А это не пауки! Кто же тогда?
Сенокосец — странное наземное животное (класса Паукообразных) с очень длинными ногами. Он имеет яйцевидное тельце, головогрудь. Паутину не ткет и даже не имеет паутинных бородавок. Сенокосцы залезают на стволы деревьев, траву, стены домов, заборы, камни и на скалы.
В России живет около 60 видов сенокосцев, хотя в мире их насчитывается намного больше. Самый распространенный у нас вид — обыкновенный сенокосец (Phalangium opilio).
По внешнему виду сенокосцы напоминают пауков, но в отличие от них, имеют сегментированное брюшко, соединённое с головогрудью широким основанием, а не стебельком. Небольшое, обычно яйцевидное, туловище имеет длину от 1 до 22 мм.
Ноги иногда чрезвычайно длинны — могут достигать 16 см. На лапках имеются коготки, иногда двойные. Глаза простые, одна пара, расположены на приподнятых бугорках головогруди; у некоторых пещерных видов глаза отсутствуют.
Сенокосцы считаются не пауками, а паукообразными животными. Иногда их называют ложнопауками. Ученые отмечают, что сенокосцы отлично приспособлены к жизни на суше. Они обычно охотятся в сумерках или ночью. Днем менее подвижны. Их можно обычно увидеть в свойственной им позе с широко раскинутыми ногами. Есть виды, которые питаются улитками и слизнями, пользуясь специальными клешнями. Многие сенокосцы довольствуются мелкими насекомыми, растительной пищей и … трупами животных.
Мы часто видим на стенах домов (в том числе, городских) обыкновенного сенокосца. Это нелепое существо с круглым тельцем на длинных ногах часто называют «косиножкой», «жнецом» или «пауком-коси-сено». В дневное время он может часами оставаться неподвижно распластанным на стене дома. В сумерках и в первой половине ночи сенокосец занимается поиском и поглощением пищи: не только растительной, но и животной: поедает мелких насекомых. Этот вид распространен в Евразии и в Северной Америке. В степной полосе водится сходный вид (Opilio parietinus).
У большинства длинноногих сенокосцев ноги легко отрываются (т. н. автотомия) и ещё долго продолжают ритмически сокращаться (откуда и возникли обычные названия «сенокосец»). Сокращения предположительно отвлекают хищников, пока сенокосец спасается бегством.
Органы осязания и обоняния сосредоточены на педипальпах и ногах. При движении сенокосцы обычно ощупывают субстрат самой длинной, второй, парой ног. Зрение развито слабо. Реакции на различные раздражители у сенокосцев в целом более вялые, чем у большинства арахнид, и ответом нередко бывает не бегство, а замирание (танатоз). Органами дыхания служат разветвлённые трахеи, которые открываются на 1—2-ом сегментах брюшка парными дыхальцами (стигмами), по строению очень похожими на дыхальца насекомых. Нервная система образует вокруг пищевода сплошное ганглиозное кольцо и не имеет разделения на головной мозг и головогрудной узел.
Сенокосцы не ядовиты и не имеют паутинных желез. У них имеется пара головогрудных желез, выделяющих пахучий секрет. Из-за резкого запаха сенокосцы почти не потребляются в пищу хищными насекомыми и позвоночными.
Сенокосцы распространены практически повсеместно и встречаются в самых разных местах обитания — от лесов и лугов до пустынь. Некоторые виды поднимаются в горах до границ вечных снегов. Особенно богаты сенокосцами лиственные и смешанные леса; обычны они и в городских ландшафтах. Большинство сенокосцев — ночные хищники; днём их легко заметить замершими на стенах в характерной позе с раскинутыми ногами.
По типу питания сенокосцы отличаются от большинства арахнид. Они поглощают не только жидкое содержимое жертвы, но и твёрдые частички, отрывая их хелицерами и поднося ко рту. Далее пища измельчается жевательными отростками педипальп и передних ног, которые у многих сенокосцев функционируют как челюсти.
Сенокосцы преимущественно хищники и питаются мелкими членистоногими. Виды семейства Ischyropsalidae специализированы как потребители наземных улиток и слизней. Виды семейства Phalangiidae (их самый массовый вид, сенокосец Phalangium opilio, встречается повсеместно) могут потреблять также растительную пищу и грибы, а ещё падаль, птичий помёт и фекалии животных.
Часто на теле сенокосцев, главным образом на ногах, можно заметить красные точки. Это наружные паразиты — личинки клеща Allothrombium fuliginosum. Большинство сенокосцев несъедобны для хищников из-за резкого запаха.
Размножение и жизненный цикл
По биологии размножения сенокосцы отличаются от большинства арахнид, больше напоминая насекомых.
Самку сенокосца обыкновенного легко узнать по темному пятну (с яркой белой окантовкой) на спине. У самца «седло» не имеет таких четких границ и выглядит расплывчатым. У самки туловище длиннее (9 мм), чем у самца (до 7 мм). А вот ноги у нее короче. Самка откладывает яйца в почву, сухие листья, мох. Перед этом она долго изучает место, после чего погружает длинный яйцеклад в рыхлый субстрат. Яиц, которые защищает клейкое вещество, может быть от нескольких десятков до нескольких сотен штук. Пройдет время, точнее, 5 — 7 линек, перед тем, как малютки-косиножки сами смогут размножаться. Это происходит с июля по октябрь. Зимуют только молодь и яйца.
Большинство сенокосцев умеренных широт имеют одногодичный жизненный цикл: они появляются в начале лета, размножаются в июле — августе, а зимуют яйца и молодь. Некоторые виды успевают за сезон породить две генерации, и зимует молодь осеннего поколения. Известны случаи появления маленьких сенокосцев в зимние оттепели. Максимальная продолжительность жизни — 2 года.
Сенокосцы представляют собой пример параллельной эволюции. По характеру приспособлений к жизни на суше они более, чем другие арахниды, напоминают насекомых. У них компактное туловище, плотные, нередко панцирные покровы, защищающие тело от потери влаги и механических повреждений, и развитое трахейное дыхание. С насекомыми их роднит также внутреннее оплодотворение, откладка яиц в толщу субстрата с помощью яйцеклада, всеядность и пережевывание твёрдой пищи.
Сенокосец имеет длинные ноги, с которыми легко справляется. Природа продумала уникальный принцип управления этими конечностями. Ноги сгибаются при помощи мышцы, подтягивающей сухожилие (мышечно-механическое действие). Разгибаются они от давления гемолимфы, которая скапливается внутри (гидравлическое действие). Такой отлаженный механизм невероятно экономный: он позволяет избежать необходимости иметь множество мелких мышц. Сенокосец может спокойно обвить лапкой любую травинку или небольшой камешек. Шагающая косиножка легко преодолевает препятствия и может двигаться даже в жаркое или прохладное время, неся тельце высоко над поверхностью.
Механизм передвижения сенокосца заинтересовал специалистов в области бионики (прикладной науки, которая занимается изучением использования в технике принципов функционирования живых форм). Косиножки дарят идеи писателям и художникам, их развивают специалисты, которые работают над созданием … шагающих аппаратов для изучения других планет.
Такой автомат мыслится как шагающее устройство, которое имеет ряд преимуществ перед автоматом на колесном или гусеничном ходу, особенно в смысле ориентации и преодоления препятствий. Аппаратура, предназначенная для исследовательских работ и движения, сосредоточена в герметизированной капсуле, возвышающейся на нескольких коленчатых длинных ногах. На концах ног и в суставах имеются датчики, посылающие информацию о касании ноги к субстрату и ее относительных положениях, в соответствии с чем в каждый момент программируются дальнейшие согласованные движения.
Шагающий автомат сможет ориентироваться «на ощупь», обходить и преодолевать препятствия. … Технические принципы действия совпадают даже в деталях. Например, считается, что для приведения в движение ног наиболее целесообразно то самое сочетание механического и гидравлического принципов, которое наблюдается в лапке сенокосца: сгибание за счет тяжа, проходящего через членики к концу ноги, и разгибание давлением жидкости, заполняющей ногу («Жизнь животных», том III).
При первой же опасности сенокосец легко расстается со своими конечностями. Ранка мгновенно затягивается, поэтому потери гемолимфы не возникает. Оторванная нога продолжает подергиваться еще некоторое время (до получаса). Это происходит благодаря произвольному сокращению специальных мускулов. Подобным образом поступают ящерицы, которые отдают врагу свои хвосты. Автотомия (именно так называется «добровольная» потеря частей тела) часто спасает животное от гибели. Сенокосцы, потерявшие часть ног, — частое явление. Их ноги, к сожалению, не восстанавливаются.
Самой длинной, как правило, является вторая пара ног. У самца сенокосца обыкновенного — до 54 мм. Эти ноги считывают информацию о состоянии грунта, камня или другой опоры. Красные точки на ногах или теле — это личинки клещей, присосавшихся к косиножкам.
Многие люди страдают боязнью пауков (арахнофобией) и всевозможных паукообразных существ. Одним они просто не нравятся, другие не могут до них дотронуться или впадают в состояние паники при контакте с этими животными. Совсем неопасные для человека сенокосцы — не исключение. Особенно тогда, когда они оказываются на теле человека.
Психологи дают много советов. Наиболее простым и интересным мне показался тот, что помогает снизить градус напряженности, изменить негативное отношение к сенокосцам на позитивное или пренебрежительное. Здесь много разных игровых вариантов. Например, дать имя конкретной косиножке. Назвать ее Анютой. Или Кларой. Подойдет какое угодно имя, если вы его выбрали. Можно найти сходство длинноногого паукообразного с кем-то из людей.
Рассмотреть, как и в чем они похожи. Поговорить с косиножкой, а после этого дотронуться до ее лапки — «поздороваться». Заодно и сосчитать количество конечностей. Придумать историю жизни этой милой косиножки, посочувствовать ей. Говорят, что такой «диалог» часто приводит к тому, что конкретный сенокосец перестает быть противным и становится вполне симпатичным. А это уже первый шаг на пути преодоления арахнофобии.
Научное название Opiliones было предложено шведским зоологом Карлом Якобом Сундевалем в 1833 году. Оно образовано от латинского opilio, использовавшегося Римским драматургом Титом Плавтом в своих комедийных постановках для обозначения пастухов. Видимо поводом тому была аналогия между возвышающимся над землей телом многих представителей сенокосцев и тем как в старину пастухи использовали ходули для облегчения наблюдений за своим стадом. В литературе нового времени наиболее ранней предпосылкой для такого названия является работа Томаса Маффита »The Theater of Insects» (1634), где они упомянуты как «пауки-пастухи» (shepherd spiders).
Автор утверждал, что люди называли их пастухами считая, что поля с обилием сенокосцев хорошо подходят под пастбища. В Англии из не научных названий, сейчас наиболее распространено название жнецы, или сборщики урожая (harvestman), видимо в виду их многочисленности в период жатвы. По другой версии, движения, выполняемые отброшенной при защите ногой сенокосца напоминают движения косы при сенокошении. В странах, где в опилиофауне преобладают длинноногие виды, народные названия обычно связаны именно с этой их чертой. В тропических регионах, особенно в Южной Америке, более распространены коротконогие виды, и народные названия обращены к издаваемому ими резкому запаху.
Жизненная форма сенокосцев интересна во многих отношениях. По общему характеру приспособлений к жизни на суше они более, чем любой другой отряд арахнад, напоминают насекомых, не летающих или мало пользующихся крыльями, например некоторых жуков. Здесь также компактное туловище и плотные, нередко панцирные покровы, служащие защитой от потери влаги и механических повреждений, сочетаются с хорошо развитым трахейным дыханием.
Сходство наблюдается и в других признаках. Настоящая копуляция без сперматофоров, откладка яиц в толщу субстрата с помощью яйцеклада, многоядность, способность питаться не только жидкой, но и твердой пищей, в том числе растительной, пережевывание пищи — все это признаки, распространенные у насекомых, а не у паукообразных. Иначе говоря, создается определенное впечатление, что сенокосцы в своей эволюции на суше избрали пути, параллельные тем, которыми шли насекомые, и уподобились им в такой мере, в какой позволила их арахноидальная природа.
В освоении суши насекомыми существенную, если не решающую, роль сыграл полет. У сенокосцев крыльев, конечно, нет, но зато очень длинные ноги обеспечивают им весьма экономный и совершенный способ движения и активного расселения. Главный смысл этого способа состоит в том, что при относительно небольшой частоте мышечных сокращении и минимальной трате энергии скорость перемещения достаточно велика.
Сенокосцев правильнее назвать не бегающими, а шагающими формами, не бегунами, а скороходами. Выгода этого способа движения особенно отчетлива в умеренном климате, где в силу более низкой температуры, особенно ночью, развить высокий ритм мышечных сокращений трудно. И действительно, большинство наиболее длинноногих форм (например, семейство Phalangiidae) — жители умеренных широт, активные к тому же до глубокой осени.
В жарких и сухих местностях у дневных форм длинноногость, вероятно, имеет и другое значение — как средство защиты от перегрева; туловище сенокосца высоко поднято над поверхностью почвы, раскаляющейся в дневные часы. Они более воздушные, чем наземные животные. При этом сильно возрастает, конечно, угроза потери влаги через покровы, но как раз почти все жители жарких стран (подотряд Lamatores) — формы панцирные.
Жизненная форма сенокосцев оказалась весьма эффективной, о чем свидетельствует их широкое распространение и видовое разнообразие. Если отвлечься от пауков и клещей, имеющих свои, особые пути эволюции, то сенокосцы по числу видов оказываются на первом месте среди остальных отрядов. Их насчитывается 2600 видов, причем эта цифра явно меньше действительной. Сенокосцы изучены очень неполно, и появляются описания новых форм.
В последнее время сенокосцы приобрели практический интерес. Установлено, что секрет головогрудных желез некоторых сенокосцев содержи антибиотические вещества, действующие на микроорганизмы. Вещество, обладающее такими свойствами (гонплептидин), выделено из секрета латеральных желез головогруди южноамериканских сенокосцев семейства Gonyleptidae.
Источник:
10 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена