Как Советский самолет времен 2-ой мировой войны изменил мировое представление о тактике ведения боя
Немцы надеялись захватить Москву максимум за 4 месяца. Но на тот момент немцы даже не подозревали, что на авиазаводе в Воронеже стоят 250 новейших штурмовиков ИЛ-2.
И вскоре немцам стало ясно, что новый Советский самолет обладает какой-то уникальной броней и судя по скорости – очень мощным двигателем.
Что бы узнать подробно, из чего же сделаны новейшие Советские самолеты, немцы начинают охоту на «летающий танк» Красной армии.
В то время никто в мире не умел получать гибкую сталь, из которой изготавливали бронированные корпусы самолетов, способные выдерживать попадания крупнокалиберных снарядов. И то, что в 40-е годы броня самолета составляла бы 12 мм., казалось просто фантастикой для авиаконструкторов всего мира.
Все авиаконструкторы понимали, что такая броня даст пилотам этих самолетов невероятное преимущество.
Такая броня позволяла летать на низкой высоте, уничтожая объекты противника, не опасаясь обстрела с земли. Осуществить такую задачу пытались авиаинженеры всех мировых держав.
Все авиаконструкторы шли по одному и тому же пути. Корпус самолета изготавливали из дерева и обшивали алюминиевыми листами, который защищал пилотов от осколков и пуль мелкого калибра, а для дополнительной защиты пилота и бензобака, самолет обвешивался дополнительными бронированными пластинами.
В результате таких экспериментов, с постоянным увеличением броневых листов на корпусе самолета, машина становилась слишком тяжелой. У самолетов заметно снижалась управляемость и падала скорость.
Тогда-то западные инженеры и сошлись во мнении, что создать бронированный легкий и быстрый самолет попросту не возможно.
Но благодаря непокорству, жажде инноваций и желанию превосходства в воздухе Советских самолетов, авиаконструктору Сергею Владимировичу Ильюшину все-таки удалось создать полностью бронированный самолет.
В то время Ильюшин уже дослужился до должности начальника управления наркомата оборонной промышленности СССР, что не позволяло ему лично принимать участие в разработке новых летных образцов.
В 1937 году Ильюшин пишет докладную на имя самого Сталина, где просит его снять с занимаемой должности и предоставить ему возможность поработать над созданием уникального штурмовика. Но неожиданно получает отказ, так как Сталин разбирался в авиатехнике и был уверен, что мечта Ильюшина просто не осуществима.
Ильюшин не оставляет надежды и начинает заниматься разработкой уникального летающего танка в выходные дни и даже в ночное время.
Он прекрасно понимал, что в Советском союзе должен был хороший самолет, который был бы луче немецкого Юнкерса, и который бы составил конкуренцию будущей передовой авиатехники Люфтваффе.
Что бы осуществить задуманное Ильюшин обратился за помощью в НИИ авиационных материалов. Он попросил их создать сталь с новыми свойствами – гибкую в охлажденном виде, но не ломкую, которая бы помогла ему построить самолет не из дерева, а полностью из металла.
И в НИИ в свободное по ночам время инженеры приступили к работе по созданию гибкой стали. Долго время достигнуть нужного результата не получалось. Инженеры неделями находились на рабочем месте, засыпали прямо на рабочих столах, пока однажды не уснули, забыв выключить масленый бак, в котором находился испытуемый образец сплава. В результате сплав охлаждался довольно долго.
Как оказалось, что бы металл оставался гибким и пластичным его нужно очень медленно охлаждать.
И именно эта случайность дала знания в создании новых сплавов. Полученный сплав оказался гибким, но достаточно прочным. И рабочие института выковали первые детали корпуса для нового самолета Ильюшина. Стало ясно, что вопрос с бронированием решен.
Теперь было точно решено превзойти по параметрам своего главного немецкого конкурента Юнкерса Ю-87. Благодаря преимуществу в облегченном бронировании Ильюшин так же решил приготовить для ИЛ-2 более богатое вооружение.
Самолет получил под крылом реактивные снаряды в количестве 4 штук, две авиационные пушки в крыльях, два авиационных пулемёта, который так же располагались в крыльях, так же в специальных крыльевых бомбоотсека могло находиться до 6-ти авиабомб.
Помимо этого штурмовик оснащался зажигательными ампулами H2, которыми Советские летчики поджигали немецкие танки, и некоторые летные экземпляры включали в себя крупнокалиберную авиационную пушку.
Но даже учитывая, что новая броня была облегченной, а вес вооружения просто зашкаливал, но отказываться от него Ильюшин не захотел.
Авиаконструктору понадобился новый мощный двигатель и с этим вопросом он обратился в Центральный Институт Авиационного Моторного Строения (ЦИАМ) к Александру Микулину.
Оказалось, что Микулин уже давно разработал такой мощный двигатель в 1625 л.с. Он был мощнее на 400 л.с., стоявшего на немецком конкуренте. Для Ильюшина этот двигатель стал большой удачей, так как он позволял тяжелому самолету летать на малых высотах и на больших скоростях.
После очередной удачи с двигателем он в очередной раз попросил Сталина освободить его от занимаемой должности, что бы построить первый в мире летающий танк. Разбирающийся в авиатехнике Сталин не устоял перед его разработкой и в этот раз все-таки согласился. И уже через 10 месяцев первый опытный образец приступил к летным испытаниям.
Так благодаря упорству и настойчивости авиаконструктора Ильюшина штурмовик Ил-2 изменил мировое представление о тактике ведения боя, ведь до его появления самолеты не могли долго находиться на малой высоте из-за опасности быть сбитыми с земли.
Источник:
192 комментария
5 лет назад
В реальности с Ил-2 была просто куча проблем, и основная (как раз из-за слабого мотора) это лишний вес, который решили за счет одноместного варианта. Это решение стоило большого количества жизней летчков. Против которого были многие и в том числе сам Илюшин, но это была вынужденная мера, позволившая хотя бы как-то воевать.
Люди тогда были великие, но тоже ошибались. И не надо историю примитивизировать, а то получается два полюса: Сталин тиран хотел всех съесть или Сталин - святой. Правда она всегда посередине и гораздо сложнее.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Да и с другой стороны - в конце 1942 Красная армия задавила немцев у Сталинграда - это ли не чудо? Уверен что и ИЛ-2 там внесли свой достойный вклад в общее дело.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Единственное чудо здесь - это полная импотенция германской администрации, вообразившей, что блокаду Сталинграда можно было удержать одним лишь воздушным мостом и прорывом Манштейна. Если бы был дан своевременный приказ на отход удержать 6А и 4ТА было бы нереально. А простые расчеты в столбик показывают, что именно это немцы и должны были сделать.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
То есть вот весь "полет мысли" это не твоя говноаналитика? Ну и о чем тогда с тобой дискутировать? Если ты просто переобуваешься прямо на лету? Давай, пока... Ты примитивен, а потому не интересен.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Не отвечай, это риторический вопрос. Ты ведь даже прочесть и понять написанное не в состоянии.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
На счет людей - победу решает техника. "Война моторов" - не зря её так назвали. И тот факт что СССР, вроде бы казалось уже почти разгромленный, смог произвести и поставить под Сталинград нужное количество и качество этих самых "моторов" = танков и самолётов, уже можно считать чудом.
(Рецепт этого "чуда" конечно понятен - титаническая работа людей на заводах в тылах)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
А почему именно у Паулюса?
Тогда нужно сравнивать количество людей у Паулюса и Чуйкова. На начало сражения должности у них были сопоставимыми. Это уже после окружения, Паулюсу подчинили все попавшие в котел гитлеровские части и он стал сопоставим с командующим фронтом, по советской классификации.
Реальное соотношение сил до начала операции:
Войска СССР - 1 103 000 человек
Войска Гитлера - 1 011 000 человек.
Потери:
СССР - 485 тысяч человек.
Гитлеровские войска - более 800 тысяч человек.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Потому что понятия "фронт" у немцев не существовало, а одна их армия примерно соответствовала нашему "фронту".
Тем более, что (вы же на вики ссылаетесь?) 250 т - это все немецике войска, все остальное - румыны, венгры и итальянцы беовая ценность которых весьма сомнительно, что было продемонтсрировано еще под Мелитополем в 41 году.
"Более 800 тысяч" - это по Самсонову, непонятно на чьи источники он ссылается. Судя по расплывчатости формулировки "более" - на заявки советских войск, которые в любом случае неточны.
Но и соотношение потерь 1:2 в пользу победителей - на "чудо" не тянет. Это конечно лучше, чем под Моквой в начале 42-го, но хуже чем в той Отсрогожско-Россошанской той же зимой.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Все это могло бы очень сильно помочь немцам что в Африке, что в СССР.
"На счет людей - победу решает техника."
Что-то не очень помогла нам эта техника в приграничном сражении... А ведь было ее навалом и не самого плохого (хотя и не сказать, что прямо уж хорошего) качества.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Как и самолеты Лавочкина, ильюшинские штурмовики оказались чрезвычайно живучими боевыми машинами.
«Штурмовик! На фронте все были влюблены в этот замечательный самолет творение советских авиаконструкторов и авиастроителей, вспоминал Герой Советского Союза Г. Ф. Байдуков. Живучесть машины изумляла всех: плоскости пробиты, «одни лохмотья», и все-таки летит и садится на своей территории. Нет половины стабилизатора летит! По исключительной прочности брони и надежности мотора, по простоте конструкции никакой другой самолет не мог с ним сравниться...»
О живучести и надежности штурмовиков ходили чуть ли не легенды. В авиакорпусе генерала Н. П. Каманина на одном из вернувшихся из боевого полета самолетов насчитали более пятисот пробоин. А ведь летчик на нем прилетел домой, и после «лечения» штурмовик снова пошел в бой. Летчики шутили:
Из боя Ил доставит «на честном слове и на одном крыле...».
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена