Странности любви: Менделеева и Блок
В те времена любительский театр был модным у интеллигенции и постановка "Гамлета", где Саша Блок сыграл принца, а Люба - Офелию, стала определяющей. Тогда юный и возвышенный поэт вроде бы уже прошёл через болезненную страсть к замужней и многодетной Ксении Садовской, однако в своих стихах того периода ставил инициалы и Садовской, и Менделеевой.
Саше Блоку - семнадцать, Любе Менделеевой - шестнадцать. Самая пора для любви, однако по завершении дачного сезона они расстались. Летний роман, ничего особенного. Но всё пошло несколько иначе.
Любовь Дмитриевна писала в своих мемуарах: "О Блоке я вспоминала с досадой. Я помню, что в моём дневнике, погибшем в Шахматове, были очень резкие фразы на его счет вроде того, что "мне стыдно вспоминать свою влюбленность в этого фата с рыбьим темпераментом и глазами..." Я считала себя свободной". Но когда они случайно встретились в 1901 году в Санкт-Петербурге, девушка писала: "Эта встреча меня перебудоражила". Таким же был и Блок. С той самой встречи он стал посвящать своей Любочке стихи, называя её Прекрасной Дамой, Таинственной Девой, Вечной Женой.
Когда поэт сделал Любе предложение, то семья Менделеевых благосклонно отнеслась к нему.
Весной 1903 года пара обручилась, а 30 августа (уже по новому стилю) обвенчалась в церкви села Тараканово. Оттуда молодые уехали к Блоку на квартиру в Санкт-Петербурге. На этом идеальность союза была окончена.
В первую же брачную ночь Блок сообщил своей музе, что считает физическую любовь недостойной их высоких отношений и что ничего этого пошлого между ними не будет. Она же не какая-нибудь там падшая женщина, в конце концов.
Любовь Дмитриевна была в шоке и ужасе, она решила, что Сашура, как она его называла, разлюбил её. Блок поклялся, что всё совсем не так, что он наоборот слишком любит её, свою музу, она для него практически святая, воплощение Вечной Женственности. Какие плотские утехи могут быть с Богиней, это кощунство. Потом чмокнул Таинственную Деву в лоб и ушёл в другую спальню.
Любовь Менделеева самыми разными способами пыталась соблазнить молодого супруга: свечи, красивые наряды, соблазнительное нижнее бельё. Но поэт был непреклонен и Любовь вспоминала: "Не могу сказать, чтобы я была наделена бурным темпераментом южанки. Я северянка, а темперамент северянки - шампанское замороженное. Только не верьте спокойному холоду прозрачного бокала, весь искрящийся огонь его укрыт лишь до времени".
Да, если бы тогда молодая жена знала, что это не волнение, не сумасшествие, а то, на что она обречена была на всю оставшуюся жизнь, то скорее всего ушла бы обратно, в отчий дом, в тот же день. Но Любовь Дмитриевна верила и надеялась, что когда-нибудь её муж станет ей полноценным супругом. Она на протяжении года после свадьбы оставалась невинной, а "Сашура" меж тем, не отказывал себе в сексе с другими женщинами. Они ж не Прекрасные Дамы, чего стесняться.
Через год Любовь всё-таки смогла соблазнить Александра, но долгожданная близость не доставила особого удовольствия никому из них.
Позже, в их союзе появился третий человек - поэт Борис Бугаев, которого мы знаем как Андрея Белого. Который как раз так полюбил Любу Менделееву не только за её прекрасную душу. Этот тройственный союз продлился до 1907 года, после чего Люба бросила Белого. Но чувства Блока были выше всего этого.
Кстати, Блок был тем ещё ходоком и не чурался называть "Прекрасными Дамами" и своих поклонниц, и актрису Наталью Волохову, да даже проституток. Свои сексуальные фантазии он не ограничивал.
Со временем, интимные отношения с женой стали более-менее регулярными, но по рассказам Любови Дмитриевны они были так себе: "Редкие, краткие, по-мужски эгоистичные встречи". Всё это продолжалось примерно полтора года.
Биограф Блока Владимир Новиков утверждал: "Между супругами нет того, что составляет земную сторону брака. Блок убеждает Любовь Дмитриевну в том, что им не нужно "астартической" любви. Он делает это вполне искренне, но в то же время не по свободному выбору, а вынужденно. Налицо некая психофизиологическая аномалия, которая препятствует обыкновенной телесной близости. По сути дела, предпринята попытка брака, состоящего исключительно в душевном и духовном единении супругов".
Молодая и здоровая женщина не могла долго существовать в этом состоянии и ничего удивительного, что у Любови Дмитриевны стали заводиться любовники. Чаще всего это были актёры. О каждом из них она писала Блоку и клялась, что любит только его. Как говорится, третий не лишний, третий - запасной.
Когда же Любовь Дмитриевна забеременела от актёра под псевдонимом Дагоберт, что совершенно не взволновало Блока: "Будем растить". Поэт не мог иметь своих детей из-за перенесённого сифилиса. Но малыш умер вскоре после рождения.
К тому моменту, когда до Блока наконец дошло (читай - нагулялся), что никакие актрисы и проститутки не заменят ему Любочку, она уже отдалилась от супруга, заводя необременительные романы. Она была приятной женщиной в самом расцвете сил, целибат был для неё наказанием и мукой. А Блок только к концу жизни осознал, что для него существует только одна-единственная женщина - его Люба. И он её любил. Когда ему было удобно, в общем.
Любовь Дмитриевна пережила мужа на восемнадцать лет. После его смерти замуж она больше не вышла и последним её словом стало "Сашенька"...
Источник:
3 комментария
3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена