«Переход Суворова через Альпы в 1799 году» Сурикова, или какие ошибки допустил художник
Художник изобразил беспрецедентный эпизод из истории русской военной славы – переход Суворова зимой через Альпы (пишу как в учебнике из истории). Если серьезно, то вдумайтесь: перевал Паникс (именно он на картине) по высоте 2407 метра. И нужно в самую суровую пору пройти его, перетащить оружие и лошадей, да еще и регулярно отбиваться от врагов.
Василий Суриков - «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», 1899
Художнику удалось передать это ощущение движения, кажется, что солдаты внизу сейчас соскользнут с холста вниз и поедут дальше))
Суриков сделал потрясающий ход – перевернул холст из горизонтального положения в вертикальный, чтобы передать всю стремительность перехода.
Автор показывает один из самых сложных моментов – необходимо поверить в своего полководца и прыгнуть вниз. Суворов на белом коне (прямо как памятник) подбадривает своих верных солдат шуткой (Суриков называл свою картину «подвигом под шутку полководца»), строй с доверием и всей серьезностью идет в пропасть.
Сравните спокойную улыбку Суворова с ужасом и взглядом лошади:
Для художника было важным показать «правду жизни», а не реалистичность. За многие детали его ругал Верещагин, известный баталист и военный, а ещ больше ругался Лев Толстой. На картине действительно много ошибок (что, кстати, не характерно для Сурикова, он жертвовал точностью только ради высшей идеи).
Автор добавил облака на картину, чтобы показать насколько высоко все происходит. Оголенные штыки для красоты, гамма эмоций на лицах персонажей, а эти ребята на переднем плане явно услышали шутейку Суворова:
По замечаниям Толстого, лошади никогда не горячатся так перед обрывом, съезжать с горы с оголенными штыками солдаты бы не стали. «Как я обойдусь без сияния русского оружия» возразил Суриков, и оголенные штыки оставил.
Вот еще одна его цитата: «В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так. Суть-то исторической картины - угадывание. Если только сам дух времени соблюден - в деталях можно какие угодно ошибки делать».
Художник все так же очень хорош в изображении этой твердой решимости и мелких деталей. Например, не поленился добавить крест своему старому солдату:
Четыре года Суриков готовил свой шедевр. Зарисовывал своих современников, катался в Альпы посмотреть обстановочку, даже сам скатывался со склонов – хотел прочувствовать эмоции и ощущения солдат: «Около Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял. Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом — прямо летишь, дух перехватывает»
В 1899 году живописец завершил полотно — ровно через сто лет после швейцарского похода Суворова. Вот такая символическая история получилась))
24 комментария
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
В Национальной художественной галерее в Дублине супружеская пара с совершенно смущенным видом смотрела на картину.
На картине были изображены трое совершенно голых чернокожих мужчин, сидящие на скамейке. У двоих были черные члены, а у среднего розовый.
Куратор галереи понял, что им трудно интерпретировать картину и предложил свою личную оценку. Он продолжал более получаса, объясняя, что это символизирует сексуальное ущемление чернокожих в преимущественно белом патриархальном обществе. Он также добавил, что на самом деле, некоторые серьезные критики считают, что розовый пенис также отражает культурное и социологическое угнетение, испытываемое геями в современном обществе...
После ухода куратора к паре подошел какой-то ирландец и сказал:
- Хотите знать, о чем на самом деле картина?
- Вы считаете себя большим экспертом, чем куратор галереи?
- Нет, я художник, написавший эту картину. На самом деле здесь вообще нет чернокожих. Это три ирландских шахтера. Просто парень посередине в обеденный перерыв сбегал домой.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена