Ренессанс странный, загадочный, непостижимый… Безбровый и плешивый
Брови, прощайте!
Художники эпохи Раннего Возрождения в качестве ориентира использовали древние представления о красоте людей и мира в целом. Они старались воспроизвести так называемый идеал. В связи с этим на их картинах и люди обычно безэмоциональные, бесстрастные и как бы даже бесплотные. Наряду с этим представления о женской красоте разительно отличались от тех, что были свойственны античности. Если гречанки и римлянки были нацелены на натуральность, то аристократки конца XV ¬– начала XVI века – на совсем другие ориентиры красоты.
Искушенные в вопросах красоты жительницы Европы того исторического промежутка всеми силами и методами боролись с растительностью на лице. Многие женщины избавлялись от бровей, выщипывая или сбривая неугодные волоски. Считается, что законодательницей такой моды является королева Франции Изабелла Баварская. Хотя нельзя исключать и тот факт, что это наговоры политических конкурентов, утверждавших, что королева бросила супруга Карла VI Безумного и открыто предалась разврату.
Не поспоришь и с тем фактом, что значительную долю загадочности образу Моны Лизы обеспечивает именно отсутствие у нее бровей. Маловероятно, что заказчица на тот момент задумывалась над тем, что отсутствие бровей придаст ей какую-то загадочность и одухотворенность. Скорее всего, она лишь слепо следовала моде, как и другие женщины Флоренции. Но мода – это дама ветреная и непостоянная, и уже в начале следующего века образ Моны Лизы потерял для современников привлекательность: на одной из копий знаменитого полотна брови модели уже занимают свое законное место на лице.
Бесконечный лоб и лишние ресницы
Излишне завышенная линия лба Моны Лизы – это тоже дань тогдашней моде. Женщины сбривали волосы на лбу для того, чтобы визуально увеличить этот участок лица. Большинство дворянок использовало сложные головные уборы, к примеру, геннин (атур), представлявший собой объемную каркасную конструкцию в виде конуса из ткани или плотной бумаги. Поскольку волосы под ними попросту не были видны, кажется, что модели на портретах «украшают» солидные залысины. Итальянский писатель Бальдассаре Кастильоне в трактате «Придворный» – одном из самых известных сочинений итальянского Возрождения, писал, что в искусстве «выдергивания волос» дамам подражали даже представители сильной половины.
Красавицы того времени использовали даже такой прием как избавление от ресниц. Ярким доказательством этого является «Портрет девушки» кисти фламандского художника Петруса Кристуса. Появление довольно странных представлений о женской красоте некоторые историки объясняют если не повсеместным, то достаточно широким распространением рахита. Вероятно, что у переболевших женщин волосы выпадали сами по себе, а другие, считая это красивым, стремились им подражать и избавлялись от локонов специально.
Однако залысины – это еще не самая большая странность портретов эпохи Возрождения. Некоторые признанные красавицы не считали зазорным и демонстрировать одну грудь. В таком виде на портретах изображена фаворитка короля Франции Карла VII Агнес Сорель. Впрочем, мужчины старались не отставать от дам в части странностей. На многих мужских портретах изображены гульфики – кармашки для полового органа. Изначально они были элементом рыцарских доспехов, призванным защищать гениталии во время сражений, а позднее не просто перекочевали в повседневную жизнь, но и стали модным аксессуаром, задача которого была не только в прикрытии полового органа, но и подчеркивании его размеров.
Оппозиция живописцев
Но художник, в какую бы эпоху он не жил, стремится к абсолютной красоте. Мастера Ренессанса – не исключение. И пусть на одних портретах позируют строгие плешивые и безбровые аристократки с поджатыми губами, другие полотна создавались с ориентиром на эллинистические рельефы с изображениями пышноволосых нимф.
Федор Комиссаржевский в своей книге «История костюма» писал, что длинные пышные волосы можно видеть только на изображениях святых и у Мадонны. Но это не совсем верно. Роскошной шевелюрой и естественными бровями могут похвастаться языческие богини. Да и не только они, а еще и вполне обычные земные женщины. Стоит, к примеру, обратить внимание на полотно «Венера Анадиомена» венецианского художника Тициана или изображения девушек кисти Сандро Боттичелли.
Кажутся ли вам странными каноны красоты того периода, и как вы относитесь к искусству эпохи Возрождения в целом?
Источник:
8 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена