Что сделал Богдан Хмельницкий для русского народа
Богдан Хмельницкий родился в самом конце XVI века на территории тогдашней Речи Посполитой, в местечке под властью польского дворянства. Согласно распространённой версии, род Хмельницких имел шляхетский статус, однако из-за какой-то провинности отец Богдана свое дворянство утратил.
Будущий гетман получил хорошее образование, в совершенстве владел польским и латынью, однако несмотря на обучение в Иезуитском коллегиуме, не перешёл в католичество и остался верен православию. Как он напишет позже, западные христиане "не смогли добраться до самых недр его души".
Помимо языков Хмельницкий выучился ораторскому искусству и риторике, посетил несколько стран Европы, а после обучения отправился в Запорожскую Сечь, где собирался сделать военную карьеру.
И войн на его век хватило с лихвой...
На польско-турецкой войне 1620-1621 годов был убит его отец, а сам Богдан попал в плен к туркам, откуда был выкуплен родней только через два года. После возвращения он присоединился к запорожским казакам, и вместе с ними участвовал в набегах на Османскую империю. Уже 1629 году отряд Хмельницкого атаковал окрестности Константинополя и захватил там богатую добычу, которая обеспечила будущего гетмана состоянием. И карьера Хмельницкого стремительно пошла в гору: он стал писарем Войска Запорожского, а затем — послом казаков при дворе польского короля Владислава IV.
Однако в те годы на территории Украины и других бывших княжеств Древнерусского государства, жестоко ущемлялись права православного населения. Столкнулся с этим и лично Хмельницкий: в 1646 году, когда он был в отъезде, польский шляхтич Данило Чаплинский захватил и разграбил потомственный хутор Хмельницких, засёк до смерти младшего сына Богдана и увез его гражданскую жену.
Польский суд отказал Хмельницкому в восстановлении справедливости, а король ответил на принесенную ему жалобу: "Как это так — вооружённые бравые казаки сами не могут отстоять своих прав?!" Тогда Хмельницкий собрал тех самых бравых казаков и сказал: возьмём справедливость оружием"
В 1648 году казаки провозгласили Богдана Хмельницкого, под знаменами которого собралось почти 100 тысяч человек, гетманом, а Украину - Гетманщиной. Это стало началом войны запорожцев за независимость от польских властей и Речи Посполитой.
2 января 1649 года после победоносной военной кампании, Хмельницкий триумфально въехал через Золотые Ворота в Киев, который приветствовал его перезвонами церквей, пушечными выстрелами и тысячными толпами народа. Студенты Киевской академии приветствовали его с декламациями как Моисея, Богом данного освободителя православного населения от польской неволи. Через несколько дней Иерусалимский патриарх Паисий и Киевский митрополит Сильвестр Коссов в Софиевском соборе отпустили гетману все настоящие и будущие грехи и под пушечные выстрелы благословили на войну с поляками.
Польские источники указывают на то, что именно после этого Хмельницкий превратился из сторонника "казацкой автономии" в освободителя всего православного населения Речи Посполитой. А его победы разожгли пожар народной войны — начались повсеместное восстания православных казаков и крестьян против польских угнетателей.
Крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и устраивали дикие погромы, жертвами которых кроме поляков становилось и еврейское население. Казаки и примкнувшие к ним громили синагоги, сжигали священные книги, а иудеев безжалостно убивали - порой десятками тысяч в день. Католические священники, монахи и евреи от младенцев до стариков вызывали особую ненависть повстанцев...
Но Хмельницкий ясно понимал, что Гетманщина не может бороться в кровавой войне в одиночку — ей была необходима помощь более сильного государства. Он выбрал Москву, что привело к знаковому и важному событию: объединению двух братских народов. В июне 1648 года гетман пишет российскому царю Алексею Михайловичу, сообщая о победах над польским войском и желании Запорожской Сечи объединиться с Россией.
В Москве, взвесив все "за и против", постановили удовлетворить просьбу малоросских казаков. К ним отправили солидное посольство в лице боярина Василия Васильевича Бутурлина, представлявшего царя Алексея Михайловича, окольничьего Ивана Васильевича Олферова (или Алферова) и дьяка Лариона Лопухина со многими сопровождающими людьми. От имени царя Бутурлин передал гетману Хмельницкому символы власти — знамя и булаву, а также богатый костюм и меховую шапку в московском стиле.
8 января 1654 года в городе Переяславле была собрана Рада, которая отличалась от обычных собраний тем, что она была объявлена "явной всему народу", т. е. открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты.
Открывая Раду, Хмельницкий напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет. Гетман с горечью говорил о страданиях, причиненных народу татарскими набегами и властью польских поработителей. После речи гетмана, указывавшего на необходимость для Украины выбрать кого-нибудь из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского — и отдаться в его подданство, народ единодушно закричал: "Волим под царя московского, православного!"
А дальше была война, она из самых жестоких и кровопролитных в русской истории. Города и поселки переходили из рук в руки, что сопровождалось грабежами и почти полным истреблением жителей. Казаки порой принимали сторону врагов России, и казалось бы, эти события перечеркнула все переяславские договоренности, по которым Украина - Малороссия в составе Российской державы получала невиданные прежде права и свободы.
Тем не менее Переяславская рада осталась в истории России и Украины как первый шаг к совместной государственности. Которая дала Украине в составе Российской империи, а затем и СССР возможности в последующие столетия достичь таких успехов, которые "под поляком" вряд ли могли быть возможны...
К сожалению, в наши дни многие начинают забывать, что сила наша всегда была в единстве. Вот и президент России Владимир Путин в ходе недавней "Прямой линии" снова подчеркнул, что русские и украинцы – один народ, единое целое. И напомнил, что русские, украинцы, белорусы – наследники великой Древней Руси.
"Наши духовные, человеческие, цивилизационные связи формировались столетиями, восходят к одним истокам, закалялись общими испытаниями, достижениями и победами. Наше родство передаётся из поколения в поколение. Оно – в сердцах, в памяти людей, живущих в современных России и Украине, в кровных узах, объединяющих миллионы наших семей. Вместе мы всегда были и будем многократно сильнее и успешнее. Ведь мы – один народ," - подчеркивает президент в своей статье "Об историческом единстве русских и украинцев".
Но после распада СССР некоторые политические силы пытаются вновь столкнуть и противопоставить друг другу братские по сути народы. Родственники многих граждан России живут на украинской территории, а украинцы - живут и работают в РФ. К сожалению, власти Украины продолжают активную антироссийскую политику, нагнетая атмосферу страха, придерживаясь агрессивной риторики и потакая неонацистам.
"Правильным" патриотом Украины сейчас объявляется лишь тот, кто ненавидит Россию. По словам Владимира Путина, нынешний курс официального Киева на "формирование этнически чистого украинского государства, агрессивно настроенного к России, по своим последствиям сравним с применением против нас оружия массового поражения". Раскол и противостояние братских народов не принесет благополучия ни одной из сторон - это понимали еще Богдан Хмельницкий и его современники в далеком XVII веке.
А что вы думаете по этому поводу?
75 комментариев
3 года назад
Интересно, когда и где было такое княжество "Украина"?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Я ржу с того как мокшане историю пишут))))))))
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Вот другой вопрос есть - что россиянам так за Украину неймется?Жить мешает?
Удалить комментарий?
Удалить Отмена