1974 год
1974 год.
Самолет, летевший из Японии во Францию, садится в Москве. На борту – единственная пассажирка. Она загадочно улыбается и словно не удивлена неожиданной смене маршрута. Впрочем, за 500 лет она привыкла ничему не удивляться.
«Виновницей» незапланированной посадки стала директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. Узнав, что «Мона Лиза» экспонируется в Японии, она поняла, что это – единственный шанс показать ее в СССР, ведь обратно в Париж самолет точно полетит через советскую территорию.
И – рискнула.
Убедила в серьезности своего безумного плана министра культуры Фурцеву. Выполнила все невыполнимые требования, которые выдвинула французская сторона, включая эксклюзивное пуленепробиваемое стекло.
Так «Джоконда» единственный раз побывала в нашей стране. Да и вообще с тех пор не уезжала дальше другого этажа Лувра.
Самолет, летевший из Японии во Францию, садится в Москве. На борту – единственная пассажирка. Она загадочно улыбается и словно не удивлена неожиданной смене маршрута. Впрочем, за 500 лет она привыкла ничему не удивляться.
«Виновницей» незапланированной посадки стала директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. Узнав, что «Мона Лиза» экспонируется в Японии, она поняла, что это – единственный шанс показать ее в СССР, ведь обратно в Париж самолет точно полетит через советскую территорию.
И – рискнула.
Убедила в серьезности своего безумного плана министра культуры Фурцеву. Выполнила все невыполнимые требования, которые выдвинула французская сторона, включая эксклюзивное пуленепробиваемое стекло.
Так «Джоконда» единственный раз побывала в нашей стране. Да и вообще с тех пор не уезжала дальше другого этажа Лувра.
11 комментариев
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Вот об этом просмотре и сложилась названная история. Была ли она на самом деле? Да и никто подтвердить её реальность не может. Её рассказывали примерно с середины 1970-х гг., Имя центрального персонажа поначалу называли, но со временем оно затерялось. Ведь широкая интеллигентская масса СССР с тех пор стала полагать этого человека круглым дураком, а Раневскую, и без того давно признанную остроумицу, объявили тогда же мудрейшей и «посадившей дурака в лужу». Так что группировка, в которую входил «дурак», постаралась, чтобы имя его забылось.
Как бы там ни было, но этот неизвестный ныне человек по ходу дела имел неосторожность сказать в присутствии Раневской, что шедевр да Винчи не произвёл на него никакого впечатления. Якобы услыхав такую крамолу, Раневская указала рукой на «Джоконду» и громогласно обратилась к вечно крутившейся вокруг неё стайке пресмыкавшихся почитателей:
Эта дама уже столько веков производит впечатление на людей, что давно получила право выбирать, кому ей нравиться, а кому нет.
Удивительно то, что человек, высказавший собственное мнение об одном из многочисленных произведений живописи, не пожелавший восторгаться «платьем короля», но воскликнувший: «А король-то голый!» предстаёт в данной интеллигентской байке дураком. Ведь интеллигенция, как правило, преподносится нам как свободолюбивая и справедливая часть общества, весьма терпимая к иной точке зрения. И вдруг интеллигенция оказалась «жучкой» на поводке общественного мнения. Даже странно как-то.
Однако вспомним, что весь XVI, весь XVII, весь XVIII и весь XIX вв. подавляющее большинство творцов и ценителей творчества, именно те, кто и сформировал каноны западноевропейской возрожденческой культуры, открыто полагали «Джоконду» самым слабым (если не сказать «мусорным») произведением Леонардо да Винчи. Что только в середине XIX в. романтичный Теофиль Готье, прогуливаясь в залах Лувра, ненароком углядел «загадочную» улыбку моны Лизы, а до того ни о какой улыбке никто не поминал. Что только после того, как Готье написал о замеченном феномене, вокруг портрета стала складываться группка почитателей. Что великую и бесконечную славу непревзойдённого шедевра «Джоконда» получила лишь после того, как была украдена в августе 1911 г. и стала предметом всеобщего поиска, оставаясь таковой вплоть до 5 декабря 1913 г. Слава-то моны Лизы, оказывается, начиналась как кичевая и сохраняется только благодаря вековому пафосному толковищу вокруг неё, этому высосанному из пальца флёру изящной болтовни. И тогда невольно встаёт вопрос: так кто же в истории с моной Лизой, Раневской и почвенником предстаёт неумным человеком?
Вопреки уже сложившейся традиции никто!
Человек, который без кривляний высказал собственную точку зрения, безусловно, имел на то полное право. А вот «остроумица», ляпнувшая на потеху своей компании эффектную, но откровенно глупую пошлятину, высказала великую, к сожалению, с трудом понимаемую людьми истину. Правда, сама Раневская (конечно, если она и впрямь такое сказала) понятия не имела о том, что в действительности изрекла. Она полагала, что всего лишь «обрезала деревню» из противной группировки. На деле же актриса заявила, что любое произведение, созданное истинным творцом, будучи явленным в этот мир, освобождается от своего родителя и начинает жить своей, независимой от создателя жизнью, оказывая особое, свойственное только ему влияние на окружающий мир. Особенно ярко это заметно в живописи."
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Зато для столичной элиты, особенно для творческого бомонда, были организованы особые просмотры по принципу «любуйся, пока не надоест». В этом небольшом сообществе высшая интеллигенция всегда кучкуется враждующими группировками, там все знают друг друга, и избранные острословы жёстко пикетируются на спонтанно возникающие темы, а вездесущая свита их разносит истории о склоках по всей столице. "
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена