Фильм «Того». Секрет семейного счастья прост: на месте мужа – жена, на месте ребёнка – собака
Пропаганда идей в анализируемой картине настолько завуалирована и прикрыта маской «на реальных событиях», что если Вы попытаетесь раскрыть ее истинную суть неподготовленной публике, то, скорее всего, Вас не поймут и обвинят в способности «видеть то, чего нет». Особенно такая реакция будет наиболее вероятной от тех зрителей, которые уже успели посмотреть фильм и в полной мере насладились его красотой, остротой сюжета, спецэффектами и, конечно, прониклись жалостью и сопереживанием к главным героям.
Оно и понятно, ведь над разработкой подобного рода картин трудятся профессионалы, которые не один десяток лет добросовестно через кино управляют сознанием людей. Как ни странно это прозвучит, но именно они определяют, как именно нам, зрителям, нужно себя вести в той или иной ситуации, какую одежду носить, о чём думать и даже как разговаривать.
Итак, начнем с описания краткого содержания фильма. Нас знакомят с семейной парой: муж Леонарда Сеппал и его жена Констанция. Муж, будучи погонщиком, разводит собак. Один из щенков родился с дефектами, и глава семейства не хотел оставлять его, т.к. карьера ездового пса ему не светила. Однако жена настояла на обратном. Щенок, вопреки ожиданиям, вырос весьма резвой, выносливой, но своевольной собакой. Дав ему прозвище Того, хозяин сделал его вожаком собачьей упряжки.
ТЕКСТ РЕЦЕНЗИИ СОДЕРЖИТ СПОЙЛЕРЫ
Однажды в городе, где проживала семейная пара, вспыхнула эпидемия дифтерии. Необходимо было срочно доставить вакцину, преодолев длинный путь в суровых условиях. Для этой цели была организована эстафета собачьих упряжек, что позволило разделить путь на участки и тем самым распределить нагрузку между участниками.
Рискуя жизнью упряжка Леонарда во главе с Того преодолевает самый продолжительный отрезок пути. Дети спасены, все счастливы. Однако, по фильму все почести достаются не Того и его хозяину, а другой повозке с вожаком по имени Балто, т.к. ей досталась завершающая часть эстафеты. В связи с этим именно её ждали журналисты на финише.
В это же время Леонард и его жена с великой скорбью ожидали кончины Того, поскольку за время эстафеты он получил смертельную болезнь, о которой кстати предупреждала главного героя его жена. Еще перед началом поездки она отговаривала мужа, ссылаясь на то, что он должен пожалеть собаку. Обратите внимание: СОБАКУ! А не умирающих от болезни детей!
Фильм снят в привычном стиле Диснея: эмоционально, ярко, с наличием спецэффектов, со сценами красивой природы и милыми собачками. Видимая цель фильма весьма благородна и продиктована необходимостью восстановить справедливость, отдав дань уважения Леонарду и Того. Судите сами, ведь почести и даже памятник в этом городе были поставлены не тому экипажу и не той собаке. Истинные же герои остались без славы, да ещё и на смертном одре.
Но давайте обо всём по порядку. Если почитать в Википедии об историческом эпизоде, затронутом в фильме, то оказывается, что упряжка с Того прошла действительно самый длинный участок пути. Но не менее трудной была и задача Гуннара Каасена, завершавшего эстафету! Дело в том, что Гуннар попал в условия урагана и потерял ориентацию. Метель не позволяла ему разглядеть дорогу. Он выбился из сил и замерзал. Теряя сознание, погонщик лег на нарты. И в реальности, а не в фильме, собака по имени Балто вывезла своего потерявшего сознание хозяина и упряжку к цели, заслуженно получив награды и почести. В фильме же дорогу в пургу находит не Балто, а Того.
На фото - Погонщик Гуннар Каасен и хаски Балто.
Подобного рода художественный вымысел опять же согласуется с диснеевским стилем, который не гнушается в искажении фактов, ради того чтобы создать прецедент. Авторы знают, что подавляющее большинство зрителей всё равно не будут выискивать подробности и выяснять правду. Кстати, смертельная болезнь Того также оказалась мягко говоря преувеличением. Пёс благополучно прожил еще 4 года после эстафеты, несмотря на то, что уже до неё был достаточно стар.
Зачем Диснею понадобилось искажать реальную историю?
Искажение исторической правды, конечно, может оставить весьма неприятный осадок, но при этом не так сильно влияет на зрителя, как фоновый посыл всего фильма. Как правило, в подобного рода диснеевских картинах, такие посылы не бывают одиночными и всегда хорошо замаскированы. «Того» не является исключением из правил, а лишь ещё раз подтверждает его.
Итак, обо всем по порядку. Первое, что бросается в глаза, так это то, что все сцены, в которых присутствуют дети, до жути наполнены негативом. Дважды детей показывают в больнице за мрачным мутным стеклом. Пару раз – когда дети больны, а второй – когда с помощью вакцины они выздоровели. Но стекло и обстановка так и остались мрачными. То есть, болеют дети или нет, не имеет значения. Все, что связано с детьми мрачно, хлопотно и скучно.
Подливает масла в огонь девочка, которая пришла навестить Того и его хозяина, чтобы поблагодарить их. При этом она задаёт настолько прямой и бестактный вопрос, что глава семейства, расстроившись и со слезами на глазах, вынужден покинуть пределы своего дома, чтобы как следует проплакаться. Почему взрослый мужчина ведёт себя настолько по-детски, будет понятно чуть позже. А пока постараемся понять цель этой сцены, которая, по-видимому, пыталась донести до зрителя мысль, что даже когда ребенок хочет сделать, что-то хорошее, из этого всё равно ничего путного не получается. Одни расстройства и разочарования. При всем этом в фильме постоянно совершенно ненавязчиво проскальзывают кадры, где Леонард вместе с женой и собакой выглядят по-настоящему счастливыми. Особенно, когда их как бы сын Того заработал им 5000$, выиграв соревнование.
Отсылка к «собаке как бы сыну» не домысел, а один из эпизодов, добавленных в сюжет. После преодоления очередного сложного участка Леонард с Того восстанавливают силы в хижине. Вместе с ними там присутствует и девушка – представительница местных народностей, которая лечит собаку. Про неё звучит такая фраза: «Её имя Атикталакт. Оно переводится как «мать белого медведя». Твой пёс Того теперь её детёныш».
Все эти кадры в совокупности призваны донести до зрителя следующий посыл: «Дети это, что-то мрачное, а потому не нужное. От них одни проблемы. Вот другое дело собачки, они и денег и славу вам принесут. А дети только и знают, что задавать глупые вопросы и постоянно болеть. А еще из-за них умирают милые собачки, которым еще жить да жить, да радовать своих хозяев».
Именно поэтому все немногочисленные сцены с детьми выглядят в фильме печально и уныло. Дескать, дети в семье – это пережиток прошлого, те, у кого они есть, находятся постоянно во мраке и вечных проблемах, поэтому лучше заводите собак и будете по-настоящему счастливы.
А самое показательное то, что вся эта сюжетная линия также оказалась идеологическим вымыслом, т.к. если верить всё той же Википедии, то в семье Леонарда была восьмилетняя дочь по имени Сигрид, которая тоже была в опасности. Вы можете представить себе маму этой девочки, отговаривающую мужа отправится за вакциной, и тем самым проявляющую заботу о собачке, а не о собственной дочери?
Ещё один важный аспект, который бросается в глаза в фильме – то, что жена главного героя Констанция постоянно занята какой-то мужской работой. То она с напильником в руках, то перекладывает дрова, то и вовсе ремонтирует крышу. Холодна, высокомерна. Говорит кратко, но властно. Принимает поцелуи мужа с нисхождением к нему, что более свойственно мужчине. А тот в свою очередь не только проявляет инфантильность в манерах, но и одет в одежду более походящую на женскую. Широкий меховой капюшон или миленькая вязаная шапочка.
Издалека его силуэт походит на женский. К тому же он постоянно в чем-то оправдывается перед женой, а та в свою очередь сыпет фразы вроде: «не моли чепуху», которые глава семейства покорно принимает. Подмена половых ролей не ограничивается только семейством Сеппалы. Его жена, явившись в мужскую компанию в процессе разработки плана спасения детей, начала излагать свои доводы с таким гонором и мужеством, что бородатым мужчинам оставалась только опустить глаза в пол и иногда отвечать ей с робким заиканием. Впрочем, такой образ у многих мужчин в фильме. Всегда с озабоченным, растерянным и запуганным видом, будь то врач или мэр города. Создается впечатление, что без решительности и напора Констанции город с такими «мужчинами» просто не выжил бы.
Итак, семья, по мнению создателей фильма, должна быть обязательно без детей (иначе зачем бы Дисней стал убирать ребёнка из семьи Сеппалы), а главой семьи должна быть мужиковатая женщина. Оно и понятно, от детей одни проблемы, ведь они вечно болеют, а мужчины постоянно ошибаются и не способны принимать серьезных решений. Такой посыл массовой аудитории транслирует эта картина на уровне чувств, эмоций и образов.
Примечание: В фильме есть фрагмент (на 1:02:45), в котором доктор, укладывая одну из заболевших девочек спать, читает ей стихотворение:
Ко сну…, ко сну….
День долгий позади.
Село солнце, воцарилась тьма.
День забирает радость твою.
Со сном исчезает горе.
Спи крепко и прошлое в прошлом оставь.
Спи крепко счастливая душа.
Все живое, наконец, уснет.
Ко сну… ко сну…
Очень похоже на что-то из суицидальной или оккультной тематики, и это явно не те стихи, которые следует читать выздоравливающим детям. Никаких других поэтических строк по отношению к детям в фильме не звучит.
При этом заканчивается картина следующим напутствием:
«Мы с Констанцией продолжили заниматься собаками, потому что, если быть рядом с ними достаточно долго, то они наполняют всё твоё существо. А если тебе посчастливилось стать другом для одного из них – он никогда не уйдёт. Будет рядом с тобой до самой смерти, запряжённый в твоё сердце, отдавая себя без остатка. Всегда».
Источник:
4 комментария
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Чтобы описываемая пропаганда возымела хоть какое то действие одного фильма недостаточно, должны быть десятки, сотни топовых фильмов с одним и тем же скрытым смыслом.
По факту компании нужно чтобы зрители могли "в полной мере насладились его красотой, остротой сюжета, спецэффектами и, конечно, прониклись жалостью и сопереживанием к главным героям." что несомненно сделает фильм более продаваемым и принесет большую прибыль.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Хотя справедливости ради есть и противоположные фильмы. Например "Охота" этого года. Вранье, переворачивание фактов и подтасовка дают тот результат, который приводит к столкновению противоположно мыслящих. Хотя тот же рабочий класс в лице стюардессы и пилота самолёта так и остаются рабами того, кто выиграл битву.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена