DWN: вслед за Китаем от доллара отворачивается и Юго-Восточная Азия
Несколько стран Восточной и Юго-Восточной Азии постепенно отказываются от использования доллара США в трансграничной торговле. Вместо этого они стремятся проводить больше операций в национальных валютах. В таком переходе решающую роль играют финансовые и политические факторы, пишет Deutsche Wirtschafts Nachrichten.
В последние годы в регионе значительно увеличилось количество расчётов в национальной валюте, то есть коммерческих операций, осуществляемых исключительно в национальных валютах участвующих в них стран.
Постепенная регионализация систем обработки платежей в обход американской мировой резервной валюты даёт о себе знать в виде институциональных нововведений. В августе 2020 года Министерство финансов Японии подписало с Центральным банком Индонезии соглашение об использовании национальных валют в двусторонней торговле. Соглашение направлено на «укрепление макроэкономической стабильности путём поощрения использования национальных валют в торговле и прямых инвестициях между Индонезией и Японией».
Ещё в 2016 году Таиланд и Малайзия заключили аналогичное соглашение об использовании бата и ринггита. В следующем году к нему присоединилась Индонезия, а весной 2019 года — Филиппины.
В основу модели положена стратегия, разработанная Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в рамках которой государствам-членам предлагается делать ставку на использование своих национальных валют для оплаты транзакций, а не на «всё ещё господствующий» доллар.
АСЕАН считает себя лидером в области использования региональных валют. Но это ещё не всё: амбиции стран выходят далеко за рамки этого аспекта и направлены на большую экономическую и политическую интеграцию региона в целом. Для достижения этой цели АСЕАН по примеру Евросоюза стремится создать совместно управляемые структуры.
Ни одна страна в регионе не добивается полного исключения доллара из своих торговых операций с соседями столь последовательно, как Китай.
Многомиллиардный газовый контракт сроком на 30 лет, подписанный президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином в начале зимних Олимпийских игр, знаменует «стратегический отход от доллара» — китайцы собираются платить за сибирский газ исключительно в евро. Кроме того, параллельно с газовым контрактом на 10 лет был продлён и нефтяной. В какой валюте будут осуществляться операции в рамках этого соглашения, пока неясно.
В сентябре прошлого года российская нефтяная компания «Газпром нефть» объявила, что взаиморасчёты за некоторые услуги между двумя странами из долларов будут переведены в рубли или юани. Между тем доля доллара в китайско-российской торговле упала до менее чем 50% от общего объёма сделок.
В середине февраля глава Народного банка Китая И Ган заявил, что более пристальное внимание к местным валютам укрепило «систему финансовой защиты» региона от внешних потрясений. Как отмечает издание, действия Пекина направлены не просто на превращение юаня в признанную валюту для международной торговли, а с прицелом на далёкое будущее — в резервную валюту и реальную альтернативу доллару.
В то время как Китай продвигает «дедолларизацию» в первую очередь по финансовым и геополитическим причинам — в частности, в качестве защитной меры от возможных санкций со стороны США, — Юго-Восточная Азия, вероятно, переходит на национальные валюты в первую очередь из-за опасений неизбежного «сдвига центров тяжести» в международной финансовой системе и «значительного оттока капитала», отмечает Deutsche Wirtschafts Nachrichten.
Источник:
11 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена