Сентябрь 1939. Беларусь. Предыстория
17 сентября 1939 года, 80 лет назад, ранним утром, войска Красной Армии пересекли польскую границу и начали быстрое продвижение вглубь Польши. Польские пропагандисты рассказывают, что Вторая Речь Посполитая не оказывала сопротивления лишь потому, что была исключительно мирной страной.
События 80-летней давности на территории Западной Беларуси современными историками и политиками оцениваются по-разному. Но ни один историк или политик, размышляя о событиях тех дней, не спросил простых белорусов, которые жили на территории «Всходних Кресау».
В 1919 году вновь созданное государство Речь Посполитая (один из обломков Российской Империи), при молчаливом согласии стран Антанты, начала наступление на восток. При этом немецкие войска, которые занимали Западную Беларусь и Восточную Польшу, под давлением стран Антанты, пропустили польские войска на восток.
В декабре 1919 года Верховный Совет Антанты рекомендовал Польше остановиться на линии Керзона, но руководство Речи Посполитой проигнорировало рекомендацию, так как вело успешные боевые действия против Красной Армии. Впоследствии, польские войска начали отступать, и поляки обратились к Антанте с согласием признать линию Керзона, только бы остановить войну. Верховный Совет Антанты направил ноту советскому правительству (хотя, когда тоже самое совершала Польша никаких нот не направлялось) с требованием заключить перемирие с Польшей и отвести войска. Руководство страны Советов, так же, как и поляки полгода назад, отвергли ноту и продолжили наступление. Под Варшавой, «гениальный» молодой командир РККА М. Тухачевский (дворянин, предположительно польского происхождения, хотя точных данных не имеется), был разбит. Произошло «чудо на Висле».
Результатом войны стал заключенный Рижский мирный договор, по которому Западная Беларусь и Западная Украина входили в состав Второй Речи Посполитой. Отдельным пунктом мирного договора было предоставление белорусскому, русскому и украинскому народам гарантий по соблюдению прав и свобод:
«Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов… Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы» (статья VII Рижского мирного договора).
Сразу после становления польской власти, на территории «Всходних Кресау» началась их полонизация и жесткое окатоличивание. Отношение к жителям «Всходних Кресау» (если они не были поляками) со стороны польских властей было как к людям второго сорта. Об этом пишет газета виленская газета «Белорусские ведомости» от 10 октября 1921 года:
«Отношение к белорусам со стороны многих начальников и определённой части общественности очень пренебрежительное. Нас считают то москалями, то большевиками, то вообще людьми второго сорта. Беларусь, частично попавшая под власть Польши, поделена на провинции-воеводства, и не видно, чтобы в этих воеводствах проводилась политика по принципу, объявленному в первые дни польского господства в нашем крае: равные с равными, вольные с вольными.»
85 процентов жителей Западной Беларуси жили в сельской местности и были крестьянами. Хотя большей половиной земли они не владели. Около полумиллиона хозяйств владели лишь 50% сельхозугодий. Остальная земля принадлежала помещикам, в большинстве своем полякам.
В 1925 году польские власти провели аграрную реформу, за счет помещичьих земель. Большую часть земли, передали осадникам (Osadnictwo wojskowe). По сути это были вооруженные колонисты, ранее участвовавшие в советско-польской войне.
Проведение реформы сопровождалось переделом земли крестьян. Если у них находили неучтенную землю, то налагали налог за все прошлые годы. Работники фискальных органов – секвесторы – забирали за долги все подряд: коров, сено, постельные принадлежности, верхнюю одежду, не считаясь с нуждами людей.
По словам свидетелей, которые еще остались в живых, простой народ при Польше жил впроголодь. Большая часть того, что давало крестьянское хозяйство, уходило на уплату налогов государству. Тогдашнюю крестьянскую пищу составляла, например, «затирка» — молочный суп с обжаренной мукой.
Не лучше положение было и на производстве. Западная Беларусь составляла почти четверть территории Речи Посполитой, а вот промышленных предприятий тут было всего 2,8 процента. Рабочий день длился 10 часов и более, большинство рабочих получало 2-4 злотых в день. Один килограмм хлеба стоил 0,45 злотых, сахара — 1,4 злотых, масла – 6,3 злотых. А за один метр шерстяной ткани нужно было выложить 33 злотых.
Белорусское население лишалось возможности получать образование на своем языке. В 1923 году на территории Западной Беларуси было закрыто 350 белорусских школ, а к 1926 году осталось только 4 белорусские и 8 смешанных белорусско-польских школ.
Белорусским детям вбивали в мозг польское стихотворение, которое считалось гимном польских детей:
«Кто ты естэш? Поляк малы. Яки знак твой? Ожел бялы…».
После совершения в 1926 году Ю. Пилсудским государственного переворота и установление диктатуры, положение Западной Украины и Западной Беларуси разительно изменилось. Вот только не в лучшую сторону.
Политические партии, которые еще действовали на территории Второй Речи Посполитой, не угодные режиму были распущены, а их члены направлены в созданный на территории Березы-Картузской концентрационный лагерь. Там побывали не только белорусские борцы, но и украинские националисты. Об издевательствах в лагере писал деятель УПА Тарас Бульба-Боровец. Заключение в лагере длилось полгода, при необходимости его можно было также без суда, административным порядком продлить еще. Чтобы скрыть статистику замученных, многих находящихся при смерти заключенных «освобождали» и вывозили умирать за пределы лагеря.
Польские власти своими действиями породили партизанское движение на территории Западной Беларуси. Еще в начале 20-х годов начали возникать партизанские отряды, отдельные из них насчитывали по 500 бойцов. В 1922 г. в восточных воеводствах Польши произошло 878, в 1923 – 503 партизанских выступления. За 1924-1925 годы было проведено порядка 300 боевых операций, результатам которого стало введение чрезвычайного положения и проведение репрессий.
Наиболее длительное время действовали отряды на территории Полесского воеводства, которые возглавляли Орловский и Корж. Отдельные отряды действовали до конца 1925 года.
Несмотря на ликвидацию партизанского движения польские власти не смогли жить спокойно. Стихийные крестьянские выступления в 30-х годах ярко показывают отношение простых белорусов к полякам. Только за 1934 год произошло около 100 выступлений. Помимо обычных забастовок и саботирования шарварков (принудительных обязательных работ, которые устанавливались для работы на польских осадников) происходили случаи уб ийства секвесторов.
Национальный и экономический террор сопровождался дискриминацией по религиозному признаку. Православные храмы массово закрывались, вплоть до полного разрушения, а на их месте возникали католические костелы.
Источник:
10 комментариев
4 года назад
Получается, к 22.06.41 в Белоруссии были готовы, натренированны.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена