Голбешники: самая загадочная и жуткая секта эпохи Российской империи
Странных и страшных сект на Руси было не так много. Но всё же они имели место, идя вразрез с общепринятой религией. Как, к примеру, добровольно уродовавшие себя скопцы или с радостью идущие в огонь старообрядцы-филипповцы.
Но эти сектанты – странники или голбешники, которых также называли бегунами, одинаково индифферентно относились как своей, так и к чужой жизни.
Основателем этого течения, появившегося на Руси после смерти Петра I, считается солдат в отставке Ефимий, которому по неизвестным причинам пришло в голову объявить себя хранителем старой веры. Мужчина всю жизнь отдал службе, а после отставки примкнул к старообрядцам.
Но у них Ефимий надолго не задержался и выдвинулся в свободное плавание, неся в массы свою нехитрую философию: не служить, не работать, не подчиняться никакой власти, отказаться от семьи и дома.
А что делать? Просто бегать по миру, пока Всевышний не призовёт к себе. Такая нехитрая философия без обязательств многим пришлась по вкусу. Довольно скоро основатель стал обрастать адептами: сначала примкнули те самые филипповцы, а затем и другие люди, по каким-то причинам выбравшие жизнь в движении.
Течение быстро распространилось не только в центральных губерниях, но и в Сибири, на Урале и не только.
Все христианские обряды Ефимий объявил сатанинскими. А вот блуд если не вознёс на пьедестал, то относился к нему вполне терпимо. Чтобы грешники были прощены, достаточно раскаяния и порицания окружающих. Надо сказать, что для наглядности основатель везде появлялся со своей любовницей Ириной.
Голбец
После смерти доморощенного философа в 1792 году в рядах адептов начались брожения. Часть потеряла радикальную настроенность, заселилась в дома и занялась хозяйством. А остальные решили следовать заветам до конца и поселились у более лояльных товарищей по секте. В буквальном смысле – сидели в подполе и жили исключительно верой. Такая форма бытия получила название «жиловое странничество».
Голбец
Голбешниками странников стали называть в честь голбца – небольшого чулана в избе, где находился вход в подпол. Там и жили – в темноте и сырости истинные верующие.
Впрочем, выходили они и на свет, перемещаясь между населёнными пунктами от одного «хозяина» к другому. И попутно собирая немалое подаяние, которое полностью отдавали своим «мирским» товарищам.
Деньги развращают, и к секте стали примыкать аферисты и мошенники всех мастей, стремящиеся банально разбогатеть. Ряды пополнялись каторжниками (в том числе беглыми), дезертирами и прочим малоприятным людом.
Потом секта раскололась на множество ещё более мелких и узких течений. Так появились подпольщики, скрытники, пустынники, федоринцы, беловерцы.
Но все они были относительно безобидны по сравнению с действительно жутким ответвлением странников – красноверами (красносмертными), заселившими Пермскую губернию. Фундаментом их учения стала странная смесь диких скандинавских ритуалов с базовыми канонами бегунов, щедро приправленная обрядами, возвышающими смерть.
Красноверы устраивали из желания добровольно уйти из жизни, которое очень даже поощрялось, целое шоу. Причины могли быть любые – старость, болезнь, просто усталость от мира. Объявивший о своём решении сектант перед часом икс сутки проводил в избе, лёжа на лавке и слушая псалмы, которые непрерывно читал собрат по секте. В назначенный час (для пущего ужаса обычно ночью) из подпола вылезал исполнитель – крепкий мужчина, облачённый в красную рубаху (отсюда и название). И клал жертве на лицо подушку тоже красного цвета, давя, пока лежащий не умирал. Далеко не всегда это происходило сразу. А у некоторых сектантов процесс происходил не только в присутствии палача и чтеца, но и большого количества единоверцев, славящих смельчака и творящих молитвы во имя его.
У отдельных особенно радикальных течений практиковались человеческие жертвы. Несчастных (обычно это был ребёнок, подросток или юная девушка) закалывали ритуальными ножами до смерти. А от тела избавлялись, бросая в лесу, чтобы выдать за жертву нападения диких зверей.
К маленьким детям скитальцы вообще относились крайне жестоко. Ведь это обуза в пути. Поэтому от большинства младенцев избавлялись, убивая или просто бросая на гибель от голода.
Даже когда отношение официальной церкви к сектам смягчилось, это не отразилось на их обрядах и ритуалах. Отчасти это можно объяснить многолетними гонениями за непохожесть. Но как объяснить садистские практики ритуальных жертв, убийства собственных детей, закапывание живьём людей? Только тем, что относительно безобидное вначале направление превратилось в скопище неадекватных людей с психическими отклонениями.
Источник:
17 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
зы вера это не фанатизм (точнее не обязательно). Хотя не спорю - перегибы есть. Особенно это касается мракобесия ЗАО РПЦ и подобных
Удалить комментарий?
Удалить Отмена