Настоящая и страшная судьба степфордских жён
В 50-е года США пришло интересное время. Вся страна была уверена в том, что мужчина должен быть добытчиком, а женщина - хранить очаг и быть безмолвной приставкой к кухне. Вот только девушки, ставшие домохозяйками, жили не так счастливо, как могло бы казаться.
Когда в 50-е годы американских школьниц спрашивали, кем бы они хотели стать через несколько лет, они единогласно говорили: "Выйти замуж". Удивительно, ведь незадолго до этого, в 1925 году, Сесилия Пейн-Гапошкина впервые рассмотрела физические условия в атмосферах звёзд, а в 1928 году Амелия Эрхарт совершила Трансатлантический перелет, во время Второй Мировой войны тысячи женщин взвалили на себя мужские обязанности и достаточно хорошо с ними справились. Почему же все девушки Америки вдруг резко захотели только одного - замуж?
Когда закончились военные действия, то в США наступил демографический кризис. Журналы стали наводнять статьи о том, как тяжело получать высшее образование, как вредно строить карьеру, о том, как вредны работающие мамы для психики детей... Новым эталоном стала не воительница, а идеальная, волосок к волоску домохозяйка. Вся реклама была напичкана образцовыми жёнушками, которые всегда аккуратны, готовят по десять блюд в час на кристально отмытой кухне, ну а сама она, конечно же, всегда красиво одета, накрашена, мила и приветлива.
Влияние СМИ велико... Женщины с тем же рвением, с которым справлялись с тяготами жизни без мужчин, ринулись становиться идеальными. Экономическая ситуация это позволяла: мужчина мог один прокормить семью, пока жена воспитывала детей и обихаживала дом. Нарядные дамы отвозили детишек в школу, потом ехали домой, чтобы посвятить себя намыванию жилища и готовке ужина из трёх-четырёх блюд. Туфли на каблуках стали домашней обувью, ведь в журналах стали публиковать статьи о вреде тапочек... А ведь чаще всего это были не квартиры в 37, ну хорошо, пусть даже 70 квадратных метров. Это были дома, часто в два-три этажа, которые надо было постоянно намывать.
Казалось бы - счастье определено и заперто в идеальный мир с идеальным домом и детьми. Никакого офиса, где кричит начальник, сиди себе и вей гнездо. Но, как любой радикализм и максимализм, это не привело ни к чему хорошему. Женщины стали ощущать себя загнанными лошадьми, ведь планка была ой как высока: ребенок плачет, а не благонравно играет с плюшевой игрушкой? Ужасная мать! Подгорел тост или яичница? Да что ж ты за жена такая, которая и мужа любимого накормить не может!
Но и мужья-то были не слишком довольны происходящим. Чтобы обеспечивать эдакую идеальность им приходилось вкалывать сверхурочно. Они находились в постоянном стрессе перед угрозой увольнения. Ведь тогда он не сможет содержать семью. Этот стресс превратил мужчин в истеричных личностей, которые были готовы срываться на каждую мелочь: недосоленная еда, грязные коленки ребёнка, что пришел с улицы, недостаточно сверкающий пол. Женщины оказались в ловушке: вместо идеального дома, идеального мужа и идеальной журнальной картинки они оказались заперты с неуравновешенным деспотичным надсмотрщиком, который мог наказать за что угодно.
Психотерапия тогда стала невероятно популярной. Сотни степфордских жён приходили ко врачам и рыдая, рассказывали, что они не видят другого способа, как справиться с постоянным напряжением и страхом, как алкоголь. Не уходить в запой, нет! Но регулярный глоточек, раз в час, делали практически все. Они требовали антидепрессанты, однако при этом не прекращали выпивать. Те, кто не получали таблеток для себя шли к детским врачам, требуя выписать успокоительное для ребенка.
"Возьмите прозак, запейте мерло"
Четыре слова стали девизом и секретом улыбки домохозяек-совершенств.
Говорилось ли о хронической усталости? Мало кто предполагал об её настоящей причине. Журналисты писали, что всё дело в плохих рабочих, которые вовремя не чинят бытовую технику. Ещё грешили на большие расстояния, которые нужно было проезжать мамам, отвозя детей в школу. Ещё были уверения, что на женщин очень давит Ассоциация родителей и учителей. Но никто и никогда не ставил под сомнение тот факт, что женщина счастлива будучи домохозяйкой.
Страшное
Начиная с 40-х годов лоботомия становилась популярной. От всего прописывали именно это: от тревожности, от аутизма, от депрессии, от истерии, даже от "недостаточной покорности". На минуту, в США, в начале 50-х, проводилось около пяти тысяч таких операций в год!
Психиатр Уолтер Джей Фримен разработал новую технику, которая позволяла делать процедуру без сверления черепа. У него, кстати, не было образования хирурга, но он завёл себе "лоботомобиль" и разъезжал по стране, проведя что-то около трех с половиной тысяч операций.
6% пациентов умирали. Другие столкнулись со следующим: потеря координации, недержание мочи, эпилепсия, набор веса, паралич. Кому повезло, тот "отделался" невозможностью критически мыслить, апатией и невозможностью предсказывать последствия своих поступков.
Женщины, которые потеряли способность делать хоть что-то и начинали мочиться прямо на пол гостиной, помещали в клинику на всю оставшуюся жизнь, а вместо "поломанного робота" просто заводили нового. Ну в самом деле - самому себе стирать что ли?!
И теперь, внимание, это была середина 20 века. Не глухая африканская деревня.
Американским девочкам удаляли головки клитора. Эту процедуру делали родители своим детям, которых застукали за изучением себя и своих половых органов. Вот таким вот варварским и садистским способом "защищали" нравственность ребенка. Но и это ещё не все: муж мог отправить свою жену, взрослого человека, на эту процедуру, если ему казалось, что жена ведет себя как нимфоманка или просто слишком истерична.
Сексуальное образование было скудным и ханжеским. Из-за того, что мужчины не понимали важности прелюдии, девушки часто страдали вагинизмом - это спазм лобково-копчиковой мышцы, из-за которых классический секс становился попросту невозможным. Карательная медицина сунула нос и сюда - ткани вагины растягивали зеркальцем. Сей недуг объясняли излишней "властностью" пациенток, поэтому никакой анестезии им не полагалось, а жуткая боль наоборот полагалась: сама виновата, ты должна знать, кто главный в семье.
В начале 60-х женщины стали всё чаще говорить, что жизнь домохозяек их не устраивает. В 1961 году девушки массово вышли на первую демонстрацию за мир. В 1963 году появился первый документальный фильм о домохозяйке, рассказывающей, что чувствует себя в ловушке. Позже Redbook создал рубрику Why Young Mothers Feel Trapped ("Почему молодые матери ощущают себя пленницами"), на которую получил 24 тысячи отзывов от американок.
Сказалось, кстати, и влияние СССР. Первая советская леди Нина Хрущёва отказалась трепаться о семье и обедах с женой американского президента и вместе с мужчинами стала обсуждать политику. Стали появляться публикации, где говорилось о русских детях работающих мам, которые гораздо самостоятельнее, тогда как американские оказались одним из самых инфантильных поколений.
Становилось ясно: демографические проблемы нельзя решить, заперев женщин на кухне. Эта овчинка выделки не стоит.
Тысячи девочек по всей Америке сбегали из "порядочных" домов, предпочитая жить в коммунах хиппи, работая за копейки, только чтобы не повторить маминой судьбы, которая всю себя положила в мужа и дом. Такие вот "вечные" семейные ценности не протянули и десяти лет, начав умирать.
Потребовалось так мало времени женщине, чтобы понять: навязанная идеальная картинка ведет не к уютному счастью, а в красивый и благоустроенный ад.
Источник:
34 комментария
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена