Россияне назвали «Сталкер» Андрея Тарковского самым нудным фильмом
Граждане России прошли опрос, согласно которому назвали самый тяжелый фильм для просмотра. Им оказался «Сталкер» Андрея Тарковского. Многие назвали фильм нудным, а некоторые даже не увидели в нем смысла.
«Сталкер» – кино не для массового зрителя.
Картина занимает 30-е место в списке самых кассовых фильмов СССР, а вот в рейтинг лучших по оценке «Советского экрана» и вовсе не попала. Вероятно, что режиссер забыл об основной цели кино — развлекать.
Творчество Андрея Тарковского признано по всему миру, но его элитарное кино не всегда понятно рядовому зрителю. Критики решили разобрать его фильм «Сталкер».
По словам критика, взятый у Стругацких сюжет Тарковский переделал в нудное вялое повествование, растянутое на 2 часа 35 минут.
Давайте все-таки попытаемся расставить все точки над I. Вот был такой Александр Сергеевич Пушкин. Критики упрекали его "Дубровского" в некоторой, как сейчас бы сказали, "попсовости" - мол, это легковесное чтиво. А теперь "Дубровский" является величайшим произведением русской литературы. Может, именно потому, что повесть интересная и увлекательная? Но Пушкин все-таки жил на широкую ногу и в долг. Его огромные долги закрыл после смерти император Николай I. Поэт не мог разбогатеть, сочиняя свои бессмертные творения. В то время еще слишком узок был круг потенциальных читателей.
А вот Федор Михайлович (Достоевский) уже был, так сказать, на самоокупаемости. Писатель создавал свои гениальные творения с единственной целью - прокормиться. И между прочим вошел в пятерку самых читаемых авторов мировой литературы. Скажите, если бы книги Достоевского были нудными и тягучими, как не будем говорить у кого, разве бы их покупали? Разве бы заработал Федор Михайлович на них хоть сотую часть денег? Конечно, нет. У Достоевского не было выхода - он писал интересно, чтобы буквально не умереть с голоду. И как блестяще у него это получалось.
Теперь к Тарковскому. Какие его фильмы вошли в список лидеров советского кинопроката?
- 1980 год - Сталкер. 30-е место.
- 1975 год - Зеркало. Не нашел.
- 1973 год - Солярис. 31-е место.
- 1966 год - Андрей Рублев. Не нашел
Я пересмотрел список лучших фильмов СССР по опросу журнала "Советский экран" и также не обнаружил там фильмов Андрея Тарковского. Так для кого и для чего он снимал? Для кинокритиков? Тарковский мастерил свое кино за государственный счет, тратил колоссальные деньги без цели окупиться в прокате. А попробовал бы он пожить в шкуре Достоевского, когда "не снимешь интересно - не поешь"!
Вот сейчас любители Сталкера мне напишут: "Автор, ты скуд умом. Ты настолько туп, что тебе не понять это умное великое кино". Видите ли, кино искусство - развлекательное. Оно рассчитано на массового зрителя.
То есть это некий продукт, имеющий все внешние признаки кинематографа, но таковым не являющийся. Cюжет-то любопытный (взятый у Стругацких): трое смельчаков идут искать комнату счастья и ведут философские разговоры. Все их приключения можно было спрессовать в минут 40, ну максимум час. И при должном усердии режиссера, фильм стало бы интересно смотреть (возможно). Но 2 часа 35 минут, и при этом не "Титаник", и не "Ирония судьбы", а просто неспешные перемещения трех видавших виды мужичков по унылой свалке под монотонные звуки. Я понимаю, что там заложен глубокий философский смысл. Но подача - на уровне школьника. Ее просто нет. Талант режиссера в том, чтобы предельно быстро, понятно и наглядно донести до зрителя умные (и не очень мысли). В чем талант здесь? Истратить уйму километров дефицитной пленки, снимая полянку с травой?
К актерам нет претензий. Они хорошо играют - но только то, что им сказали. Анатолий Солоницын, появляясь на несколько минут в фильме "Мужики" в роли алкаша-художника запоминается и то лучше, чем за все 2,5 часа в "Сталкере". Как и пронзительный и трагический дядя Егор в "Афоне" (Николай Гринько) и хладнокровный убийца Ломбард в "10 негритятах" (Александр Кайдановский).
А когда Вам скажут "Алиса Фрейндлих", вы вспомните Огудалову, Калугину или жену Сталкера?!
Сцену снимали в московском районе Котловка
Так что проблем с пониманием глубокого смысла нет. Он ясен. Я очень сочувствую герою без работы с дочкой-инвалидом, понимаю душевные страдания и метания профессора и писателя. Только кино-то тут при чем?! Все это упаковано не в динамичный кинофильм, а в нудную, тяжелую, вязкую субстанцию. Это мое мнение, я никому его не навязываю. В рамках обсуждения давайте будем корректными. Только сначала честно признайтесь: вам Сталкер было смотреть так же интересно, как "Ивана Васильевича"?
Ну Бог, с ним с Иваном Васильевичем. Давайте так: смотреть "Сталкер" так же интересно, как например, "Председателя" с Ульяновым? Он ведь тоже полон глубоких мыслей, это вам не гайдаевская комедия положений. Неужели никакого отличия, с точки зрения динамики, сюжета, вовлеченности в фильм?
Источник:
68 комментариев
2 года назад
Есть развлекательное кино (комедии, мелодрамы, боевики и т.д.), а есть т.н. "серьёзные фильмы" (драмы, философские и пр.). Это всё! А "кино не для всех" - это уже выдумка эстетствующих кино-критиков, которые раздувая щёки (как Киса Воробьянинов) пытаются нам показать, что только "подготовленный" зритель может понять тот или иной фильм.
В чём эта "подготовка" мне непонятна. На мой взгляд, фильм тот хорош (фильмы "презервативы" - которые посмотрел, и через пять минут уже забыл о чём фильм, я счёт не беру) который западает в душу, заставляет плакать и смеяться, сопереживать и ненавидеть.
К таким фильмам, я не могу отнести "Сталкер". Я не переживал, я вообще не мог понять что происходит на экране? Кому я должен сопереживать? Сталкеру? Какой он юродивый? Он хитрожопый поц, прикидывающийся тяжелобольным на всю башню, но при этом он поддерживает миф о "зоне" рассказывая о "ужасных вещах" (ведь достоверно ни кто не знает что там на самом деле), но, регулярно туда наведывается притаскивая "простачкам" т.н. "артефакты", естественно не просто так, а за соответствующее вознаграждение.
Профессору? Который ради любопытства пошёл в "зону", что бы посмотреть на "комнату счастья" (а был ли мальчик?), но при этом, он захватывает на всякий случай (!) мегатонную бомбу, что бы, ни кто не смог это комнатой в корыстных целях воспользоваться.
Писателю? Который, по его же словам, ничего путного и не написал, с ужасным характером (наверняка писал доносы в "соответствующие органы" на своих товарищей по цеху), и к тому же, расположенного к алкогольной зависимости.
Жена Сталкера - женщина давно махнувшая на себя рукой (судя по её внешнему виду), с ребёнком-дауном с паранонормальными способностями со странным именем – «Обезьянка». Живущая со Сталкером скорее не по любви, а от страха остаться одной, в годах и ещё с больным непонятно чем ребёнком, без средств к существованию.
И кого я должен любить и переживать?
Далее постапокалиптические пейзажи, от которых зубы ломит от боли (в постсоветском кино, это была любимая тема, вспомните фильм Василия Дичула "Маленькая Вера", пейзажи, звуки маленького рабочего посёлка с полной безнадёгой, от которой хочется повеситься на ближайшей осине), пейзажи "зоны" которые утомляют, и в купе с диалогами персонажей превращаются в единый раздражающий гул. И главный вопрос: ради чего это всё затевалось? Каков посыл? И какой из этого вывод? - "Сие науке неизвестно!". Я понимаю что фильм "451 градус по Фаренгейту", снятый в 1966 году французским режиссёром Франсуа Трюффо, это фильм-притча, а это что было? Что мне хотел сказать режиссёр?.....
Вообщем, не задело меня "высокое искусство", только вызвало одну оскомину о и раздражение.
И последнее.... На телеканале "Искусство" (раньше это был достойный канал, много интересного можно было увидеть, но когда однажды на пульте сдохла батарейка, я перестал смотреть «зомбиящик», чему, я безмерно рад) была такая рубрика - "Кино не для всех", там, совершенно случайно я на-ткнулся на фильм Ким Ки-Дука "Пустой дом", сначала было как-то странно – герои не произносят не единого слова, потом, меня заинтересовало: что будет дальше? И я досмотрел фильм до конца, и сейчас с удовольствием пересматриваю немного странные, где-то парадоксальные, фильмы этого южнокорейского режиссера. К чему это я? «Трудно сказать, реальность или сон, тот мир, в котором живём».
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
А ради интереса надо бы пересмотреть, вдруг с годами восприятие изменилось, а значит, и мнение другое возможно.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена