Почему в «Трех толстяках» доктор Гаспар выручил гимнаста Тибула?
Всем нам хорошо известна сказка Юрия Олеши «Три Толстяка». В одной из ее сцен доктор Гаспар помог гимнасту Тибулу. Вспомним, по какой причине он так поступил.
Почему доктор Гаспар помог гимнасту Тибулу
Как мы помним, гимнаст Тибул был одним из предводителей восстания против правления Трех Толстяков – царствующих особ, которые не гнушались террором и публичными казнями. В одной из сцен гимнаст, спасаясь от гвардейцев, оказывается в доме доктора Гаспара Арнери, интеллигентного ученого.
Выходец из народа, призывающий к свержению власти, и ученый - казалось бы, какие между ними могли установиться отношения? Однако, как отмечает Олеша, в этом мире все возможно: Арнери проникся симпатией к бунтарю, поскольку сам осознавал, насколько несправедлив режим Трех Толстяков.
В свое время доктор стал свидетелем того, как гвардейцы жестоко подавили мятеж, после чего власти приговорили к смерти заговорщиков. При этом Арнери был поражен тем, с каким воодушевлением зажиточные горожане обсуждали скорую казнь, словно получали удовольствие от приближающейся смерти людей.
Как отмечали литературные критики, персонаж доктора Гаспара стал собирательным образом интеллигенции, сочувствующей революционерам. Такое явление наблюдалось в молодой советской России, когда новое государство поддержали врачи, ученые, писатели и т.д.
Так как же Арнери выручил Тибула? Он приютил его у себя, укрыв от гвардейцев, а после, «превратив» его в темнокожего, отправился вместе с ним на рынок, где было устроено представление, которое было призвано отвлечь горожан от предстоящей казни. Правда, Тибул недолго продержался в гриме: взыгравшая гордость и страсть заставили его раскрыться перед публикой и заявить, что один из символов революции жив и намерен завершить великое дело. Этот поступок принудил его вступить в схватку с гвардейцами и обратиться в бегство, а доктору Арнери вскоре досталось важное задание, которое оказало непосредственное влияние на свержение режима Трех Толстяков.
Критика «Трех Толстяков»
Вышедшая в 1924 году романтическая сказка вызвала неоднозначную реакцию критиков. Как вспоминал поэт Осип Мандельштам, некоторые писатели с пренебрежением высказались об этом произведении, причислив его руководству о том, как не надо писать книги. При это он придерживался иной позиции, считая, что «Толстяками» будут зачитываться взрослые и дети, поскольку это европейского масштаба книга, пронизанная огнем революции.
Прозаик Лидия Чуковская, один из критиков произведения, отмечала, что автор не смог в полной мере раскрыть потенциал сказки, с помощью которой можно было составить более мощное социальное высказывание. Она недоумевала, по какой причине Олешу больше интересовало розовое платье Суок, нежели причины, побудившие гвардейцев перейти на сторону народа.
Зато и сторонники, и противники сказки отметили символизм, заложенный в произведении. Например, в наследнике Тутти многие угадывали образ Франсуа, сына императора Наполеона I. Другие предполагали, что в нем Олеша изобразил цесаревича Алексея, сына Николая II. Побег канатоходца Тибула под куполом площади Звезды мог отсылать к известной аллегории «Акробат над городом», популярной в эпоху модерна. Ну а сами Три Толстяка, по одной из версий, олицетворяли церковь, капитализм и армию.
Источник:
10 комментариев
5 лет назад
Повстанцы хотят свергнуть трех толстяков, чтобы установить диктатуру пролетариата. С этим тоже все ясно. Почему наследник им при этом сочувствует остается тайной за семью
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена