Первое сражение броненосных эскадр в истории
В 1862 году состоялось Сражение на Хэмптонском рейде, но там участвовали всего пара кораблей. Первое полноценное сражение эскадр произошло только в 1866 году.
Местом действия стало Адриатическое море, где столкнулись интересы Королевства Италии и Австрийской Империи. Камнем преткновения стала Венеция, принадлежавшая Австрии. Военно-морской флот Италии должен был обеспечить поддержку сухопутной армии, перерезав пути снабжения австрийских сил. В свою очередь, австрийский флот придерживался оборонительной тактики.
У Италии было больше кораблей, но боевой дух был существенно ниже. Адмирал Карло Пеллион де Персано не желал выводить флот в море, оправдывая это неготовностью к бою. В это время его противник контр-адмирал Вильгельм фон Тегетхофф активно приводил морские силы в боевую готовность. Он получил эту должность накануне войны, но уже успел сделать многое. Флот получил пару новых броненосцев, а устаревшие деревянные линкоры обшивались обрезками рельс и цепями.
Австрийский броненосный фрегат Erzherzog Ferdinand Max
Только 16 июля Итальянский флот начал действовать. Был принят план высадки десанта на остров Лисса. На следующий день из базы в Анконе вышла итальянская эскадра в составе: 12 броненосных кораблей, 6 винтовых фрегатов, 4 колёсных корвета, 4 канонерские лодки и несколько транспортов. С 18 июня итальянцы начали обстреливать береговые батареи австрийцев на острове. Тегетхофф телеграфировал защитникам: «Держитесь!». И вывел эскадру в море. Обстрел укреплений на острове заставил замолчать многие орудия. Даже не смотря на то, что австрийцам удалось вывести из строя броненосный корвет Formidabile, их положение становилось критическим. В свою очередь, итальянцы потратили большие запасы угля и боеприпасов, а их командам требовался отдых. Но они ещё не знали о выходе в море флота Австрийской Империи.
Рано утром, 20 июля, австрийское дозорное судно обнаружило противника. Эскадра Тегетхоффа была построена в виде клина, в 3 линии. Первыми шли броненосные корабли, целью которых был прорыв линии неприятеля. Вторая линия должна была заняться итальянскими фрегатами, а третья — прикрывать фланги. Командиры всех кораблей имели право действовать по своему усмотрению. По мнению Тегетхоффа, бой должен был свестись к «свалке», что лишило бы итальянцев численного преимущества.
Расположение кораблей на момент начала боя
Примерно в 7 утра с посыльного корабля Королевского флота Италии тоже обнаружили австрийскую эскадру. Десант на остров отменили, и теперь броненосцы адмирала ди Персано начали выстраиваться в линию. Тут стали заметны первые проблемы в рядах итальянцев. Эскадра Королевского флота выстроилась в слишком растянутую кильватерную колонну. А адмирал, никого не предупредив, перешёл на новейший таранный броненосец Affondatore, который находился вне строя. Командиры остальных кораблей продолжали думать, что флагман — Re d’Italia. Линия итальянских броненосцев оказалась слишком растянута, и в ней осталась брешь.
Таранный броненосец итальянского флота Affondatore
Построение эскадры заняло много времени, что дало австрийцам время сблизиться. Как и рассчитывал Тегетхофф, преимущество итальянцев в многочисленной нарезной артиллерии было потеряно. Примерно в 11 часов броненосцы Императорского флота разделили строй итальянских броненосцев. В образовавшейся свалке единственным отличительным признаком стал цвет корпуса. Итальянские корабли были окрашены в серый, а австрийские — в чёрный. Во время этого столкновения австрийцам не удалось таранить противника, но Тегетхофф приказал сосредоточиться на центральных броненосцах противника. Три отрезанных итальянских броненосца контр-адмирала Джованни Вакка начали циркуляцию, пытаясь выйти в атаку на деревянные суда неприятеля. Но австрийские канонерские лодки смогли на какой-то момент отвлечь их. А огонь винтовых фрегатов Donau, Graf Radetzky и Schwarzenberg заставил отступить итальянцев.
В центре ситуация проходила следующим образом. Австрийцы сосредоточили огонь на Re d’Italia, считая его флагманом. Пришедшая ему на помощь канонерская лодка Palestro попала под огонь броненосного корвета Drache. Взрыв австрийской бомбы вызвал пожар на палубе. Но сам Drache потерял грот-мачту и получил повреждения паровой машины, а его командир был убит. Это дало возможность итальянцу выйти под прикрытие возвращающихся броненосцев Вакки. Сам адмирал Тегетхофф на флагмане Erzherzog Ferdinand Max дважды пытался таранить Re d’Italia, правда без особого успеха. Но итальянский броненосец уже получил повреждение рулей и потерял возможность маневрировать. Это определило судьбу итальянца. Австрийский флагман дал полный ход и ударил носом в центр корпуса своего противника. Из образовавшейся пробоины начала стремительно поступать вода и вскоре Re d’Italia затонул.
Гибель итальянского броненосца Re d’Italia. Картина художника Карла Фридриха Серенсена
Австрийские небронированные корабли, проходя через строй врага, встретили итальянские броненосцы. Affondatore принял пару неудачных попыток протаранить деревянный линейный корабль Kaiser. Но командир австрийского линкора решил сам пойти на таран. Это вынудило итальянца начать манёвр уклонения, а Kaiser пошёл на помощь своим фрегатам. Оказавшись напротив крупного броненосца, командир линкора принял решение таранить его. Удар большого, но деревянного, корабля не нанёс серьёзных повреждений. Это оказался итальянский броненосный фрегат Re di Portogallo. Повреждения Kaiser оказались серьёзными: была сломана мачта и труба. Повреждённый линейный корабль стал выходить из боя. Affondatore получил прекрасный шанс добить своего противника, но он им не воспользовался. Стрельба итальянца оказалась неточной, а от тарана адмирал де Персано отказался.
Австрийский линейный корабль Kaiser после сражения
Но подобные ошибки были и у других итальянских кораблей. Ancona дал холостой залп по Ferdinand Max, а San Martino столкнулся с Regina Maria Pia. Взрывы австрийских бомб вызвали многочисленные пожары на итальянских броненосцах. Примерно в 14:30 на Palestro произошёл внутренний взрыв, что привело к его гибели. Понимая положение своих кораблей, адмирал де Персано приказал отходить на базу. Австрийская эскадра также отошла к гавани Сент-Джорджио для устранения повреждений. Через пару дней адмирал Тегетхофф триумфально возвратился в Полу.
По итогам боя потери австрийской стороны составили 38 убитых и 138 раненых. Королевский флот Италии потерял 2 броненосца. С её стороны погибли 619 человек и 161 был ранен.
Цель, поставленная адмиралом Тегетхоффом, — не дать противнику захватить остров Лисса, оказалась выполнена. Но на результате войны победа Австрии не сказалась.
Данный бой показал, что гладкоствольные орудия не могут пробить защиту броненосных кораблей. На удивление, главным оружием стал таран. Поэтому все последующие броненосные корабли имели при себе это оружие. Стали разрабатываться и соответствующие тактики его применения.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
Источник:
2 комментария
4 года назад
Но так как артиллерия стремительно развивалась более нигде таран особо не применялся ибо бой стал вестись на больших дистанциях . Но полвека, практически все боевые корабли таскали с собой эту хрень.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
На новых броненосцах Австро-Венгрии должны были стоять нарезные крупповские пушки. Но Пруссия, готовясь к войне с Австрией, сперва затянула выполнение заказа, а затем и вовсе его аннулировала. В результате, когда Пруссия напала на Австрию, той пришлось ставить на броненосцы то старьё, что нашлось на складах.
Австро-Венгрия проиграла войну Пруссии на сухопутных фронтах. Победа Тегетхоффа осталась, в общем-то, мелким эпизодом.
Вот, если бы крупповские пушки пришли раньше, и результаты боя были бы другими, и корабли потом строили бы по другому, без таранов.
А Италия была нужна для того, чтобы и австрийцам было кого бить.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена