Зачем Александр Сергеевич русалку на дерево посадил?
Вступление к «Руслану и Людмиле» – это целая феерия необычных персонажей – сказочных, мифических, былинных. И это далеко не хаотическое нагромождение образов. Ведь Александр Сергеевич не был бы великим, если бы не использовал логичные и обоснованные метафоры.
Зачем же классик взгромоздил красавицу с рыбьим хвостом на дуб?
Водяные девы – это персонажи самых разных культур. У нас они имеют множество имён: мавки, лоскотухи, шутихи, купалки, водяницы, лешачихи, берегини и не только.
Европейское видение
Но русалки европейские от наших отличаются. Так, в Европе люди верили, что это красивые девушки, у которых рыбий хвост вместо ног. Тогда как наши предки считали, что это духи людей, которые погибли не своей смертью. И никаких хвостов и плавников у них не было.
Оаннес
Большинство исследователей считает первым персонажем, напоминающим русалку, вавилонского бога Оаннеса. Он по собственному желанию мог менять форму, отращивая то ноги, то хвост. В Сирии такой богиней была Атаргате – покровительница рыбаков.
В славянской культуре русалка или мавка чаще всего предстаёт в образе прекрасной девушки с длинными распущенными волосами. Обычно обнажённой либо в простой не подпоясанной рубахе. Славяне приписывали этим существам невероятные способности, к примеру, превращение в неодушевлённые предметы.
В словаре Даля говорится, что русалка – это сказочная жительница водоёма. Но о хвосте и чешуе речи не идёт. А ведь он явно не опустил бы такой важный момент. В Большой советской энциклопедии сказано, что этот образ есть объединение представлений о духах воды и плодородия с людьми, которые погибли не своей смертью. Причём речь шла только о некрещеных детях и девушках, скончавшихся до замужества. То есть о чистых и непорочных.
Поскольку упокоения такие души не получали, то люди проводили специальные обряды – изгнания из села или деревни. Чтобы русалки не докучали и не осложняли и без того непростую жизнь живых. В лес относили подношения – лоскуты, нитки, клубки, еду, деревья украшали специально сплетёнными венками, на которых русалки раскачивались как на качелях. Очень любили это развлечение и могли качаться часами. Такой образ в поэме Пушкина – это отражение не только славянской русалки, у которой не было хвоста, но и участницы ритуала – девушки, принимавшей участие в обряде изгнания.
«Русалки», И. Крамской
Длинные распущенные волосы – важная отличительная черта этих духов. Ведь в культуре славян девушкам категорически запрещено было ходить с распущенными волосами. Это считалось позором. А вот для участниц церемоний на русальной неделе делались исключения.
В предисловии к поэме русалка и леший не зря упоминаются рядом. Ведь они духи леса. Водной стихией русалки не брезговали, но всё же отсутствие хвоста и плавников делало их больше обитательницами леса, а не водоёмов. А изящные ножки легко позволяли взбираться на деревья и раскачиваться на ветвях в ожидании жертвы или просто в своё удовольствие.
Источник:
48 комментариев
2 года назад
Ага, особенно, если учесть, что поверия о русалках так, совсем "немножко" старше христианства.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена