Россияне назвали «Сталкер» Андрея Тарковского самым нудным фильмом
Граждане России прошли опрос, согласно которому назвали самый тяжелый фильм для просмотра. Им оказался «Сталкер» Андрея Тарковского. Многие назвали фильм нудным, а некоторые даже не увидели в нем смысла.
«Сталкер» – кино не для массового зрителя.
Картина занимает 30-е место в списке самых кассовых фильмов СССР, а вот в рейтинг лучших по оценке «Советского экрана» и вовсе не попала. Вероятно, что режиссер забыл об основной цели кино — развлекать.
Творчество Андрея Тарковского признано по всему миру, но его элитарное кино не всегда понятно рядовому зрителю. Критики решили разобрать его фильм «Сталкер».
По словам критика, взятый у Стругацких сюжет Тарковский переделал в нудное вялое повествование, растянутое на 2 часа 35 минут.
Давайте все-таки попытаемся расставить все точки над I. Вот был такой Александр Сергеевич Пушкин. Критики упрекали его "Дубровского" в некоторой, как сейчас бы сказали, "попсовости" - мол, это легковесное чтиво. А теперь "Дубровский" является величайшим произведением русской литературы. Может, именно потому, что повесть интересная и увлекательная? Но Пушкин все-таки жил на широкую ногу и в долг. Его огромные долги закрыл после смерти император Николай I. Поэт не мог разбогатеть, сочиняя свои бессмертные творения. В то время еще слишком узок был круг потенциальных читателей.
А вот Федор Михайлович (Достоевский) уже был, так сказать, на самоокупаемости. Писатель создавал свои гениальные творения с единственной целью - прокормиться. И между прочим вошел в пятерку самых читаемых авторов мировой литературы. Скажите, если бы книги Достоевского были нудными и тягучими, как не будем говорить у кого, разве бы их покупали? Разве бы заработал Федор Михайлович на них хоть сотую часть денег? Конечно, нет. У Достоевского не было выхода - он писал интересно, чтобы буквально не умереть с голоду. И как блестяще у него это получалось.
Теперь к Тарковскому. Какие его фильмы вошли в список лидеров советского кинопроката?
- 1980 год - Сталкер. 30-е место.
- 1975 год - Зеркало. Не нашел.
- 1973 год - Солярис. 31-е место.
- 1966 год - Андрей Рублев. Не нашел
Я пересмотрел список лучших фильмов СССР по опросу журнала "Советский экран" и также не обнаружил там фильмов Андрея Тарковского. Так для кого и для чего он снимал? Для кинокритиков? Тарковский мастерил свое кино за государственный счет, тратил колоссальные деньги без цели окупиться в прокате. А попробовал бы он пожить в шкуре Достоевского, когда "не снимешь интересно - не поешь"!
Вот сейчас любители Сталкера мне напишут: "Автор, ты скуд умом. Ты настолько туп, что тебе не понять это умное великое кино". Видите ли, кино искусство - развлекательное. Оно рассчитано на массового зрителя.
То есть это некий продукт, имеющий все внешние признаки кинематографа, но таковым не являющийся. Cюжет-то любопытный (взятый у Стругацких): трое смельчаков идут искать комнату счастья и ведут философские разговоры. Все их приключения можно было спрессовать в минут 40, ну максимум час. И при должном усердии режиссера, фильм стало бы интересно смотреть (возможно). Но 2 часа 35 минут, и при этом не "Титаник", и не "Ирония судьбы", а просто неспешные перемещения трех видавших виды мужичков по унылой свалке под монотонные звуки. Я понимаю, что там заложен глубокий философский смысл. Но подача - на уровне школьника. Ее просто нет. Талант режиссера в том, чтобы предельно быстро, понятно и наглядно донести до зрителя умные (и не очень мысли). В чем талант здесь? Истратить уйму километров дефицитной пленки, снимая полянку с травой?
К актерам нет претензий. Они хорошо играют - но только то, что им сказали. Анатолий Солоницын, появляясь на несколько минут в фильме "Мужики" в роли алкаша-художника запоминается и то лучше, чем за все 2,5 часа в "Сталкере". Как и пронзительный и трагический дядя Егор в "Афоне" (Николай Гринько) и хладнокровный убийца Ломбард в "10 негритятах" (Александр Кайдановский).
А когда Вам скажут "Алиса Фрейндлих", вы вспомните Огудалову, Калугину или жену Сталкера?!
Сцену снимали в московском районе Котловка
Так что проблем с пониманием глубокого смысла нет. Он ясен. Я очень сочувствую герою без работы с дочкой-инвалидом, понимаю душевные страдания и метания профессора и писателя. Только кино-то тут при чем?! Все это упаковано не в динамичный кинофильм, а в нудную, тяжелую, вязкую субстанцию. Это мое мнение, я никому его не навязываю. В рамках обсуждения давайте будем корректными. Только сначала честно признайтесь: вам Сталкер было смотреть так же интересно, как "Ивана Васильевича"?
Ну Бог, с ним с Иваном Васильевичем. Давайте так: смотреть "Сталкер" так же интересно, как например, "Председателя" с Ульяновым? Он ведь тоже полон глубоких мыслей, это вам не гайдаевская комедия положений. Неужели никакого отличия, с точки зрения динамики, сюжета, вовлеченности в фильм?
Источник:
68 комментариев
2 года назад
Критик - чудак на букву М, даже в вопросе не разобрался
Сценарий для КФ "Сталкер" писали сами Стругацкие, а не "взял идею Тарковский", дальше можно не читать
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Через полчаса встал и прошёл к выходу первый человек. Минут через пять - второй. Потом дверь уже не закрывалась, народ шёл и шёл на выход...
Короче до конца фильма, где Янковский ходит со свечкой, досидел я один...
Можно, конечно сказать, что весь народ идёт не в ногу, один только гениальный Тарковский в ногу. Но всё же кино надо снимать для зрителя, а не для пары высоколобых кинокритиков.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена