Почему власти на 19 лет запретили одну из величайших песен о Великой Отечественной войне
В советское время при применении цензуры частенько скатывались в крайности, а иногда даже просто доходили до откровенного маразма. Именно так было с песней "Враги сожгли родную хату" - одной из самых известных и трогательных песен о Великой Отечественной войне, которую запретили почти на 20 лет.
Михаил Исаковский
Немного истории о создании данного шедевра: в 1945 году соавтор известного поэта Михаила Исаковского Матвей Блантер повстречался с еще одной яркой личностью - Александром Твардовским. Твардовский в ходе той встречи порекомендовал Блантеру зайти как-нибудь на досуге к Исаковскому и оценить новые стихи, которые тот написал, якобы из них замечательная песня получится. Так и случилось: Блантер явился к Исаковскому, но тот сказал, что из стихов этих ничего путного не выйдет, а для песни они тем более не годятся, так как длинные очень. Блантер же забрал стихи, и уже в скором времени пригласил Исаковского к себе домой, где и продемонстрировал песню "Враги сожгли родную хату", а уже на следующий год она была исполнена по всесоюзному радио, но сразу запрещена.
Казалось бы, что в этом замечательном произведении могло быть такого, за что песню запретили? А ничего не было, только то, на что я намекал выше - маразм комиссии, которая отвечала за цензуру. Формулировка, по которой песню запретили, была бредовей некуда - "за потакание народному горю". Возможно, члены комиссии считали, что песня может как-то затмить радость от великой Победы, ведь она в целом про горе солдатское? Как бы то ни было, решение их было вот таким. И это еще повезло, что самого поэта и автора музыки не ждало никаких дальнейших последствий - могли обвинить их в очернении Победы, в упадничестве, и во многом другом, уж таких примеров из истории хватает. Впрочем, тут, скорее всего, сыграло свою роль то, что до этого Исаковский и Блантер работали над легендарной песней "Катюша" и были известны по всему СССР и даже во многих других странах, трогать их было нежелательно.
Матвей Блантер
С другой стороны, наверное, членов комиссии, если мыслить более грандиозно и масштабно, тоже можно понять. На 46-й год сотни и тысячи разоренных войной сел, деревень и городов еще не были отстроены и восстановлены, в отдельных местах был голод, и, конечно, десятки миллионов тех, кто потерял родных и близких - в общем, людям жилось не сладко, много было горя. А песня "Враги сожгли родную хату"...она как бы сыпала соль на раны. Можно ли отстроить страну заново, если люди постоянно будут думать о чем-то негативном, о горестях и лишениях? А эта песня могла проникнуть в самые потаенные уголки сердца, вызвать грусть и печаль даже у самых черствых людей - это было сильное произведение, созданное мастерами, и потому умело вызывать эмоции.
В общем, многие десятилетия песню по радио не пускали. Исаковский стихи данные пытался размещать в журналах, но и там получал твердый отказ.
Хоть песня и была запрещена практически сразу, в народе она осталась, отпечаталась в памяти людей. Пусть не всегда верно, путая слова, но ее пели все: бывшие солдаты, и труженики тылов. Неизвестно, какими путями, но в 1960 году она была исполнена на праздник 15-летия Победы, а спел ее тогда Марк Бернес - зал тогда слушал ее молча и стоя. Но потом она снова пропала на долгие годы, потому что сверху Бернесу запретили ее исполнять. Но народ-то полюбил ее еще больше. И несмотря на все потуги властей изжить это произведение со свету - сделать этого не удалось.
Марк Бернес
В 1965 году Марка Бернеса попросил об одолжении Герой Советского Союза (дважды) маршал Василий Чуйков. Попросил он о том, чтобы Бернес спел на празднике 20-летия Победы его любимую песню - "Враги сожгли родную хату". Поскольку это был очень уважаемый, властный человек, то Бернес не смог отказать и исполнил произведение, и все это транслировалось по телевидению. Вот именно после этого эпизода никаких запретов на исполнение песни на больших экранах и на радио уже не было. Тогда, в 65-м, никто не смог бы противиться воле Чуйкова, а потом никто уже не смог совладать с мнением народа, любившего произведение всем сердцем.
Вот что позднее говорил Исаковский про запрет: "Редакторы — литературные и музыкальные — не имели оснований обвинить меня в чём-либо. Но многие из них были почему-то убеждены, что Победа исключает трагические песни, будто война не принесла народу ужасного горя. Это был какой-то психоз, наваждение. В общем-то неплохие люди, они, не сговариваясь, шарахнулись от песни. Был один даже — прослушал, заплакал, вытер слезы и сказал: «Нет, мы не можем». Что же не можем? Не плакать? Оказывается, пропустить песню на радио «не можем»."
(с) Soldado Channel
Источник:
16 комментариев
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена