40 лет назад прошли похороны Владимира Высоцкого
Иностранная печать уделила трагедии гораздо больше внимания, чем советская. Лишь две газеты СССР дали короткие сообщения о кончине поэта, певца и актера.
Первое стихотворение в своей жизни московский восьмиклассник Володя Высоцкий написал 8 марта 1953 года, откликнувшись на смерть Иосифа Сталина. Оно называлось «Моя клятва». 27 лет спустя похороны «Певца всея Руси» произвели не меньший ажиотаж в Москве, чем прощание с «отцом народов».
Безвременная кончина Высоцкого глубоко потрясла многих поклонников его таланта. По легенде, знаменитый футболист «Спартака» Федор Черенков, чье 21-летие совпало по дате со смертью поэта, навсегда отказался от празднования дня рождения.
Высоцкого не стало в период между тремя и пятью утра 25 июля 1980 года.
Точная причина смерти так и не была определена, поскольку родственники запретили проводить вскрытие.
Как вспоминал доктор Леонид Сульповар, приехавший в квартиру Высоцкого после получения известия о его смерти, обсуждение места похорон привело к дискуссии. Отец поэта настаивал на варианте с Новодевичьим кладбищем. Ситуацию осложняло то обстоятельство, что это кладбище имело статус закрытого, а покойный по роду своей деятельности не «вписывался в формат».
Для получения разрешения властей пытались связаться с дочерью генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева Галиной, которая, однако, в то время отдыхала в Крыму и не могла повлиять на ситуацию. Не сработала и попытка выйти на председателя КГБ Юрий Андропова через руководителя Венгрии Яноша Кадара. Друзьям Высоцкого с большим трудом удалось переубедить Семена Владимировича согласиться похоронить сына на Ваганьковском.
Иосиф Кобзон рассказывал, что директор кладбища чуть не заплакал, когда ему предложили деньги за разрешение сделать захоронение. Певец также добился публикации коротких новостных сообщений в «Вечерней Москве» и «Советской культуре». Больше никто о смерти Высоцкого в СССР не написал.
Панихида по усопшему началась в подъезде дома на Малой Грузинской, 28, в четыре утра. Присутствовали самые близкие — отец, мать, прилетевшая из Парижа супруга Марина Влади, сыновья Высоцкого Аркадий и Никита, а также их мать Людмила Абрамова. Рядом с гробом играл оркестр студентов консерватории. Затем гроб перевезли в здание Театра на Таганке, установив на затянутой черным бархатом сцене.
Как уточнял в своей книге «Гибель Высоцкого. Правда и домыслы» журналист Борис Кудрявов, порядок в городе в день похорон обеспечивало беспрецедентное количество милиционеров. Столичные власти назначили ответственным за похороны бывшего первого секретаря Краснопресненского райкома Игоря Бугаева.
Репортаж о похоронах Высоцкого появился в литературно-художественном журнале «Сельская молодежь». Пожелавшая остаться неизвестной журналистка, в частности, сообщала:
Около восьми утра я поднялась по эскалатору станции метро «Таганская», площадь еще была пуста, но под стенами станции толпились, переговаривались, посматривая на подъезд театра: там стояла сплоченная колонна — те, кто пришел сюда с ночи, самые преданные и самозабвенные. Всю ночь они поддерживали огонь поминальных свечей возле входа в театр, слушали записи песен, пикетировали улицу, театральная сторона которой была увешана сделанными наспех самодеятельными плакатами и стихами — стихами самого поэта и стихами о нем.
Прощание началось в 10 утра. «Реквием» Моцарта и «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова чередовались с фрагментами из «Гамлета» с голосом Высоцкого. Желающих проститься с артистом было очень много. Очевидцы утверждали, будто очередь стояла от Кремля через Солянку и Устьинский мост по всей Верхней Радищевской. По свидетельству писателя Артура Макарова, медленно продвигавшаяся к входу в «Таганку» очередь растянулась на девять километров.Все проходило мирно и без происшествий. В отличие от похорон Сталина, давки удалось избежать. Лишь раз толпа возмутилась по-настоящему: когда поливомоечные машины стали смывать с тротуаров цветы, которые москвичи, опустошив все магазины, принесли на гражданскую панихиду.
По словам автора «Сельской молодежи», «к полудню все прилегающие улицы с переулками, все подступы к театру были оккупированы людом». Стояли на крышах, высовывались из окон, висли на каждом столбе. Руками, газетами, сумками и авоськами люди закрывались от июльского солнца, ожидая, когда их пустят к Высоцкому.
«По левой, пустынной стороне улицы, сплоченно и обособленно одновременно, своими кланами они шли стремительно, как на марше, а впереди шагали их капитаны. Это шли проститься с артистом русские театры. Шли МХАТ и “Современник”, Театр на Малой Бронной и Ермоловой, Малый, Вахтангова», — констатировала журналистка.
Друг Высоцкого, золотопромышленник Вадим Туманов рассказывал об атмосфере того дня каналу «Звезда»: «Машину засыпают цветами, я ничего подобного никогда не видел. Она не видна, весь этот катафалк — засыпан. Столько народу — скопище. Объяснить это невозможно. Все балконы забиты людьми, на крышах, на трубах — море людей».«Избранники богов умирают молодыми. Остальное пусть будет молчанием. Высоцкий не сыграет уже ни одной роли, не споет ни одной песни. Однако останется в нашей памяти. Шекспир сказал: “Искусство актера — это зеркало, в котором отражается правдивый, неприкрашенный мир”. Именно таким актером был Владимир Высоцкий», — резюмировал польский еженедельник Przyjazn.
В свою очередь, югославская «Политика» вспомнила, что Высоцкий «сыграл Дон Жуана, играл он и в фильме, поставленном по книге американского репортера Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир».
Источник:
14 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
вот в частности информация по нему http://ubb.kulichki.com/ubb/Forum53/HTML/001815.htmlhttp://ubb.kulichki.com/ubb/Forum53/HTML/001815.html
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Не славы и не коровы,
Не шаткой короны земной -
пошли мне, господь, второго -
чтоб вытянул петь со мной!
Прошу не любви ворованной,
не денег, не орденов -
пошли мне, господь, второго,
чтоб не был так одинок.
Чтоб было с кем пасоваться,
аукаться через степь,
для сердца, не для оваций,
на два голоса спеть!
Чтоб кто-нибудь меня понял,
не часто, ну, хоть разок.
Из раненых губ моих поднял
царапнутый пулей рожок.
И пусть мой напарник певчий,
забыв, что мы сила вдвоем,
меня, побледнев от соперничества,
прирежет за общим столом.
Прости ему. Пусть до гроба
одиночеством окружен.
Пошли ему, бог, второго -
такого, как я и он.
Андрей Вознесенский.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
За эти дни уже потерян счёт постам памяти о Высоцком и во всех в них рефреном звучит "Певец всея Руси!", "О, как он любил Россию", "Если бы дожил до развала СССР то за бугор не свалил бы!".
Я извиняюсь, если он был весь такой до мозга костей патриот РОссии, то почему тогда на иномарках-то предпочёл ездить? Весь такой, гонимый властью, рассекал пьяным и под наркотой на иномарках.
Первым бы свалил. Как же, тут-то его "зажимали", "ущемляли", "гоняли", аж, кюшать не могла власть от неприязни к Володе.
Впрочем, о покойнике, как говориться... Царствие Небесное. Винил до сих пор лежит, не помню какой номер из серии. Только боготворить не надо.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Нет меня, я покинул Расею!
Мои девочки ходят в соплях.
Я теперь свои семечки сею
На чужих Елисейских полях.
Кто-то вякнул в трамвае на Пресне:
"Нет его, умотал, наконец!
Вот и пусть свои чуждые песни
Пишет там про Версальский дворец!"
Слышу сзади обмен новостями:
"Да не тот, тот уехал - спроси!"
"Ах, не тот?" - и толкают локтями,
И сидят на коленях в такси.
А тот, с которым сидел в Магадане,-
Мой дружок еще по гражданской войне,-
Говорит, что пишу ему : "Ваня,
Скучно, Ваня, давай, брат, ко мне!"
Я уже попросился обратно,
Унижался, юлил, умолял...
Ерунда! Не вернусь, вероятно,
Потому что и не уезжал.
Источник teksty-pesenok.ru
Кто поверил - тому по подарку,
Чтоб хороший конец, как в кино,-
Забирай Триумфальную арку!
Налетай на заводы Рено!
Я смеюсь, умираю от смеха.
Как поверили этому бреду?
Не волнуйтесь, я не уехал.
И не надейтесь - не уеду!
1970
Удалить комментарий?
Удалить Отмена