Подвиг заградотрядов 16-й армии
Завалили мясом, сцуки-особисты, заградотряды, стрелявшие в спину - бурные 90-е оставили в наследие уже въевшиеся клише Великой Отечественной. Но так ли все было на самом деле?
Вряд ли в истории Великой Отечественной найдётся более расхожее клише, чем образ бойцов заградотрядов РККА. Современное кино и литература изображают их злодеями, которые целятся из пулемётов в спины красноармейцев и без жалости расстреливают отступающих. Так, как это показано в сериале «Штрафбат».
Однако этот стереотип расходится с реальностью. Он искажает смысл директивы Ставки ВГК сентября 1941-го и известного приказа НКО № 227 июля 1942, где говорилось о создании армейских заградотрядов и их функциях. Оба документа гласили, что в случае беспорядочного отступления войск находившиеся в их тылу заградительные отряды должны уничтожать паникёров и помогать честным бойцам, увлечённым общей паникой, но готовым сражаться.
Пункт о функциях заградотрядов из директивы Ставки ВГК № 001919 от 12.09.1941 года
Об уничтожении сейчас трубят вовсю, а вот про помощь и поддержку упомянуть забывают.
В результате возник миф о заградотрядовцах как о расстрельной команде, гнавшей солдат в атаку пулемётами. А ведь бойцы таких формирований тоже совершали подвиги.
Сформированные по приказу
С первого по десятое августа 1942-го 16-я армия, принимавшая участие в операции Западного фронта, создала четыре заградотряда по 300 человек в каждом, отобрав туда лучших бойцов и командиров. Например, в состав 1-го отряда вошли гвардейцы, в состав 2-го — курсанты, а 3-й и 4-й сформировали из числа наиболее отличившихся на войне красноармейцев.
Бойцы этих подразделений были вооружены винтовками, автоматами и пятью-десятью ручными пулемётами.
Формирование отрядов закончилось как раз к началу оборонительных боёв на реке Рессета. Так что солдатам практически сразу пришлось нести не только заградительную службу, но и драться с немцами, став последним рубежом обороны отступавших советских дивизий.
Операция «Смерч»
В момент, когда советские войска проводили Ржевско-Сычевскую операцию, вермахт ответил им операцией «Смерч». В случае успеха своего наступления немцы могли бы выйти к Сухинчам, а затем Юхнову, поставив под угрозу левое крыло Западного фронта.
Одиннадцатого августа 1942-го гитлеровцы начали наступление на стыке флангов 16-й и 61-й армий, взломав их позиции ударами пехоты, танков и авиации. За четыре дня боёв противнику удалось окружить три дивизии 61-й армии и отбросить от Рессеты к Жиздре 322-ю дивизию 16-й армии. Так как ближайший тыл быстро превратился в передовую линию, в бой вступили заградотряды. Они делали всё, чтобы не дать врагу форсировать Жиздру.
Схема немецкого наступления на участке 322-й стрелковой дивизии 16-й армии 11–19 августа 1942 года
Уже 14 августа 1-й заградительный отряд выдвинулся к посёлку Гретня, чтобы совместно с другими частями удерживать переправы через реку. Но куда тяжелее пришлось 3-му отряду, находившемуся в тылу попавшей под удар 322-й дивизии. Враг обходил её с флангов, стремясь замкнуть в окружении два советских полка у села Холмищи.
В каше боёв некоторые подразделения этих полков не выдержали натиска и начали отход, хотя другие ещё дрались.
Уже утром 13 августа у Холмищ 3-й заградотряд задержал отступавшую группу красноармейцев и присоединил их к себе.
Командир отряда организовал оборону села и удерживал его до исхода дня.
Одновременно с этим другая часть отряда севернее вела бой с прорвавшейся вражеской пехотой, удерживая село Вязовенка. Заградотрядовцы отчаянно сражались и сумели отбить у немцев захваченное орудие.
Героические действия 3-го отряда дали возможность полкам 322-й дивизии выйти из смыкавшегося кольца окружения. Четырнадцатого августа они отступили к деревне Гретня — последнему рубежу обороны перед Жиздрой.
Удержать любой ценой
Немцы подтянули резервы и продолжили наступать, стараясь взять Гретню и овладеть переправами через реку. И снова, задерживая бежавших с поля боя красноармейцев, командир 3-го заградотряда организовал оборону этого села.
Командир взвода 1-го заградотряда лейтенант Алексей Вагулкин
У Гретни разгорелся жаркий бой между немецкими танками и боевой группой, ядром которой стал заградотряд. Красноармейцам удалось вывести из строя пять панцеров и взять в плен одного немецкого танкиста.
Шестнадцатого августа севернее Гретни к реке вышли несколько немецких танков и мотопехота. Но сходу взять мост им не удалось — там насмерть стоял взвод 1-го заградотряда под командованием лейтенанта Алексея Вагулкина.
Он решил защищать переправу любой ценой.
Лейтенант остановил два расчёта вместе с орудиями, отходившие на северный берег Жиздры без приказа, и заставил артиллеристов приготовить пушки к бою. Когда немецкая бронетехника рванула к мосту, красноармейцы открыли огонь. Головной танк был подожжён, остальные откатились назад. Затем панцеры предприняли новую атаку уже вместе с пехотой.
Когда стало ясно, что переправу удержать не удастся, Вагулкин под огнём прорвался к мосту и взорвал его.
Описание подвига лейтенанта Алексея Вагулкина из представления к награждению медалью «За боевые заслуги»
Рассеявшийся «Смерч»
Для ликвидации прорыва командующий 16-й армией Баграмян задействовал танковый и кавалерийский корпуса. В тяжёлых боях они задержали продвижение немцев. И, хотя противнику удалось выжать советские войска за Жиздру и создать один плацдарм на её северном берегу, сил для дальнейшего наступления у него не было. К 19 августа части вермахта выдохлись — операция «Смерч» завершилась.
Действия заградотрядов у Гретни сыграли в этом свою роль.
Встретив решительный отпор, фрицы не смогли захватить переправу. Кроме того, заградотрядовцы вернули боеспособность некоторым частям разбитой 322-й дивизии. Так, у Гретни они остановили целый отступавший батальон, который затем влился в группу, защищавшую село.
Как отметил начштаба 16-й армии генерал Тереньтев, всего с 11 по 31 августа заградотрядами было задержано до 3000 бойцов разных дивизий, «организованно вышедших из окружения и после получения боевой задачи вступивших в бой».
Если следовать логике создателей сериала «Штрафбат», то эти три тысячи красноармейцев должны были быть расстреляны из пулемётов как изменники Родины.
Но в реальности всё происходило не как в кино. Бойцы заградительных отрядов 16-й армии получили свои награды за мужество в бою с врагом, став последним рубежом обороны, когда это было нужно.
В завершение мне хотелось бы процитировать генерала армии и Героя Советского Союза П. Н. Лащенко:
"Да, были заградительные отряды. Но я не знаю, чтобы кто-нибудь из них стрелял по своим, по крайней мере на нашем участке фронта. Уже сейчас я запрашивал архивные документы на этот счёт, таких документов не нашлось. Заградотряды находились в удалении от передовой, прикрывали войска с тыла от диверсантов и вражеского десанта, задерживали дезертиров, которые, к сожалению, были; наводили порядок на переправах, направляли отбившихся от своих подразделений солдат на сборные пункты.
Скажу больше, фронт получал пополнение, естественно, необстрелянное, как говорится, пороху не нюхавшее, и заградительные отряды, состоявшие исключительно из солдат уже обстрелянных, наиболее стойких и мужественных, были как бы надёжным и сильным плечом старшего. Бывало нередко и так, что заградотряды оказывались с глазу на глаз с теми же немецкими танками, цепями немецких автоматчиков и в боях несли большие потери. Это факт неопровержимый."
Источник:
20 комментариев
5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Полный текст приказа №227 («Ни шагу назад!»)
28 июля 1942 г.
г. Москва
Враг бросает на фронт все новые силы и, не считаясь с большими для него потерями, лезет вперед, рвется вглубь Советского Союза, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население. Бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа.
Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Кубань, Северный Кавказ с их нефтяными и хлебными богатствами. Враг уже захватил Ворошиловград, Старобельск, Россошь, Купянск, Валуйки, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, половину Воронежа. Часть войск Южного фронта, идя за паникерами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьезного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамена позором.
Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдает наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток.
Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.
Каждый командир, каждый красноармеец и политработник должны понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского Союза это не пустыня, а люди рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги.
После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину.
Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступления, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог.
Из этого следует, что пора кончить отступление.
Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.
Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности.
Наша Родина переживает тяжелые дни. Мы должны остановить, а затем отбросить и разгромить врага, чего бы это нам ни стоило. Немцы не так сильны, как это кажется паникерам. Они напрягают последние силы. Выдержать их удар сейчас это значит обеспечить за нами победу.
Можем ли мы выдержать удар, а потом отбросить врага на запад? Да, можем, ибо наши фабрики и заводы в тылу работают теперь прекрасно и наш фронт получает все больше и больше самолетов, танков, артиллерии, минометов.
Чего же у нас не хватает?
Не хватает порядка и дисциплины в ротах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять свою Родину.
Нельзя дальше терпеть командиров, комиссаров, политработников, части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции. Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтобы несколько паникеров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу.
Паникеры и трусы должны истребляться на месте.
Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно явиться требование ни шагу назад без приказа высшего командования.
Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо как с предателями Родины.
Таков призыв нашей Родины.
Выполнить этот приказ значит отстоять нашу землю, спасти Родину, истребить и победить ненавистного врага.
После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам.
Они сформировали 100 штрафных рот из бойцов провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи.
Они сформировали, далее, около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на еще более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи.
Они сформировали, наконец, специальные отряды заграждения, поставили их позади неустойчивых дивизий и велели им расстреливать на месте паникеров в случае попытки самовольного оставления позиций и в случае попытки сдаться в плен. Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой. И вот получается, что немецкие войска имеют хорошую дисциплину, хотя у них нет возвышенной цели защиты своей родины, а есть лишь одна грабительская цель покорить чужую страну, а наши войска, имеющие цель защиты своей поруганной Родины, не имеют такой дисциплины и терпят ввиду этого поражение.
Не следует ли нам поучиться в этом деле у наших врагов, как учились в прошлом наши предки у врагов и одерживали потом над ними победу?
Я думаю, что следует.
ВЕРХОВНОЕ ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Военным советам фронтов и прежде всего командующим фронтами:
а) безусловно ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем и должны якобы отступать и дальше на восток, что от такого отступления не будет якобы вреда;
б) безусловно снимать с поста и направлять в Ставку для привлечения к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций, без приказа командования фронта;
в) сформировать в пределах фронта от 1 до 3 (смотря по обстановке) штрафных батальонов (по 800 человек), куда направлять средних и старших командиров и соответствующих политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на более трудные участки фронта, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления против Родины.
2. Военным советам армий и прежде всего командующим армиями:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход войск с занимаемых позиций без приказа командования армии, и направлять их в военный совет фронта для предания военному суду;
б) сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (по 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной;
в) сформировать в пределах армии от 5 до 10 (смотря по обстановке) штрафных рот (от 150 до 200 человек в каждой), куда направлять рядовых бойцов и младших командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их на трудные участки армии, чтобы дать им возможность искупить кровью свои преступления перед Родиной.
3. Командирам и комиссарам корпусов и дивизий:
а) безусловно снимать с постов командиров и комиссаров полков и батальонов, допустивших самовольный отход частей без приказа командира корпуса или дивизии, отбирать у них ордена и медали и направлять в военные советы фронта для предания военному суду:
б) оказывать всяческую помощь и поддержку заградительным отрядам армии в деле укрепления порядка и дисциплины в частях.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.
Народный комиссар обороны И. СТАЛИ
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Не забыли, что в каждом отданном городе, в каждом поселке или деревне оставались матери, жены и дети бойцов? Напомнить, какую судьбу им немцы отмерили?
Дезертиров расстреливали-вешали-рубили всегда и во всех армиях. В штрафбатах им дали шанс искупить свою вину.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
"Прорывы" и "Котлы" возникают там где дали слабину или струсили.
Некоторые мои знакомые на свет появились только потому, что в 41-м бойцы Красной Армии отдали свой транспорт для эвакуации детей из поселка и заняли оборону насмерть даже не в поселке, а за несколько верст перед ним, чтоб люди успели уйти.
А вот неподалёку, полсотни верст всего, командир сохранил жизнь своих бойцов (до трибунала), чем нарисовал дыру в обороне. Поселок пришлось отбивать. Всего нескольких, спрятанных в погребах, детей смогли спасти. До конца жизни спасенные не могли даже слышать запах или звук жаренного - немецкие огнеметчики порезвились.
Спасенных детей с тех мест направили в детдома в нашем городе. После войны никто так и не нашел ни одного выжившего родственника с тех мест, выжили только призванные на фронт.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Для солдата, помимо долга по уничтожению врага, всегда есть выбор его жизнь или жизни тех, кто сбоку от него или за его спиной. Причем за спиной чьи-то дети и жены, пусть не родные, но за спиной их отца-мужа запросто будет собственная семья.
Дезертиры и предатели хуже врага - во все времена их казнили. В Риме, Азии, в средние века еще и каждого десятого могли,за то что не остановили труса сами.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена