в военкомат, но он был, грубо говоря, одним человеком уничтожен <…>, а меня посадили за уклонение от воинской повинности. <…> Потом мне заменили лишение свободы принудительными работами на один год и освободили.
После освобождения меня вновь призвали на службу и опять послали в центральный неврологический диспансер, где дали заключение, что я нервнобольной и не могу служить в армии. В военном билете числится, что я освобожден от службы по болезни».
Второй раз Ионесян был судим за кражу — он не мог найти работу и пошел на преступление. К тому моменту Владимир был уже женат, у него родился ребенок, и жена настояла на переезде в Оренбург. Ионесян устроился на работу в местный театр, где познакомился с балериной Алевтиной Дмитриевой. У них начался роман, правдами и неправдами Ионесян уговорил Дмитриеву уехать с ним в Иваново. Легенды он придумывал самые разные, тогда-то и возникла версия, что он работает в КГБ и может устроить Дмитриеву на хорошую работу. В итоге они переезжают в Москву, где снимают комнату на Второй Мещанской, но денег, как и работы, нет.
«- Зачем вы убивали людей?
- Я вам все говорю. Я сказал, что нужны были деньги.
- Для этого вы убивали?
- Нет, это были первые случаи. Что заставляло меня на второй, третий раз, на это трудно ответить, а первый раз мне нужны были деньги.
- А когда вы совершали убийства второй-третий раз, вам деньги не нужны были?
- Нет, не надо было».
Процесс по делу был настолько быстрым, что психиатрическую экспертизу Ионесяна не провели и мотивы преступления толком не выявили. Сам он говорил о том, что ему нужны были деньги, но только перед первым убийством. Совершая свои преступления, Ионесян не пытался особенно скрыться, не избавлялся от орудия преступления, даже не переодевался. Назвать его классическом маньяком (то есть преступником, получающим удовольствие от мучения жертв) тоже вряд ли можно. Так что о возможных мотивах специалисты спорят до сих пор.
Приговор приведен в исполнение
Дополнительно ускоряли следствие бесконечные письма «общественности», в которых Ионесяна призывали повесить на Красной площади, четвертовать или еще как-то прилюдно казнить. Дело «Мосгаза» рассматривал сразу Верховный суд РСФСР. Приговор обжалованию не подлежал, но Ионесян мог подать прошение о помиловании. Оно было рассмотрено в течение нескольких часов, в помиловании было отказано. 31 января 1964 года в Бутырской тюрьме Владимир Ионесян был расстрелян.
Источник:
10 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена