"Семнадцать мгновений весны" (1973): мундир для Штирлица и немецкий саботаж
Хочется вспомнить любимейший советский сериал "Семнадцать мгновений весны", снятый Татьяной Лиозновой по одноимённому роману Юлиана Семёнова.
Военная драма о советском разведчике полковнике Исаеве, внедрённом в высшие эшелоны власти нацистской Германии под именем штандартенфюрера фон Штирлица, снималась с 1971 по 1973 год и стала в СССР абсолютно культовой.
5 ноября - День военного разведчика России
На протяжении многих лет, прошедших после выхода "Семнадцати мгновений..." на экран, дотошные журналисты и ценители сериала одолевали расспросами режиссера, актеров, желая узнать малейшие подробности появления этой чудо-картины. А вот работавшая в съемочной группе художником по костюмам Мариам Быховская, создавшая эскизы одежды для всех героев фильма, практически всегда оставалась в стороне от этих интервью. Мариам Александровны не стало в 2011 году, но однажды она успела рассказать некоторые подробности, как шла работа над фильмом.
Мариам Быховская
— ..."Семнадцать мгновений весны" были очень сложны с точки зрения постановки. Поэтому один лишь подготовительный этап перед началом съемок длился месяца два. Фильм "многофигурный», с массой действующих лиц, поэтому и костюмов для него требовалось очень много. Наверное, в любом другом случае оперативно подготовить все необходимое было бы просто нереально. Однако этот сериал "опекал" сам Андропов, а потому наши технические проблемы решались быстро.
По специальному правительственному распоряжению на нескольких швейных предприятиях — в Прибалтике, в Киеве — занялись выполнением заказов для "Семнадцати мгновений"... Кроме того, на территории СССР еще сохранились в то время склады, набитые амуницией гитлеровской армии — ее после войны вывезли из Германии. Мы получили разрешение использовать эти трофеи для съемок. Я ездила на склады и отбирала подходящее обмундирование. В него потом одевали статистов, участвовавших в массовых сценах, — например проход колонны немецких солдат по улице...
Однако для исполнителей ведущих ролей, конечно, требовалось сшить новые костюмы. На ткацкой фабрике в Свердловске остановили плановую работу целого цеха, чтобы освоить выпуск ткани, скопированной с образцов военных лет, — из нее и предстояло кроить мундиры немецких офицеров и генералов...
Пошивкой формы для Штирлица, Шелленберга, Мюллера, Айсмана, Гиммлера, Бормана занимались мастера экстра-класса: военное ателье на Фрунзенской набережной, которое обшивало тогда весь наш генералитет, из-за этого на несколько месяцев прекратило прием заказов и шило мундиры для "гитлеровцев".
Все необходимые аксессуары — петлицы, ордена, значки, погоны, кокарды — изготавливали в мастерских "Мосфильма". Поскольку фильм многосерийный и съемки его шли долго, практически каждый комплект формы для основных персонажей пришлось делать в нескольких экземплярах. Когда один мундир "работал в кадре", его "дублера" чистили, гладили, подправляли...
При работе над эскизами костюмов мне было важно соблюсти историческую достоверность. Ради этой самой достоверности пришлось много времени потратить: заказывала подборки альбомов и фотографий в методическом кабинете на киностудии, просмотрела массу старых документальных фильмов, сидела в библиотеках и архивах, в музейных фондах искала — мне был тогда обеспечен доступ в любые, даже самые закрытые хранилища.
Кроме того, у нас на картине работал специальный консультант, предоставленный ведомством Андропова. Все звали его Браун, но настоящая фамилия была засекречена, ее даже в титрах не указали. Ходили слухи, что он во время войны был советским разведчиком и, внедрившись к немцам, служил у них в каком-то из подразделений вермахта. Так вот этот человек досконально знал все тонкости, касающиеся военной формы офицеров Третьего рейха, и пока он не утвердит очередной изготовленный мундир, артист в нем сниматься не имел права. Консультант подсказывал мне, какая именно форма должна быть на Штирлице в той или иной ситуации — на встрече с Шелленбергом, в Управлении, в поездке на швейцарскую границу...
— Случались на съемках и нештатные ситуации с костюмами. Помню, приехали мы в ГДР — снимать эпизоды на улицах Берлина. Заранее было согласовано, что местная киностудия "Дефа" обеспечивает нас массовкой — причем не только отбирает людей, но и предоставляет соответствующую времени одежду для них. В первый же съемочный день, когда эта "дефовская" толпа собралась, мы глянули на их "экипировку" и обомлели... Какой уж там стиль 40-х годов?! Обычный современный ширпотреб! Лиознова — в отчаянии: костюмы совершенно никуда не годятся. Пришлось ее успокаивать: "Не волнуйся, сейчас все исправим!" Я ведь, как чувствовала, привезла из Москвы на всякий случай 60 ящиков с "правильными" костюмами.
Когда статистов одели в немецкую форму от советских портных, сами немцы были потрясены. Несмотря на то, что фильм черно-белый, мундиры эсэсовцев в ателье Минобороны сделали цветными, с золочением и плетеными шнурами.
И в другой раз "социалистические" немцы нас подвели. По плану должны были снимать несколько эпизодов с участием Геринга. В павильоне на нашей киностудии к этому времени все необходимые декорации подготовили. Из ГДР приехал в Москву немецкий артист, который исполнял в фильме роль рейхсмаршала... Вот только появился он в Москве без маршальского мундира! А ведь было заранее обговорено с немецкой студией, что именно они готовят все костюмы для Геринга (не ездить же ему на каждую примерку к нам в Первопрестольную!). То ли на "Дефе" перепутали, то ли им "Семнадцать мгновений..." вообще не по душе были... Но тогда выяснять причины времени не оставалось, ведь простой готового павильона в немалую сумму обходится! Значит, надо срочно для Геринга мундир готовить. А вы же знаете, что этот гитлеровский маршал отличался прямо-таки необъятными габаритами — ну и актера подобрали соответствующего. Где взять одежду, которая налезет на такую "глыбу"? Нашли все-таки два похожих мундира, и за одну ночь из них мастерицы костюмерного цеха сделали один огромный "геринговский".
Вильгельм Бурмайер - рейхсмаршал Герман Геринг в форменном кителе, пальто и фуражке
Иногда я и сама рукодельничала, чтобы герои были одеты как надо. Когда надумали снимать эпизод, где Штирлиц на корте играет в теннис, я быстренько распустила одно из платьев своих и сшила спортивную рубашку для штандартенфюрера... Да вы не пытайтесь вспомнить эти кадры: они в фильм так и не вошли.
А вот знаменитая сцена "с глазами" — эпизод, где Штирлицу устраивают встречу с женой в кафе, — снималась, помнится, в авральном порядке. Поэтому для артистки Элеоноры Шашковой, приглашенной на эту эпизодическую роль, подготовить какой-то специальный наряд мы попросту не успели, и она играла в одном из собственных костюмов...
Элеонора Шашкова - жена полковника Исаева / Штирлица
Почти все рабочие эскизы, подготовленные Быховской во время работы над знаменитым сериалом, впоследствии "разошлись на сувениры". Так что Мариам Александровна смогла найти в папке лишь несколько листов.
Слева эскиз арестантского костюма пастора Шлага. Справа Ростислав Плятт - пастор Фриц Шлаг
Увиденное на них удивило: "Вы хотите сказать, что этот блондин в эсэсовской форме — Штирлиц? А вот этот, в полосатой арестантской робе — пастор Шлаг? Совсем не похожи..."
— Так ведь я же рисунки делала не ради портретного сходства. Тут цель другая: проработать детали костюма, создать его "изюминку"...
Слева эскиз платья "Дамы с лисой". Справа Инна Ульянова - подвыпившая дама с лисой в отеле "Горные лыжники". "Когда про нас, математиков, говорят как о сухарях, - это Ложь! В любви я Эйнштейн!" Горжетка из лисы у нее в руке, если кто забыл
Чёрная форма, в которой ходят на протяжении всего фильма сотрудники РСХА, - это парадная одежда членов СС, в которую входило и Главное управление имперской безопасности. Такие мундиры надевали достаточно редко и только по случаю каких-либо торжеств. В повседневной жизни сотрудники РСХА носили форму серого цвета. Именно в таких мундирах и запечатлены офицеры и генералы РСХА на кадрах кино- и фотохроники. А в 1944 году парадную черную форму вообще отменили: к тому времени нацистам стало не до праздников и торжеств.
"Правильная" серая и "неправильная" черная форма
Тут приходится констатировать, что консультант Браун оказался вовсе не таким суперзнатоком, каким его представили Мариам Александровне и другим создателям фильма. Ветеран по непонятной причине допустил серьезнейшую ошибку (а может, сделал это умышленно), "завизировав" черную эсэсовскую форму для Штирлица и его коллег по РСХА. И многократно "растиражированный" в "Семнадцати мгновениях..." черный мундир перекочевал потом во многие из советских фильмов "про войну".
В "повседневной" форме светло-серого цвета с двумя погонами и черными петлицами Штирлиц запечатлен лишь в единственном эпизоде: когда он приходит на доклад в приемную Гиммлера.
Благодаря необыкновенной популярности сериала и до сегодняшнего дня 99 % российских зрителей уверены, что в Германии в феврале 1945 года эсэсовцы ходили затянутыми в черные мундиры с красной повязкой со свастикой на рукаве и в начищенных до зеркального блеска сапогах. Этот миф — один из наиболее устойчивых среди тех, что породили "Мгновения". Причем утверждение этого мифа происходило по вполне прозаическим обстоятельствам. Когда-то, при съемках Сергеем Бондарчуком другого великого фильма — "Война и мир" — было пошито большое количество униформы образца 1812 года: как русской, так и французской. После окончания съемок костюмы (а также муляжи вооружения) отправились в запасники киностудии. И с этого времени, как только возникала нужда в форме этого периода, сразу же обращались сюда. Это происходит и по сей день — хотя часть реквизита пришла в негодность, значительная часть все еще вполне подходит для использования.Та же ситуация произошла и с костюмами из "Семнадцати мгновений". Значительное количество хорошо пошитых черных мундиров СС перешло в запасники, откуда они начали свое триумфальное шествие по экранам многочисленных советских фильмов "про войну". Новые шили только для актеров, исполнявших ведущие роли в фильмах. Миф возмужал и прочно укрепился в сознании зрителей.
Внимательные зрители наверняка отметили характерное движение головы Мюллера – он время от времени как-то нелепо дергать шеей. Татьяна Лиознова была в восхищении от умения Броневого одним жестом подчеркнуть раздраженное состояние шефа гестапо. А оказалось, что все дело было в узком воротничке рубашки. Вся эта жестикуляция возникла оттого, что Броневому сшили мундир на два размера меньше и воротник постоянно врезался ему в шею! Актеру было неудобно, он все время дергался. Но выглядело движение настолько выразительно, что его решили оставить – так у Мюллера появился нервный тик.
В Германии Тихонова чуть не арестовали и едва не побили. Он решил отправиться из гостиницы на съемочную площадку в форме штандартенфюрера СС – недалеко ведь, чего время терять. Жители Берлина сочли актера приверженцем фашизма, задержали и уже собирались сдать в полицию. Но на шум прибежали члены съемочной группы и отбили Тихонова у рассерженной толпы.
А еще для Штирлица привезли в Германию сто белых рубашек – стирать их было негде, да и некому, ведь костюмеров с собой не взяли из экономии. Сорочки шили по всей стране, и в результате Штирлиц выглядел на экране безупречно.
Штирлиц в белой рубашке. Единственный небезупречный вид. Картошка печеная - деликатес из детства
Источник:
47 комментариев
2 года назад
Никто в третьем рейхе не позволил бы женщине служить в СС и носить такой мундир.
Шовинисты.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
PS Впрочем, девушкам вполне идет нацистская форма... я без всяких намеков... По мне, так - идет...
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Еще раз, девушки не служили в СС, они служили в подразделениях, обслуживающих СС. Две большие разницы. В организации, называемой СС, женщины не служили.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена