Про черту оседлости
Только в пределах этой черты евреям-ашкеназам Российской империи было разрешено жить постоянно. За границами черты оседлости могли находиться только евреи с университетским образованием, наиболее богатые еврейские купцы и военнослужащие, члены их семей.
ГДЕ РАСПОЛАГАЛАСЬ ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ
В черту оседлости входили вся современная Беларусь, Литва и Молдова, большая часть Украины (Малороссии), части восточной Латвии, Восточной Польши. Черта оседлости простиралась примерно до границы России с Королевством Пруссия и Австро-Венгерской империей.
Черта оседлости составляла около 20% территории Европейской России и в значительной степени соответствовала перешедшим к России в XVIII веке землям бывшей Речи Посполитой и Османской империи (с Крымским ханством).
Впрочем, границы черты оседлости постоянными не были - время от времени менялись указами различных государей.
КАК ЕВРЕИ ЖИЛИ В ЧЕРТЕ ОСЕДЛОСТИ
Жизнь в Черте для многих евреев была экономически невыносимой. Большинство людей могли прокормиться только мелкой подработкой, которая не могла достойно прокормить все огромное население. Тем не менее, здесь в местечках активно развивалась еврейская культура на языке идиш.
Окончание черты оседлости совпало с началом Первой мировой войны в 1914 году. А закончилось с падением Российской империи в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года.
Черта оседлости на начало XX века. В процентах - количество еврейского населения
ЗАЧЕМ НУЖНА БЫЛА ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ
Известно, что поводом к установлению «черты оседлости» для евреев стала жалоба московских купцов от 1790 года на возросшую конкуренцию со стороны еврейских торговцев. А также неспособностью грамотно ассимилировать еврейское население, невозможностью быстро «вписать» в российскую административную и сословную систему такое большое количество людей иной веры, иного менталитета, иных традиций.
Потому и была введена черта оседлости, строгая территория, где евреям в рамках их поселений предоставлялось некое самоуправление.
Создание черты оседлости, впрочем, ничего хорошо России по итогу не принесло. Ограниченные в правах и загнанные в тесноту местечек энергичные и трудолюбивые евреи впоследствии либо эмигрировали из страны, либо образовали костяк будущего революционного движения.
Источник:
54 комментария
5 лет назад
Так вот, у России появились новые земли, причем с населением. Зачем государства захватывают новые земли? Чтобы богатеть. Чтобы получать с присоединенных территорий налоги и увеличивать свой государственный доход.
В 1772 Россией, Австрией и Пруссией был осуществлен первый раздел Речи Посполитой. К Российской империи были присоединены Латвия и восточные белорусские земли. По этому разделу на территории России оказалось около 200 тысяч евреев. Безусловно, на этой территории жили не только евреи, латыши и белорусы тоже там наличествовали, но евреи были для России самым необычным приобретением. За ними было сохранено право на публичное отправление веры и владение собственностью. Сенатским указом 1776 было узаконено существование кагала.
Манифест о присоединении сохранял за евреями прежние права, которые они имели в Польше. Впервые были твёрдо установлены налоги. Было введено разделение народа на группы по социальному положению: мещане (имеющие капитал до 500 рублей) и купцы, чьё имущество превышало эту цифру. Как правило, евреи оказывались мещанами, и только небольшое количество попало в купеческое сословие (Указ 1780).
Согласно сенатскому указу 1785 евреям разрешалось жить в деревнях, брать на откуп производство и продажу спиртных напитков. Признавалось право евреев, записавшихся в купечество избирать и быть избранными членами магистрата, ратуш и городских судов. Религиозные дела были оставлены в ведении еврейских судов.
Новое, иноверческое население, говорящее на другом языке и привыкшее к большей свободе передвижения, к самоуправлению и самостийности, чем коренное российское население, оказалось непосредственно на территории России и стало нарушать установившее равновесие. Даже поглощая казаков, Российская империя не имела таких сложностей .
Екатерина II решила ограничить мобильность евреев. Указом 1791 евреям кроме обычных мест проживания было разрешено селиться в Белоруссии, Екатеринославском наместничестве и Таврической области. В указе было специально отмечено, что евреи не имеют права "записываться в купечество во внутренние российские города и порты". Запрещалось проживание евреев в центральных российских губерниях. Исключения делались для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, винокуров, пивоваров, и "вообще мастеров и ремесленников", лиц окончивших ВУЗы, приказчиков евреев-купцов 1-й гильдии.
Второй раздел Речи Посполитой был осуществлен в 1793 году. По этому разделу к России были присоединены правобережная Украина и центральная часть Белоруссии. В результате третьего раздела к России отошла западная часть Белоруссии. Соответственно, указом 1794 была узаконена расширенная черта оседлости евреев.
В 1795 к днепровскому бассейну присоединился, по третьему разделу Польши, бассейн Немана - Литовский край (Виленская и Гродненская губернии). Этим закончилось формирование черты оседлости на исходе XVIII века.
Как написано в энциклопедиях, она включала 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина), Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь), Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова). То есть это не была какая-то узкая полоска непригодной для жилья земли, это была большая территория, где евреи уже жили (вместе с белорусами, украинцами, латышами и молдаванами), то есть их не сгоняли с места. Это не резервация, не гетто. Это целая страна, причем большая, больше, чем, например, сейчас отдельно Литва или Беларусь, или Молдова. Это, между прочим, первое еврейское государство после долгого перерыва с библейских времен, где, поначалу, действовали не все Российские законы, была учтена культурная специфика.
Кстати, Российская империя вообще отличалась тем, что законы в разных частях территории были разными.
В 1804 Александр I утвердил Положение о евреях. Евреям запрещалось владеть питейными заведениями и постоялыми дворами в сельской местности. Это же Положение разрешало евреям обучаться в русских школах и университетах (но большая часть евреев не знала русского языка), открывать собственные школы, была отменена двойная подать с фабрикантов, ремесленников и земледельцев. На выборные должности могли избираться только владеющие русским, немецким или польским языками (по-моему, в этом нет дискриминации, на каком-то всем понятном языке они должны же были говорить). Евреям-земледельцам разрешалось проживать ещё в 2-х губерниях: Астраханской и Кавказской. Все выезжавшие за пределы черты оседлости, а также учащиеся и студенты были обязаны носить европейскую одежду
То есть первоначальная идея состояла в том, что постепенно евреи должны стать такими же гражданами Российской Империи как все - выучить язык, начать одеваться по-европейски. Поскольку государственной религией России было православие, перейдя в православие, еврей избавлялся от всех ограничений, критерием была именно религия, а не национальность.
На Венском Конгрессе (1815) к России была присоединена часть Польши, принадлежавшая до того Пруссии, под названием Царства Польского с некоторой автономией, но под управлением русского царя. Там тоже было много евреев, пользовавшихся широким самоуправлением. Царство Польское имело свою конституцию, свой парламент-сейм, свое войско, свою монетную единицу (злотый), таможенные границы с Россией. До 1868 запрещено было селиться в пределах "черты оседлости" евреям из Царства Польского и наоборот. В это же время, напоминаю, еще были проблемы с финнами, у которых тоже был особый статус, язык и культура, ну и теперь еще и с поляками, конечно. Финны и поляки, правда, не стремились в массовом порядке переселиться в центральную часть России , а евреи не хотели ассимилироваться и одновременно, не хотели тихо жить на одном месте и платить налоги.
С 1827 евреев стали брать в армию, до этого они были избавлены от воинской повинности, она заменялась для них денежным налогом. Квота для евреев была выше, чем для русских, но при этом четверть русского состава армии находилась на положении военнопоселенцев, Все остальные подданные российской империи служили в армии, когда пишут об ужасном положении евреев в Российской империи, упускают из виду, что их всего-то навсего, в большинстве случаев, пытались уравнять в правах со всем остальным населением. Поскольку для них это было ухудшением положения, реагировали они довольно бурно.
В пределах "черты оседлости" евреям запрещалось жить в селах, а также в Киеве (с 1827), Николаеве (в 1829-1866), Севастополе (с 1829) и Ялте (с 1837).
В 'Положении о евреях" Николая I (1835) были представлены все действующие законы о евреях и добавлены новые. Введена норма для участия их в земском и городском самоуправлении. Как правило, все введенные тогда и позже нормы и квоты обосновывались тем, что доля евреев в населении России невысока, значит, невелика должна быть и их доля в самых разнообразных видах деятельности, практикуемой на территории России. В этом есть определенная административная логика. Это логично для государства, которое считает своим долгом прямо регламентировать все на его территории происходящее.
В 1843 опять выселяли евреев из Киева.
Указом 1844 были введены коренные изменения в системе еврейского образования. Были открыты, наряду с хедерами казённые еврейские училища и раввинские семинарии. Чтобы содержать эти учебные заведения, был введен специальный налог на свечи. Состоятельные семьи стали посылать своих детей в гимназии. В этом же году были упразднены кагалы и введено общее для страны управление. Участие представителей евреев в органах управления было ограниченным.
В 1851 Николай I подписал указ о разделении всего еврейского населения на 5 разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые и неоседлые мещане. Большинство евреев попало в разряд неоседлых мещан. Вы можете представить себе неоседлых мещан среди русского населения? Не было такого, все они были зарегистрированы, переписаны и жили на одном месте. А для евреев отделение оседлых от неоседлых оказалось настолько затруднительным, что вскоре указ был отменён.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена