“Целилась в коммунизм, а попала в Россию”: Почему в СССР не любили Елену Боннэр - властную жену академика Сахарова
О ней знали далеко не все. Но вот те, кто был знаком - относились к Боннэр неоднозначно.
Елена Боннэр была второй супругой академика Андрея Сахарова и известной диссиденткой.
В 1985 году ей разрешили уехать в США. Елене предстояла сложная операция на сердце и партийные руководители СССР пошли ей навстречу. Но некоторые из них идею отъезда резко раскритиковали. Громче всех возмущался секретарь ЦК партии Михаил Зимянин:
“Ни о какой её порядочности и говорить не приходится. Без сомнений её будут использовать против нас”.
Его суровые комментарии оставили без внимания и Боннэр благополучно уехала. В Штатах она остановилась у дочери, которая перебралась в США ещё в 1970-х. Советский журналист Александр Палладин оказался свидетелем этой поездки:
“В 1985 г. уже все советские диссиденты поняли, что целились они в коммунизм, а попали в Россию. Но только не Боннэр. Она каждый день выходила покурить на террасу и с удовольствием давала интервью дежурившим у дома ее дочери журналистам и рассказывая страшилки о жизни в Советском Союзе.
Позже один из внимательных американцев написал письмо в редакцию бостонской газеты с вопросом, который позже подхватили и другие издания: "Если госпожа Боннэр действительно приехала делать операцию на сердце, то почему в своем положении она не откажется от главного – не бросит курить". На следующий день Боннэр, как ветром сдуло”.
В 1987 году она вернулась в СССР и вместе с Сахаровым приняла участие в создании обществ “Мемориал” и “Московская трибуна”.
По рассказам родственников, Боннэр была женщиной властной. После брака Сахаров переехал жить к ней. Мужу она разрешала встречаться с его детьми от предыдущего брака только при ней. Вот что рассказывал сын Сахарова об отношениях с мачехой:
“Я никогда не мог поговорить с отцом один на один. Присутствие Боннэр было обязательно. Деньги он нам высылал по 150 рублей. Но делал он это по почте. Судя по всему, так ему сказала сделать мачеха. После смерти отца наследство было поделено с преимуществом для ее детей.
Виртуозно она поступила с деньгами от Березовского. Тогда фонд Сахарова испытывал трудности с деньгами. Олигарх выделил 3 млн долларов. Но Елена Георгиевна эти деньги перевел в фонд Сахарова не в России, а в США, который, по сути, занимается коммерций. Музей отца остался без денег”.
Характер Боннэр подмечали и посторонние люди. Как-то раз художник Андрей Бочаров пришёл нарисовать академика и поделился впечатлениями о встрече с его супругой:
“Андрей не во всём видел только черное. Он много раз хвалил Советский Союз. Но за каждый положительный отклик о СССР, он моментально получал затрещину от жены – оплеуху по лысине. Андрей безропотно всё это терпел”.
Поэтому и репутация у Елены Боннэр сложилась далеко не самая лучшая. В СССР она всегда была в тени известного мужа, кроме группы диссидентов и критиков режима о ней мало кто слышал. А на западе её ставили вровень с супругом и уважали не меньше, чем его. В 2011 году в Бостоне Елена Боннэр умерла от сердечного приступа. Её кремировали и урну с прахом захоронили на Востряковском кладбище в Москве, рядом с останками Андрея Сахарова.
Источник:
29 комментариев
3 года назад
Я не только о Боннэр, но и о всяких Макаревичах и др. подобным им.
Я искренне удивляюсь таким людям!
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена3 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена